На признание Россией независимости ДНР и ЛНР западные страны отреагировали не только персональными и экономическими санкциями: они также поставили на паузу политические и дипломатические контакты с Москвой. В Вашингтоне и Париже отказались от идеи проведения саммита с участием РФ, госсекретарь США и глава МИД Франции отменили встречи с российским министром иностранных дел. Между тем Россия уже выдвинула новые жесткие требования: и хоть адресованы они на сей раз напрямую Украине, без участия Запада предотвратить дальнейшую эскалацию вряд ли удастся.
На признание Россией независимости Донецкой и Луганской народных республик США, Евросоюз, Великобритания, Канада и ряд других стран предсказуемо отреагировали резким осуждением и санкциями — как персональными, так и экономическими. Они коснулись в основном официальных лиц, проекта «Северный поток-2», нескольких госбанков и их дочерних структур, суверенного долга РФ. При этом было объявлено, что это лишь «первая порция» заготовленных рестрикций и если Россия пойдет на дальнейшие шаги, нарушающие территориальную целостность и суверенитет Украины, последует следующий санкционный «транш».
В то же время США и их европейские союзники заявили, что не отказываются от попыток урегулировать кризис путем переговоров. «Время на то, чтобы не допустить развития ситуации по наихудшему сценарию, все еще имеется,— сказал, объявляя о новых антироссийских санкциях, президент США Джо Байден.— Соединенные Штаты, их союзники и партнеры остаются открытыми для дипломатии, если таковая является серьезной».
Но как именно США себе на данном этапе представляют дальнейшее взаимодействие с Россией, пока непонятно.
Последние месяцы отличались небывалой плотностью политических и дипломатических контактов между Москвой и западными столицами. С одним только французским лидером Эмманюэлем Макроном президент РФ Владимир Путин с нового года пообщался семь раз — как по телефону, так и лично. Еще буквально накануне объявления о признании самопровозглашенных республик французские дипломаты радовались, что их президенту удалось убедить лидеров США и РФ провести сначала двусторонний саммит, а затем созвать многостороннюю встречу в верхах с целью обсуждения нового порядка мира и стабильности в Европе. Ожидалось, что 24 февраля глава МИД РФ Сергей Лавров обсудит эту тему со своим американским коллегой Энтони Блинкеном в Женеве, а затем 25-го полетит в Париж на переговоры с министром иностранных дел Франции Жан-Ивом Ле Дрианом.
Однако после признания Россией ДНР и ЛНР все эти планы посыпались. Энтони Блинкен заявил, что не видит смысла встречаться с Сергеем Лавровым. В Белом доме добавили, что планов встречаться с Владимиром Путиным у Джо Байдена более нет. Отказался от встречи с Сергеем Лавровым и Жан-Ив Ле Дриан. В Елисейском дворце дали понять, что о подготовке каких-либо саммитов речь более не идет.
Россия наращивает давление
Как долго продлится эта переговорная пауза, пока непонятно. Ясно одно: власти РФ не намерены останавливаться на достигнутом. Это недвусмысленно следует из заявлений, сделанных Владимиром Путиным. Во-первых, он сообщил, что Россия признала ДНР и ЛНР в границах «Донецкой и Луганской областей в то время, когда они были в составе Украины». При этом президент РФ не уточнил, как именно новые республики или Москва намереваются добиваться установления контроля над огромными территориями этих областей, которые сейчас подконтрольны Киеву. «Мы рассчитываем, что все спорные вопросы будут разрешены в ходе переговоров между киевскими сегодняшними властями и руководством этих республик,— лишь сказал Владимир Путин.— К сожалению, на данный момент времени мы понимаем, что это невозможно, поскольку боевые действия там до сих пор продолжаются, и больше того, они имеют тенденцию к обострению. Но надеюсь, что так будет в будущем».
Во-вторых, президент РФ потребовал у Украины и других стран признать легитимность вхождения Крыма в состав России. «Никто под дулом автомата или под штыками людей не мог согнать на избирательные участки (на референдуме в Крыму.— “Ъ”). Они пришли добровольно и приняли свое решение воссоединиться с Россией. И нужно уважать это решение. Если те, кто так или иначе оспаривают, все-таки считают себя демократическими странами, должны в конце концов это признать»,— обосновал он свое требование.
