«Муж сказал: «Чего от тебя ждут? Таких же исторических проектов, как «Екатерина». А тебе надо резко сменить траекторию. Просто пойти на канал ТНТ и сказать: «Хочу у вас работать», — рассказывает Марина Александрова.
— А у меня катились слезы от смеха, когда я сценарий читала. Очень круто написано. Впервые за мою карьеру мне не хотелось ни одного слова изменить в тексте. Пока мы снимали, Семен Слепаков (один из сценаристов и продюсеров сериала. — Прим. ред.) с утра до вечера был на площадке. Он исключительный профессионал. В общем, как и все, кто работал на этом проекте. Честно скажу, в моей жизни вообще не было настолько творческой и качественной команды, и я дико счастлива, что этот проект состоялся.
— Да. После «Екатерины...» я девять месяцев не снималась. За это время съездила в Америку, поучилась на курсах для иностранных артистов, пересмотрела безумное количество каких-то проектов, сериалов, кино западного образца. В результате мои запросы стали еще выше, чем были, и уж точно значительно выше того, что мне предлагали. И это уже пугало. Ведь есть планка, ниже которой не хочется опускаться, и в то же время не хочется идти по проторенной дороге — а мне стали предлагать однотипные роли. Я, конечно, обожаю историю, все эти страсти, которые бушевали во времена Екатерины II, Петра Первого, Бориса Годунова, но я живу сегодняшним днем, и мне хочется смотреть кино, в котором бы отображались сегодняшние проблемы. Те, которые возникают у меня, у моих друзей, у соседа по лестничной площадке. К сожалению, пока нам трудно говорить о настоящем. А Семен это может. Он абсолютный Зощенко наших дней, умеет показать все наши проблемы. И у него это не просто критика ради критики. Мы ведь все живем в этой стране, ее любим и поэтому хотим что-то в ней поменять. И очень здорово, что мы, люди творческих профессий, можем это сделать!
— И все-таки этот шаг — от «Екатерины» к съемкам на ТНТ — выглядит очень необычно.
— Но я люблю канал ТНТ и хочу в этом признаться на страницах «7Д». Он живой, творческий, он про нас… Мне говорят: «Да ты что, там же юмор ниже плинтуса!» Я отвечаю: «А вы что, никогда не смеетесь, когда шутят на тему, извините, гениталий? Или если кто-то упал?» Конечно, трудно было представить меня на канале ТНТ после «Екатерины», но первый, кому это пришло в голову, был мой муж (режиссер и продюсер Андрей Болтенко. — Прим. ред.). Он спросил: «Что ты читаешь?» — «Сценарий… Это такой ужас. Я не знаю, что делать». И тогда муж сказал: «Тебе надо резко изменить траекторию движения. Чего от тебя ждут? Таких же исторических проектов, как «Екатерина». А тебе надо просто пойти на канал ТНТ и сказать: «Хочу у вас работать». Ты сменишь аудиторию, сменишь жанр, у тебя пойдет совершенно другая история». Я говорю: «Андрей, ну как ты себе это представляешь?» И все же я начала об этом думать. А когда ты о чем-то важном задумываешься, Вселенная всегда дает тебе шанс…
Примерно через неделю после нашего разговора с Андреем мне звонит мой замечательный агент Ольга Логинова и говорит: «Тебе предлагают попробоваться на ТНТ. Режиссер Петя Буслов». А надо сказать, у Пети я уже однажды снималась в фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой». Но это заняло буквально два дня, мне явно не хватило общения с Бусловым. И я всегда за ним следила и отмечала: вот режиссер, который умеет работать с артистами. Потом я узнала, что оператор на проекте — Сергей Козлов. Это вообще легенда! Он давно уже живет и работает в Лос-Анджелесе, так что, когда про Козлова услышал мой муж, даже не поверил: «Сергей Козлов снова приехал в Москву снимать?!» Я говорю: «Да!» Это был просто творческий подарок. Музыку для нас писал композитор Людовик Бурс, который получил премию «Оскар» за музыку к фильму «Артист». Даже титрами занимался гений — тоже «оскароносец», Александр Петров, автор мультфильма «Старик и море»… Все эти люди на проекте собрались благодаря Семену Слепакову. Да только ради них стоило соглашаться! Но когда я прочла сценарий, обнаружилось, что это абсолютно моя роль. А то что зритель меня такой еще не видел — только лучше!
