Идеальный бумажный шторм
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Татьяна Нижегородская. Наша Версия
На рынке дистрибуции печатных СМИ продолжается передел. Всё идёт к тому, что газетные киоски окажутся в руках пары-тройки крупных игроков. И они смогут диктовать условия любому издателю.
Один из крупнейших региональных дистрибьюторов прессы – ООО «Метропресс» – на грани банкротства. В компании введена процедура наблюдения, а рассмотрение дела о банкротстве назначено на начало января будущего года. Разорение компаний-дистрибьюторов печатной продукции стало уже сложившейся тенденцией. За последние пару лет рынок покинули немало некогда крупных игроков. По прогнозам аналитиков, в лучшем случае этот процесс завершится консолидацией рынка. Издателям же, которые сегодня и без того переживают немалые трудности, доставлять свои газеты и журналы до потребителей станет ещё сложнее и затратнее.
Отметим, что грядущее банкротство «Метропресса» стало следствием крушения других игроков – «Ариа-АиФ» и АО «Роспечать». В банке «Траст» «Метропресс» выступал поручителем по кредитам этих компаний. В результате сегодня банкиры уже подали иски к «Метропрессу» на сумму 2,42 млрд рублей.
Бизнес «Метропресса» и «Ариа-АиФ», по слухам, начал рушиться ещё в 2018–2019 году, после ареста теперь уже бывших владельцев Промсвязьбанка Дмитрия и Алексея Ананьевых. Опальные банкиры владели «Ариа-АиФ» и, по слухам, также контролировали «Метропресс» через кипрский офшор. Однако после банкротства «Ариа-АиФ» они продали свою долю в «Метропрессе».
Заметим, что компания была одним из крупнейших игроков рынка дистрибуции на Северо-Западе. В частности, «Метропресс» управлял сетью киосков под брендом «Первая полоса» в Санкт-Петербурге. Сегодня они перешли другому крупному дистрибьютору – группе «Кардос». Сегодня никому на рынке не легко. Учитывая, что «Кардос» увеличивает свою долю рынка, то и его ответственность перед контрагентами также растёт. Издателям остаётся надеяться, что он справится с этой ситуацией.
В этом году процедуру банкротства начал ещё один крупный дистрибьютор – «АРПИ Сибирь». А годом ранее с рынка ушла «Роспечать», которая имела одну из крупнейших федеральных сетей газетных киосков. Кстати, о банкротстве «Роспечати» следует сказать особо. Владельцем компании долгое время был олигарх Олег Дерипаска, однако, после того как миллиардер в 2018 году попал под американские санкции, более 80% компании перешло под контроль Павла Езубова. Поговаривают, что он является родственником и партнёром Олега Дерипаски. После того как у компании сменился владелец, она начала накапливать долги перед издателями. Так что некогда крупнейшей сети киосков «Роспечати» сегодня де-факто не существует. Вероятно, ещё до банкротства компании часть киосков она сдала в аренду, а потом переписала на другие юридические лица.
Между тем, по словам представителей издательского бизнеса, зачастую банкротство дистрибьюторов – это лишь способ очиститься от накопленных долгов. «Случается и так, что дистрибьютор объявил о банкротстве, при этом тебе чуть ли не на следующий день звонит всё тот же менеджер, только уже от компании с другим названием, и предлагает продолжение сотрудничества. На вопрос, не хотят ли они рассчитаться по старым долгам, обычно отвечают что-то туманное. Понятно, что денег своих мы не получим», – поделился с «Нашей Версией» знакомый с ситуацией Олег Творнов.
Можно предположить, что нынешнее банкротство того же «Метропресса» будет проходить примерно по такой же схеме. Судите сами: при том, что долги компании банку «Траст» составляют несколько миллиардов, процедура банкротства инициирована по заявлению ИП Максима Кривоносова, требующего у «Метропресса» копеечный долг в 311 тыс. рублей. Юристы не исключают, что в этом случае речь может идти о контролируемом банкротстве.
Для издателей подобные «очищения» со стороны дистрибьюторов сегодня становятся настоящим ударом под дых. Цены на бумагу растут уже не первый год, продолжающаяся эпидемия и падение доходов населения существенно снизили спрос на газеты и журналы. Для многих издательств средней руки проблема наискорейшего получения денег от дистрибьюторов за уже поставленную и проданную продукцию зачастую является вопросом выживания. Есть здесь ещё один нюанс. Испытывая финансовые трудности, дистрибьюторы уменьшают количество киосков для продажи прессы. Автоматически сокращаются продажи газет и журналов, что опять же бьёт по издателям и распространителям. Цены на материалы, снижение спроса, уменьшение точек – всё сейчас играет против. И нет никаких позитивных моментов, которые бы уравновесили ситуацию для печатников.
Складывается представление, что дистрибьюторы сегодня нередко координируют свои действия. Если один из крупных игроков перестаёт вовремя расплачиваться с издателями, то и другие увеличивают срок оплаты за проданную продукцию. В результате укрупнение и консолидация рынка дистрибьюторов скорее всего автоматически запустят аналогичные процессы и на издательском рынке. Это значит, что мелкие и средние игроки будут вынуждены уйти, а крупные издательства откажутся от низкомаржинальных проектов.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.