«Вы смело можете обойти весь Голливуд, предлагая миллион долларов любому, кто готов рассказать хоть одну гадость о Мэтте Дэймоне. Смело — потому что ничем не рискуете», — говорит о своем друге-актере режиссер Стивен Содерберг. «Делай как Дэймон», — еще одно распространенное выражение в голливудской среде, означающее поступить правильно, сделать что-то хорошее.
В 2007 году Мэтт Дэймон получил 26 миллионов долларов за роль в боевике «Ультиматум Борна», третьем фильме о супершпионе Джейсоне Борне. Несмотря на такой внушительный гонорар и успех франшизы (три фильма с Дэймоном заработали в прокате почти миллиард долларов), актер категорически отказался от участия в продолжении триллера. И лишь спустя девять лет все-таки дал согласие. Хотя очень сомнительно, что студия согласилась в нынешних условиях заплатить ему такие же деньги. Так или иначе, но в Голливуде гуляет новая шутка: «Дэймон получает по миллиону долларов за каждую произнесенную его героем фразу». Дело в том, что Борн, как все настоящие шпионы и супергерои, немногословен. И кто-то насчитал в последней картине с незатейливым названием «Джейсон Борн» не больше 25 реплик. Но для Дэймона, трижды номинированного на «Оскар» за актерские работы (последний раз в этом году за не менее «молчаливую» роль в «Марсианине»), такие шутки не обидны. Ведь, как известно, чем меньше диалогов, тем круче актерское мастерство.
«Я — скучный! И поэтому не могу быть звездой!» — широко улыбаясь, заявляет 45-летний Мэтт в самом начале интервью корреспондента «7Д». И становится очевидно, как ему нравится эта тема. Папарацци снимают его на выходе из спортзала — больше Дэймона нигде не застукаешь. И все-таки он откровенно лукавит, когда говорит: «Я выхожу из комнаты, и все переглядываются: «Какой же скучный тип! Ну разве это кинозвезда?» На самом деле обаяния и очарования ему не занимать.
— Никогда не говори «никогда» — это про вашего Джейсона Борна: столько лет пришлось вас уговаривать вновь порадовать фанатов ролью немногословного бывшего агента!
— Меньше слов — больше дела! Я очень это люблю. (Смеется.) Я не соглашался вовсе не из-за упрямства или гонора. Я хотел работать с определенным режиссером. Для меня вообще главное условие — правильный режиссер. Все остальное не столь существенно. Пол Гринграсс (Этот британец снял два самых успешных фильма трилогии о Борне. — Прим. ред.) — мой режиссер. Мне с ним комфортно, а ему со мной. И когда Полу пришла в голову интересная идея по поводу развития сюжета, и он загорелся, и все совпало, тогда и началась работа над четвертым фильмом.
Понимаете, какая штука, с недавних пор очень сложно стало с картинами, которые почти что 20 лет меня кормили. Я имею в виду не боевики, не фильмы на основе комиксов, не подделки, не копии, не всевозможные сиквелы, а нормальные человеческие истории. Все это постепенно уходит на телевидение. Потому что найти деньги на кино такого рода безумно тяжело. А участие с 2002 года в фильмах о Борне как раз и позволяло мне сниматься в малобюджетных проектах. В том числе в тех, которые заведомо не могли принести никакой прибыли. Например, «Сириана», «Отступники», «Ложное искушение». Так что Борн меня приучил к определенной роскоши, да что там — спас мою актерскую жизнь, сохранил ее. Я очень благодарен этому проекту.
— Мэтт, почему вы так любите подчеркивать свою «незвездность»?
— Расскажу одну историю. Сидел я как-то в шезлонге у бассейна в саду дома Джорджа Клуни на озере Комо в Италии. Приезжает Брэд Питт. Приходит к бассейну и спрашивает, не соглашусь ли я сыграть в фильме Мартина Скорсезе, который в Бостоне, моем родном городе, будет сниматься? Брэд был одним из продюсеров «Отступников» и почему-то решил, что слишком стар, чтобы самому сыграть в этой картине. Да и знаменитый бостонский акцент боялся не осилить. (Смеется.) Ох уж эти мифы об акцентах! В общем, это была самая абсурдная ситуация в моей актерской карьере — когда я таким вот образом оказался в фильме, принесшем Мартину Скорсезе (наконец-то!) заслуженный режиссерский «Оскар». Так к чему я это рассказываю? До сих пор не понимаю, как могли мною заменить Брэда Питта. Я-то уж точно не красавец и харизмой мужской не обладаю.