— Вы отчаянная. Причем во всем… Я была шокирована вашими недавними фотографиями, где вы летите над бездной. И подпись такая милая: «Сын был в восторге, что мама — циркач».
— Что не сделаешь ради ребенка! Я не могла не спрыгнуть, потому что сначала спрыгнул сын (сыну Марины Андрею 6 лет. — Прим. ред.). А я за ним. На самом деле не так уж страшно: мы не летали над бездной, это была трапеция, которая стоит на земле. Просто она очень высокая, а прыгать надо с ее самой верхней точки, на лету ухватиться за перекладину и забросить туда ноги, как гимнастки делают…
— И что вам было страшнее: прыгнуть самой или смотреть, как прыгает сын?
— Конечно, самые сильные переживания в жизни — из-за ребенка. А если ребенку что-то удается, пусть даже какая-то элементарная вещь — это такая радость! Вот недавно мы были в Японии, и наш Андрюша вдруг произнес японскую фразу. Все, у меня сразу такая гордость! (Улыбается.)
— Я знаю, он учит японский язык. Чья это идея?
— Андрюша вообще к языкам очень способный: еще изучает английский и испанский. Ему интересен японский, он сам хочет его учить. Но пошло все от моего мужа — Андрея, он влюблен в Японию, и мы там бываем раз в год точно.
— А какие интересы у Кати? (Дочке Марины 26 сентября исполняется три года. — Прим. ред.)
— Она жуткая модница. Любит ходить со мной по магазинам, выбирать платья. Она прямо девочка-девочка. Вот не любит Катерина просыпаться рано по утрам, но если ей сказать: «А где твоя помада?» — сразу откроет глаза. Сейчас она меня спросила: «Мам, ты что купила?» Я говорю: «Продукты». — «А платье?» — «Нет, Катюш, я сегодня не была в магазине платьев, поэтому не купила. И потом, зачем тебе еще платье, у тебя же их достаточно?» А она говорит: «Я девочка и хочу много платьев!»
— Мальчишеские игры, которым Катю учил брат, уже позади?
— Нет-нет, она растет с братом, поэтому, конечно, играет в мальчишеские игры. И вообще, старший брат — ее кумир… Сегодня мы с Андрюшей забирали ее из садика, и воспитатели нам по секрету сказали, что Катя уже всех предупредила, что за ней придет брат. У них нормальные отношения, здоровые. Хотя не могу сказать, что они не дерутся… Но дети прекрасные, с ними очень прикольно. И хорошо, что стало легко с ними ездить, путешествовать.
— Скажите, а в путешествие в Перу вы их тоже брали?
— Нет, в Перу мы с Андреем ездили вдвоем. Кстати, накануне, буквально за день до отъезда, я еще сомневалась, спрашивала мужа: «Скажи, пожалуйста, а кто вообще решил, что нам надо в Перу?» Это был его выбор, такой подарок на его день рождения. И этот выбор оказался абсолютно верным! Просто Европа и Азия нашей семьей уже исследованы, а вот Латинская Америка — нет. Вообще, мы с Андреем смеемся, что, когда состаримся, откроем турагентство, потому что он уникально умеет придумать и организовать путешествие. Мне завидуют все подруги, потому что муж находит потрясающие места, лучшие рестораны, события — спектакли, концерты или что-то еще. Он подробно все расписывает. А потом наши друзья, почитав в наших блогах о той или другой стране, сами едут туда, повторяя наш маршрут. И вот прилетели мы в Перу, и тут я поняла, что кроме Японии есть еще одно место, которое в жизни нужно посетить…
Обязательно поедем потом в Перу еще раз, с детьми. Это уникальная страна, она состоит из множества климатических зон. Там может быть и жарко, и холодно, а один и тот же фрукт, если ты попробуешь его в разных местах, имеет разный вкус. Там невероятная культура, смесь древней культуры инков и испанского Средневековья. Там фантастически «вкусные» рестораны. Просто невероятные, одни из лучших в мире продукты. Ведь в Перу очень развито сельское хозяйство и на государственном уровне запрещены пестициды. И это очень ощущается. Я вспомнила вкус настоящей кукурузы, который успела забыть с детства. Помните, ту, прежнюю, кукурузу долго варили, а она оставалась твердой и не была сладковатой, как сейчас. И у нее не было противного химического привкуса. Вот такая кукуруза в Перу.
