Десятки российских компаний переходят в собственность государства. И в то же самое время власти отчитываются о том, сколько миллиардов принесла стране приватизация государственных активов. Как одно сочетается с другим и чего нам ждать?
- Сразу хотел бы обозначить здесь позицию: ни о какой деприватизации, об огосударствлении экономики речи не идет и идти не может, - такое заявление сделал Президент России этой весной на коллегии Генпрокуратуры. В прошлом году на Восточном экономическом форуме также развернулась дискуссия о том, началась ли уже в стране «деприватизация» (этот деликатный термин используют в последнее время вместо пугающего «национализация») или еще нет.
А почему вообще речь зашла об огосударствлении экономики? - спросите вы. Ведь «свободный рынок» в России вроде никто пока не отменял. Но дыма без огня, как известно, не бывает. Вот какие цифры озвучил на экономическом форуме в Санкт-Петербурге генеральный прокурор России Игорь Краснов: с 2022 года по искам прокуроров и последующему решению российских судов государству было возвращено свыше 100 предприятий, активы которых оцениваются в 1,3 трлн рублей.
Только с начала прошлого года, по словам генпрокурора, в госсобственность отошло 20 предприятий, имеющих стратегическое значение и незаконно выведенных из владения Российской Федерации. Казалось бы - хорошая новость. Но частный капитал пуглив. И деприватизация десятков компаний как минимум настораживает потенциальных инвесторов.
- Мы видим большое количество исков со стороны прокуратуры по историческим сделкам, где, собственно говоря, и срок исковой давности, и срок приобретательской давности давно прошли, - озвучивает их опасения глава Сбербанка Герман Греф.
Речь о том, что прокуратура в последнее время все чаще оспаривает законность проведенной в свое время приватизации того или иного предприятия, даже если произошло это лет 30 назад. И на этом основании через суд требует вернуть актив в собственность государства. И хотя у предприятия уже давным-давно могут быть другие собственники, суды, как правило, занимают сторону прокуратуры.
ВЕРНУТЬ ГОСУДАРСТВУ И СНОВА ПРОДАТЬ
Конфискованные активы при этом государство оставляет себе далеко не всегда. Ведь государство и без того занимает очень значительную долю российской экономики - по оценкам экспертов Российской академии народного хозяйства, на госсектор приходится около 60% российского ВВП. Именно поэтому Минфин и Центробанк периодически затевают дискуссию о необходимости новой приватизации, которая позволила бы государству пополнить бюджет.
Кстати, чисто государственных предприятий в стране не так много. Например, в РЖД и «Транснефти» государству (через Росимущество) принадлежит 100% акций. Но есть много компаний, которыми государство владеет частично или контролирует их через свои структуры. И таких сейчас около 700 - среди них Газпром, ВТБ, Сбербанк, «Роснефтегаз», «Аэрофлот» и многие другие.
Однако постепенно государственный сектор становится все шире. За 20 последних лет его доля в экономике выросла почти вдвое (данные Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и госслужбы). Хорошо это или плохо?
По мнению директора Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики Георгия Остапковича, с точки зрения экономической теории нам сейчас как раз нужна приватизация, поскольку она снимает нагрузку с федерального бюджета. Ведь тогда не государство, а частники возьмут на себя бремя расходов по инвестициям, развитию и технологическому переоснащению компаний.
К тому же эффективность государства в управлении компаниями обычно ниже, чем у частных собственников, - подтверждений этому факту предостаточно (см. «Вопрос - ребром»). Понимают это и в руководстве страны.
Замруководителя администрации президента Максим Орешкин на Восточном экономическом форуме осенью 2023 года (тогда Орешкин занимал должность помощника президента по экономическим вопросам) признал, что государство в лице чиновников «не очень хороший собственник». По его словам, у частников выше мотивация сделать предприятие высокоприбыльным, чтобы больше зарабатывать и иметь возможность развиваться и инвестировать в новые проекты.
