DEPECHE MODE играет по правилам, которые устанавливает сама. Четвертый десяток лет главный электронный проект мира задает тон всему музыкальному рынку планеты. Слухи о записи каждого нового студийного альбома группа не комментирует никак – ровно до того момента, пока не решает: «Пора!» Это «пора» с четырнадцатым студийным диском случилось в Милане. В октябре 2016-го Depeche Mode собрала глобальную пресс-конференцию и поделилась планами на ближайшие два года. Нам удалось встретиться и лично расспросить фронтмена коллектива – 54-летнего Дейва Гаана – о том, кто хуже всех поет в группе, как работалось над новой записью Spirit и чего ожидать от будущего мирового тура, в рамках которого Depeche Mode выступит на стадионе «Открытие Арена» (Москва) 15 июля 2017-го.
Дейв, можем ли мы надеяться на что-то неожиданное от Global Spirit Tour? Может быть, какие-то ранние песни? Ты когда-то говорил, что вы несколько лет назад шутили об идее играть Lie to Me в туре. Может, вы добавите ее или, скажем, Stories of Old?
На самом деле это довольно трудно – выбирать песни. Определенные песни очень хорошо звучат в записи и «работают» в альбоме. Но они недостаточно хороши вживую. Иногда бывает, что некоторые фаны говорят: «О, хотелось бы услышать ту или ту песню», но ты не можешь сыграть все.
Каждая должна по ритму и ощущениям работать в связке с нынешним материалом. Поэтому нужно переносить все песни в текущий контекст.
Некоторые песни, которые я исполнял на наших записях, – ту же Stories of Old или And Then из альбома Construction Time Again – возможно, мог бы исполнить Мартин.
Или песни, которые пел Мартин, возможно, вживую мог бы исполнить я. И есть некоторые песни, которые, я уже чувствую, будут хорошо сочетаться с нашим новым материалом, такие как Everything Counts, Barrel of A Gun, In Your Room.
Есть ли у Depeche Mode в репертуаре такая композиция, которую вы бы в жизни не исполнили, но просто вынуждены играть, потому что знаете: ваши поклонники от нее в восторге?
Нет! Мы исполняем только те песни, которые хотим исполнить.
Вы почти в каждом туре играете Just Can’t Get Enough. Что в ней такого особенного? Это дань памяти и уважения автору и бывшему участнику-сооснователю Depeche Mode Винсу Кларку?
Нет, дело не в этом. Нам просто весело ее играть. Было нелегко заставить ее работать внутри сета, и она пригодна для исполнения на бис или как такая, знаешь, экстрапесня. Это потому, что трудно вписать ее в наш новый материал. Но, ты знаешь, ее забавно исполнять на концертах, как это было в нашем последнем туре.
У тебя остается время посмотреть города, в которых выступает группа?
На самом деле нет. Я слишком сосредоточен на шоу. Иногда получается сделать это в выходной день, но это очень редкие случаи. Обычно выходные дни заняты переездами.
Ты всегда в отличной форме! У вас есть личный план тренировок?
Я просто постоянно в движении, а также провожу много времени, занимаясь растяжкой и успокоением мышц тела, различными формами медитации, например йогой.
Дейв, на пресс-конференции, где мы виделись, Энди Флетчер пошутил, что саунд пластинки Depeche Mode «Spirit» – «секс». Какими словами ты описал бы звучание и настроение альбома?
Это было забавно… Ну да, он сексуальный. И это движение. Движение к энергии. Хотелось бы думать, что в музыкальном и лирическом плане он заставляет задуматься. Он просит услышать его. Принять то, что происходит вокруг нас в мире. Подталкивает к действию. И я думаю, это будет очень важная запись.
Для продюсирования новой записи Depeche Mode вы выбрали Джеймса Форда. Какое из «воплощений» понравилось вам больше всего: собственный проект Джеймса Simian Mobile Disco, работы с Florence & the Machine, Arctic Monkeys, Klaxons, Foals, Last Shadow Puppets? Что именно?
Все перечисленное. Потому что это все очень разные музыканты. И поэтому мне был интересен Джеймс Форд, его разнообразность, то, как он может переключаться от Simian Mobile Disco к Arctic Monkeys или Florence & the Machine. И каждая запись определенного артиста, над которой он работал, имеет отличное звучание, хорошо спродюсирована. От начала и до конца это завершенные, законченные альбомы, а не просто набор множества песен.
Он был для меня главным претендентом на сотрудничество. И он также был основной кандидатурой у Дэниела Миллера.
А можешь сказать, кто еще был в списке кандидатов?
В этом списке фигурировало много людей, вплоть до Аттикуса (Росса), который работал с Трэнтом Рэзнором. Опять же Флад, конечно: он всегда у меня на примете. Много разных людей – Брайан Ино, Дэниэл Лануа.