— Я видела у вас в блоге фото с перуанской лепешкой и местным популярным напитком.
— Он называется писко сауэр. Там два процента писко — местной водки, и много разных других ингредиентов. В Перу вообще все весело, живописно, сочно. Впечатлений много. Например, как я шла по подвесному мосту над бездной в Лиме. Там все загадывают желание. Но для того, чтобы оно исполнилось, нужно пройти по мосту, задержав дыхание, и постоянно думать о том, чего хочешь. Так я и сделала. Вот, теперь жду, когда исполнится. (Смеется.)
— Знаю, что уже очень много лет, с юности, вы записываете свои мечты — даже самые простые и нелепые — в особую тетрадочку. А когда мечта исполняется, вычеркиваете ее и записываете новую. Потрясающий педантизм!
— Конечно, я же Дева. (Смеется.)
— Знаете, на прошлой неделе я тоже купила тетрадку…
— Начали записывать?
— Пока нет, я же Рыбы.
— Да вы просто возьмите и запишите свои самые безумные желания, и, возможно, они реализуются! Самое крутое и самое ценное в этой жизни — оставаться мечтателем. Хотя я даже не думала и не мечтала о том, что залезу на Мачу-Пикчу и увижу затерянный город инков. Но я хотела невероятных эмоций. И там я их получила. И вот это очень важно: напитаться эмоциями, наговориться, начитаться, наобщаться, натанцеваться или даже напиться, не знаю…
— И что для вас важнее: натанцеваться, начитаться или напиться?
— После поездки в Грузию, где я очень много танцевала, я поняла, что мне не хочется останавливаться, мне надо танцевать. И я теперь танцую. В основном джаз-фанк, вообще люблю что-то такое современное.
— Хорошо, с вашими мечтами понятно. А какие мечты у ваших детей?
— У дочки очень простые — новое платье… А у сына сердце мечтателя. Он хочет спасать мир. Андрюша очень трепетно относится к каждой букашке- таракашке. Выращивает помидорчики и перчики на окне. На днях сын как раз угощал нас своим перцем — красным и сладким, нам всем досталось по кусочку, очень вкусно. В последнее время Андрюше хочется всем помогать. И еще — чтобы люди планету не засоряли…
— Конечно, он берет с вас пример, вы же занимаетесь благотворительностью.
— Да, я стала одним из попечителей фонда «Галчонок». С Юлей Пересильд, которая в этом фонде главная, мы дружим. Я ей долго и активно помогала. Участвовала в разных проектах фонда: в «СтихоВаренье», в «Галафесте», бывала на всевозможных встречах и обсуждениях. И вот недавно Юля сказала: «Все, хватит! Пора что-то решать. Будешь у нас попечителем?» И я согласилась. Вот недавно, 29 августа все попечители «Галчонка» собирались вместе, чтобы подробно спланировать пятый юбилейный «Галафест» с разными мастерскими, играми, концертом…
— Но ведь 29 августа — ваш день рождения!
— Это был потрясающий день! Мы обсуждали планы и задумки для «Галафеста», а часть времени праздновали мой день рождения. Были цветы, шампанское, пожелания! Для меня сшили очень красивое синее платье. Этот цвет — символ «Галчонка». Этот день рождения оказался одним из самых счастливых и непредсказуемых в моей жизни. Обычно я тихо его справляю, а тут встретила его в большой теплой компании друзей и единомышленников. А ведь, представляете, я даже не говорила никому, что у меня праздник! И другого дня для встречи просто не было, потому что у меня сейчас какая-то бешеная профессиональная занятость. Я снимаюсь в нескольких проектах: в продолжении «Мосгаза», например. Этот сериал очень любит народ. Совсем недавно зашла в большой магазин, и ко мне подбежал молодой парень, сто процентов не фанат «Екатерины». Говорит: «Ой, можно с вами сфотографироваться?» А потом: «Передавайте привет Черкасову!» Я даже не сразу сообразила, кто такой Черкасов, потом поняла: это Андрею Смолякову надо передать привет! Артистов с персонажами путают, когда история получается народная... Еще в сентябре начинаются съемки третьей части «Екатерины». Есть и другие планы, в том числе и работа в одном клевом проекте, про который я пока промолчу. (Улыбается.)