Помню, мы с Беном Эффлеком давным-давно смотрели кино с Питтом, и Бен мне сказал: «Я ничего не слышал из того, что этот парень говорил целых пять минут. Потому что просто смотрел на него, и все». Мы с Эффлеком сразу поняли, кто мы и кто Питт. Но и другое поняли: в его обаянии есть положительная и отрицательная стороны. Преимущество в том, что когда такой артист играет в средненьких фильмах, это компенсирует во многом их никчемность. Зато в хороших ролях отвлекает от самого важного — блистательной актерской игры. Именно поэтому, мне кажется, Брэд до сих пор недооценен как актер. А ведь в его активе немало прекрасных работ. Иными словами, мне лично в этом плане повезло. Никто на мою внешность и харизму не отвлекается. И я очень этому рад.
— Ладно уж вам прибедняться! И вы, и Эффлек давным-давно самые настоящие звезды... В 2018 году юбилей — двадцать лет, как вы с ним получили «Оскар» за «Умницу Уилла Хантинга»...
— Вот ведь как время бежит! А кажется, совсем недавно вся эта эпопея с нашим сценарием развивалась и запросто могла ничем не закончиться. Но я ничуть не прибедняюсь. Ну какая из меня кинозвезда? Да и Бена тоже наконец-то из разряда звезд коммерческого кино изъяли. С тех пор, как он стал уважаемым режиссером. Зато меня, наоборот, после успеха фильмов о Борне перестали считать серьезным актером. (Смеется.) И теперь опять — звезда, звезда. Поменялись мы с Беном ролями.
— А у вас что, совсем не было провалов, как у вашего друга в свое время?
— Почему же. Еще как были. Помнится, явился я на съемки «Одиннадцати друзей Оушена» в 2001 году. Унылый как черт. Последние картины с моим участием потерпели фиаско, да еще первый фильм о Борне никак не могли закончить — требовались досъемки, пересъемки, а это всегда не очень хорошо. Так вот, притащился я как побитая собака и сказал Джорджу Клуни и Стивену Содербергу, что, кажется, утратил свой драйв, привлекательность для зрителя. Нет больше удали, молодецкой силы. Они в ответ: «Ты пришел по адресу. Здесь тебя ждет ошеломительный успех. Мы вернем тебе твою удачу». И закатили грандиозную вечеринку. Отмечали наш приезд в Чикаго, туда, где съемки должны были проходить. И так каждый вечер. Арендовали полностью бар и закатывали вечеринки. На третий день я решил, что с этими ребятами и впрямь смогу вернуть себе удачу. (Смеется.)
— Правда, что подготовка к съемкам «Джейсона Борна» далась вам тяжело?
— Честно говоря, это было ужасно трудно. Первый раз я играл его, когда мне было 30 лет. И спустя 14 лет набрать нужную форму оказалось в разы сложнее. Но тренеры спуску мне не давали. Фактически так вышло, что я начал готовиться давно — еще до съемок «Марсианина». Потому что снимался в фильме китайского режиссера «Великая стена» в пустыне Гоби. И мои наставники придумали мне адскую пытку — заставляли совершать многокилометровые пробежки. А там же высота, разреженный воздух, в общем, они, по-моему, сами не понимали, что творят. Потом те же забеги продолжались на острове Тенерифе, где тоже горы и высота. Но, конечно, надо отдать должное тренерам — они свое дело знают. И мне крупно повезло — часто со мной занималась моя собственная жена! Люси в отличной форме, она такая умница, находит время ходить в спортзал, делает это регулярно и с удовольствием. Представляете, какое это облегчение и поддержка для меня — готовиться к съемкам вместе с любимой женой. Даже тренеры были впечатлены. Ну и без умения как следует боксировать в «Борне...» не обойтись.