В-третьих, Владимир Путин призвал Украину отказаться от устремления в НАТО и провозгласить нейтралитет. И наконец, в-четвертых, президент РФ потребовал сделать Украину «демилитаризованной» страной, назвав этот пункт главным. «Это единственный объективно контролируемый фактор, который можно наблюдать и на который можно реагировать,— заявил он.— Остальное переворачивается с сегодня на завтра, в любую сторону».
В Киеве эти требования с ходу отвергли. Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль сказал, что они «противоречат выбору украинского общества».
Украина встала на военные рельсы
Тем временем Украина активно готовится к обороне. Началом реализации мобилизационного сценария стало принятое в среду решение Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) ввести режим ЧП на всей территории страны, кроме Донецкой и Луганской областей, где и так действует особый режим в связи с боевыми действиями.
В тот же день президент Владимир Зеленский подписал указ о призыве резервистов в ряды Вооруженных сил Украины (ВСУ). Призыву подлежат лица от 18 до 60 лет. Как сообщили в украинском Генштабе, «это будут как офицеры, так и рядовой, сержантский состав». Предполагается, что ряды ВСУ пополнят 36 тыс. человек. Однако объявлять всеобщую мобилизацию власти Украины пока не считают нужным. «Нам необходимо оперативно доукомплектовать украинскую армию и другие военные формирования»,— пояснил президент Зеленский.
О введении военного положения речи пока не идет. Назвав эту меру преждевременной, секретарь СНБО Алексей Данилов, впрочем, заверил: власти незамедлительно пойдут на этот шаг в случае российского вторжения.
Кроме того, в среду Верховная рада одобрила законопроект о «бюджете военного времени». Закон будет действовать три месяца и позволит правительству по согласованию с президентом перераспределять все военные расходы без одобрения парламента.
На этом фоне МИД Украины «в связи с усилением российской агрессии» призвал граждан воздержаться от любых поездок в Россию, а тех, кто уже находится в ней, немедленно покинуть страну. Есть и более радикальные предложения, которые пока находятся на стадии рассмотрения. Среди них — проект постановления о разрыве дипотношений и остановке транспортного сообщения с Россией, а также о закрытии границы с РФ и Белоруссией. Владимир Зеленский также не исключил введения визового режима с РФ.
Кроме того, обсуждаются и шаги, которые связаны с желанием наказать Россию, добиваясь введения против нее более жестких санкций Запада. «Ожидаем дальнейших шагов по санкционному давлению»,— заявил Владимир Зеленский.
В связи с этим в среду в Верховной раде были зарегистрированы проекты обращения в ООН, Совет Европы и ОБСЕ об исключении России из этих организаций.
Кроме того, как заявил Денис Шмыгаль, Киев готовит собственные санкции против России, содержание которых он не раскрыл. При этом, как заявил премьер-министр, у Украины достаточно резервов, чтобы противостоять как военной, так и экономической агрессии. По его словам, главная угроза для экономики — паника. «Наша экономика и финансовая система остаются стабильными. У нас есть достаточно резервов и прочности, чтобы противостоять не только военной, но и экономической, торговой, энергетической агрессии. У нас нет никаких экономических причин для ухудшения ситуации, кроме паники»,— отметил Денис Шмыгаль, добавив, что «международные партнеры уже предоставили гарантии и финансовую поддержку на миллиарды долларов».
На фоне ожидания российского вторжения о готовности поддержать власть заявил один из ее главных оппонентов в бизнес-кругах олигарх Ринат Ахметов, которого президент Зеленский обвинял в причастности к подготовке государственного переворота 1 декабря прошлого года с российским участием.
«Украину мы любим, в Украину мы верим, и я убежден, что из этой ситуации Украина и украинцы выйдут сильнее»,— заявил Ринат Ахметов, который в среду вернулся в Киев из-за границы. «Я не останавливаю инвестиции, а продолжаю инвестировать — и это миллиарды долларов в украинскую экономику, в новые рабочие места, и от этого выиграет Украина и каждый украинец. Мы готовы помогать правительству, готовы помогать городам, где расположен наш бизнес. И самое главное — мы помогали, помогаем и будем помогать. Людей в беде мы не оставим — это я могу сказать с уверенностью»,— пообещал он.