— Этот тайный проект запускается в России или в Голливуде? Знаю, что вы по четыре часа в день учите английский…
— Да нет, это наш проект, и в Голливуде я пока не снимаюсь. Хочу быть полезной в своей стране, а там посмотрим. И потом, мне более чем хватает работы. Основная проблема — как распределить на все силы и время. Впрочем, я не изменяю правилу: во время школьных каникул не работаю и по воскресеньям тоже. Воскресенье у меня такое: церковь, дом, дети.
— Понятно, вы хотите жить гармонично…
— Как-то у меня случился опыт общения с психологом, и она мне сказала: «Марина, вы настолько здоровый человек, что вам к нам не надо». И я вдруг осознала свое внутреннее богатство. В детстве мне дали очень много любви. Я благодарна своим родителям, бабушкам, дедушкам, прабабушкам за любовь, за то, что я выросла в полной и счастливой семье... У меня есть такая внутренняя установка, что я не имею права прерывать эту цепь полных и полноценных семей, которую строило так много поколений в моем роду. С каждым годом я становлюсь мудрее и опытнее. И я вижу большое количество разрушенных семей и сломанных судеб. Вижу людей, которые, вырастая в неполных семьях, навсегда остаются обиженными детьми.
— Знаю, что вас воспитывали не только в любви, но и в строгости. Ваша мама вас даже на горох однажды поставила. Хотела, чтобы вы поняли, что ее предупреждения — не пустые слова. А вы сейчас так детей наказываете?
— Нет, у нас другие методы. У нас есть стул, на который мы садимся и разговариваем о той или иной ситуации. С ребенком с самого начала нужно договариваться, сразу обговаривать приоритеты.
— С кем у вас сложнее: с сыном или с дочерью?
— С Катей сложнее. С Андрюшей мы вообще много разговариваем. У нас есть традиция по воскресеньям рассказывать о том, что произошло за неделю важного, большого или маленького, но такого, что повлияло на нас. Я очень люблю, когда укладываю сына, с ним откровенно поговорить, пофилософствовать… А Катеринка маленькая еще, ей пока достаточно сказок. И с ней мне приходится не запрещать что-то жестко, а советоваться. Хитрым методом идем. Учимся дипломатии. (Смеется.) Мы учим детей, а дети учат нас. Это такой постоянный обмен энергиями... Но я совершенно точно знаю: мои дети могли родиться только у меня. Я поняла это, как только увидела их…
— Мне очень понравилась ваша фраза в блоге по поводу того, что мы своих людей по глазам узнаем, потому что, по одной из теорий, глаза не меняются и после перерождения.
— Когда видишь человека, ты либо цепляешься с ним взглядом, либо нет. Это распознавание своего происходит мгновенно. И ты ощущаешь, что тебе просто необходимо общение с этим человеком. Чаще у меня такое бывает в отношении людей непубличных, потому что у публичных людей очень редко открытый взгляд...
— Еще помню у вас в соцсетях такую фотографию: вы сидите на горе в Перу, и подпись: «Люди забираются наверх по двум причинам: одни — чтобы лучше видеть, другие — чтобы лучше видели их»...
— Я лично взбиралась, потому что мне было любопытно. А получилось, что сама стала заметной… Так что, выходит, я и с той, и с другой целью. (Смеется.)
— Но вам нравится, когда вас узнают?
— Конечно. Не надо идти в эту профессию, если у тебя нет амбиций. Любой публичный человек тщеславен. Мир вообще движется тщеславием, это оно заставляет тебя подняться с постели и бежать десять километров каждый день. Я тщеславная. Такой у меня характер, такой меня создал Бог. У меня достаточно тяжелая, каторжная работа. Вот я стояла сейчас на съемке в красивом платье, и прохожие меня фотографировали. И, наверное, думали при этом: вот отличная работа, ее накрасили, причесали, она встала, а потом раз — и на обложке журнала… Но это же уже результат того, как ты работала. А репетиции, а переезды вечные, поезда-самолеты, смена часовых поясов, новые люди, с которыми тебе так или иначе нужно найти контакт. Невозможность выспаться, невозможность поесть в нужное время — вот что значит жизнь публичных людей. Но само по себе узнавание — конечно, это приятно. И детям нашим нравится, что мама — востребованный и известный человек. Весной мы были в парке Горького. Кто-то шел навстречу и сказал: «Ой, это вы?!» И тут Андрюша ответил со знанием дела: «Да, это она!» Это было очень забавно. И интонация такая была: мол, она со мной… Мужчина растет!