От двух до четырех раундов несколько раз в неделю — таков был мой график. Наставник моего тренера по боксу работал с великими спортсменами, в том числе с Мохаммедом Али. Сами понимаете, профи высочайшего уровня. А сколько мне придумали упражнений, вы даже не представляете. Например, такое: поднимаешься в горку и обратно спускаешься с весом в каждой руке килограммов по тридцать. И конечно, я сидел на адской диете, на 45 процентов состоящей из протеинов. Спасибо моему персональному шеф-повару, которого мне студия обеспечивает, — его трудами еда все-таки не была такой однообразной. За строгим соблюдением диеты следили в оба глаза тренеры. Очень важно правильное сочетание всех этих калорий, жиров, протеинов с физическими нагрузками. Чуть что где не так — все насмарку. Или худеешь, или толстеешь, но я точно знаю теперь, что обеднять организм во время таких интенсивных занятий спортом никак нельзя.
— Все нахваливают вас как отличного семьянина. Вы, наверное, и очень хозяйственный?
— О нет! Здесь я полный профан и неумеха. Моя жена меня частенько подкалывает. Мол, как хорошо, что можно всегда позвать моего старшего брата. Если надо что прибить или починить. Я же сам не в состоянии даже гвоздь в стенку заколотить. А вот мой брат может с нуля, на пустом месте построить все что угодно. Когда я жил в Нью-Йорке, в съемной квартире, вечно ему звонил, просил прийти на помощь.
— Вы берете с собой детей и жену на съемки?
— Конечно. Если это не отвлекает девочек от учебы в школе. Моя жена очень, кстати говоря, ловко управляется со всеми сборами. Она точно знает, что и кому может пригодиться, и никогда ничего не забывает. Когда я снимался в китайском фильме, мы с семьей почти полгода прожили в Китае. Надо сказать, что пять моих любимых режиссеров почти одновременно пригласили меня поработать, и я не мог отказаться — снимался два с половиной года подряд. Поэтому в ближайшие полгода собираюсь посвятить себя дочкам и жене. Я купил большой дом в пригороде Лос-Анджелеса, до этого мы жили в Нью-Йорке, и вожу девочек в школу. Меня часто спрашивают, в чем секрет счастливого брака. И я сам себя спрашиваю. Ответ незатейлив. Мне просто крупно повезло с Люси. Вот и все.
Не представляю другую женщину на ее месте. Ведь на самом-то деле брак подразумевает не только любовные отношения, но и партнерские. Может, поэтому так трудно сохранить его? Ведь быть одновременно и возлюбленной, и другом не у всех получается. Зато, если это есть, не приходится задумываться о том, как это все-таки странно — быть всю свою жизнь с одной и той же женщиной! (Смеется.) В общем, честно могу сказать, в моей жизни три любви: жена и дочери, семья, карьера в кино и работа в благотворительности (Мэтт Дэймон много лет совсем не публично занимается благотворительным проектом по обеспечению чистой водой миллионов людей в местах, где ее нет или она труднодоступна. Несколько раз в год он лично инспектирует страны и города, где эта организация осуществляет свои программы. — Прим. ред.).
— Ваша жена — красавица. И так приятно смотреть на вас — видно, что вы счастливая пара...
— Встреча с Люси изменила мою жизнь и даже характер. А он у меня не сахар. Особенно в молодости — темперамент и эмоции зашкаливали. И честно говоря, я не предполагал, что когда-нибудь женюсь. Помню, смотрел на своего брата, на его счастливый брак и думал, что мне это не грозит. Он был уже десять лет женат, когда я встретил Люси. Нежданно-негаданно и со мной случилось чудо — я встретил свою женщину, своего душевного друга и вторую половинку.
— Вашей старшей дочери 18 лет (Алексия, дочь Лусианы от первого брака. Мэтт Дэймон усыновил девочку после женитьбы. — Прим. ред.), наверняка она уже все фильмы ваши видела. А вот младшие дочки как — разрешаете им смотреть что-то?
— До сих пор не разрешал. Но в прошлом году, когда вышел «Марсианин», старшая из трех моих младших дочерей, 10-летняя Изабелла, сообщила, что десять ее школьных подружек рассказывали, как их родители взяли с собой в кино на «Марсианина». Я крепился какое-то время, но потом все-таки сел вместе с дочкой посмотреть фильм. К счастью, Изабелле понравилось. А я весь извелся. Даже живот на нервной почве заболел.