Я размышлял над тем, какой продюсер сможет представить музыку Depeche Mode под новым углом зрения, собрать все идеи вместе и сохранить группу как одно целое: это я, Мартин и Флетч в студии, а также вся команда программистов и звукорежиссеров.
Немало людей принимают участие в создании записи, но работа Джеймса с группой оказалась очень эффективной. У него были идеи насчет того, как что-то должно звучать, и он позволил очень хорошо оформить песни: мне – петь наилучшим образом, погружаясь в комфортную обстановку; Мартину – играть на гитаре, Флетчеру – управляться с синтезаторами и так далее. Таким образом, атмосфера получилась очень креативная.
»То, что проникает в твою душу, воодушевляет тебя и находит выход в песнях«
Концертные версии Depeche Mode всегда звучат отлично. Со старыми песнями все понятно: вы берете их и адаптируете к современному звучанию. А как вы поступаете с новыми песнями? Вы пишете их, держа в голове и то, как они будут звучать вживую?
Сейчас я это делаю, да! Я уже начал думать о том, как начать шоу, чем его потом завершить. Что должно происходить, какие песни предстоит спеть Мартину и как это все сделать. Какая песня лучше сработает, когда я ухожу со сцены, какие песни – когда я возвращаюсь. Что лучше исполнить, если нам повезет выходить на бис.
Я обо всем этом думаю, и когда перебираю некоторые старые песни для исполнения. Сопоставляю, как это будет работать вместе с новым материалом.
Более 10 лет назад Мартин Гор пережил болезненный развод, и это послужило определенным толчком к записи альбома Playing the Angel, который вы сами на обложке назвали «Боль и страдания в разных темпах». Ты производишь впечатление человека, счастливого в семейных отношениях. Что мотивирует тебя к сочинению песен?
Ну, схожие вещи. Ты знаешь, жизнь. Отношения. Мир. То, что влияет на тебя ежедневно, что проникает в твою душу, воодушевляет тебя и находит выход в песнях. И довольно часто, когда я пишу песню, я не отдаю себе в этом отчета, не осознаю ее смысл до конца, но позднее, например исполняя ее на концертах, вдруг начинаю что-то ощущать в ее словах – то, чего не предполагал. Я думаю, музыка и песни могут донести до тебя, что ты на самом деле чувствуешь.
По слухам, во время рекорд-сессий для вашего альбома Black Celebration 1986 года у вас там был такой полушуточный сайд-проект Toast Hawaii: вы там вроде бы записывали кавер-версии на песни других групп и музыкантов. Правда ли это и где сейчас может находиться эта запись?
Этот легендарный Toast Hawaii!
На самом деле был один день или одна ночь, когда Флетч исполнил несколько кавер-версий, а кто-то это записал с ужасно звучащими инструментами.
Так а кто там точно пел?
Это был Флетч. Запись где-то есть, и я уверен: она ужасная. Основатель рекорд-лейбла Mute Дэниел Миллер признался после выхода Delta Machine: «Я думаю о трех последних альбомах Depeche Mode, что есть одна запись, которой я доволен меньше всего. Sounds of the Universe – это, безусловно, хорошая работа, но я не думаю, что она так же хороша, как альбомы Playing the Angel или Delta Machine».
Какой из записей Depeche Mode или своих сольных работ ты удовлетворен меньше всего? Есть ли что-то, что тебе хотелось бы перезаписать?
Я, пожалуй, соглашусь с тобой. Думаю, в Sounds of the Universe есть хорошие моменты. Но, по-моему, Delta Machine получился лучше.
Я думаю, после каждого альбома всегда есть ощущение, что в записи можно было что-то сделать иначе. Но ты делаешь то, что можешь в тот момент, когда записываешь. Некоторые альбомы – это работа, которая должна быть проделана перед тем, как записать что-то другое. Знаешь, нужно постоянно продолжать работать над вещами, и в определенный момент какие-то музыкальные произведения выведут тебя туда, куда нужно. Для этого надо потрудиться. У каждого есть свое мнение, что нравится, а что не нравится, но мы просто делаем свое дело. Кому-то нравится материал, кому-то нет.
Как проходит ваша жизнь в дороге? Ты просыпаешься утром и...
...Выпиваю пару чашек кофе! Мне нравится также читать газеты и следить за новостями. Разумеется, это зависит от того, чем я занят и как мой день складывается в целом. Но мне очень нравится заниматься чем-то, что очищает разум и приводит в форму мое тело, например делать какие-то упражнения.
Как ты проводишь время в Нью-Йорке?
Я прожил там последние 20 лет и люблю этот город. Люблю просто гулять по нему. Я иду от своего дома в студию, в Челси. Там встречаю моего друга Курта Инала: он почти всегда в студии. Мы садимся работать – писать песни...