Но как же тогда быть с национализированными предприятиями, которых становится все больше? На этот вопрос ответ у правительства РФ есть. По словам министра финансов Антона Силуанова, власти не собираются управлять национализированными компаниями. Отошедшие государству по решениям судов активы будут снова продавать - уже новым собственникам. Об этом Силуанов заявил в ходе Санкт-Петербургского экономического форума. «Ни держать, ни управлять переданными в доход государства активами (речь, в частности, шла об имуществе крупнейшего в стране производителя макарон «Макфа». - Ред.) государство не планирует - все они будут реализованы. Нам не нужна такая государственная экономика», - заявил министр.
НАГЛЯДНЫЕ ПРИМЕРЫ
Вот несколько примеров того, как складывается судьба национализированных в последнее время компаний.
В 2022 - 2023 годах были изъяты в пользу государства активы, которые контролировал бывший депутат Госдумы Сергей Сопчук. В их числе золотодобывающее предприятие «Терней Золото», крупнейший в Приморье туристический объект ООО «Комплекс отдыха «Маяк», а также ООО «Полтавский терминал» и ООО «Речной пункт пропуска «Нижнеленинское» - погранпереходы на границе с Китаем. И хотя официальными владельцами этих ООО значились другие люди (среди которых - близкие родственники экс-депутата), следователи настаивали, что доход с акций получал сам Сопчук, а значит - он скрывал реальные доходы.
В конце концов приморский олигарх покинул Россию (он объявлен в международный розыск), а Замоскворецкий суд национализировал его активы. «Маяк» был передан Всероссийскому детскому центру «Океан», а новым хозяином «Терней Золото» за 1,2 млрд рублей стали частники - ООО «Медоед».
Новые частные владельцы были оперативно найдены и для других национализированных предприятий. Например, изъятый у бывшего главы Марий Эл Леонида Маркелова «Памашъяльский каменный карьер» (это имущество было признано судом незаконно нажитым в период его госслужбы) из ведения государства перешел под контроль предпринимателя Александра Михайлова.
Глубоководный порт «Бронка» в Санкт-Петербурге, национализированный после того, как суд установил, что объект строился на средства, полученные в результате коррупционных схем, отошел компании «НКК-Логистик» за 10,9 млрд рублей.
Новых владельцев национализированным компаниям не всегда находят в результате открытых торгов. Порту «Бронка», например, хозяева были назначены распоряжением правительства, а акции Соликамского магниевого завода и Дальневосточного морского пароходства, обращенные в доход государства, перешли госкорпорации «Росатом» согласно специальному указу президента.
С другой стороны, действия прокуратуры и судов по установлению «исторической справедливости» - когда незаконно приватизированные десятки лет назад активы возвращаются в госсобственность - могут иметь и обратный эффект: ущемлять законные права добросовестных приобретателей. Как это случилось в апреле, когда Арбитражный суд Пермского края удовлетворил иск прокуратуры об изъятии в пользу государства акций Соликамского магниевого завода (СМЗ). Суд решил, что приватизация СМЗ много лет назад была проведена незаконно, но теперь акций могут лишиться не только четыре главных акционера, но и больше двух тысяч миноритариев - добропорядочных инвесторов, владеющих небольшими пакетами акций.
Дошло до того, что Центробанк оспорил это решение и подал апелляционную жалобу. По мнению главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, защита прав инвесторов и добросовестных приобретателей акций - «краеугольный камень доверия инвесторов к финансовому рынку». Средства стране при этом сейчас ой как нужны, и приватизация - один из важных источников финансирования бюджетного дефицита.
ПЛАНОВ ГРОМАДЬЕ
Так что вполне логично, что Минфин выступает за частичную передачу в частные руки компаний с долей государства более 50%. Ведомство даже направило в правительство список из 30 предприятий (их названия не афишируются), акции которых можно продать частникам. Но так, чтобы государство не потеряло при этом контрольный пакет.
По словам министра Антона Силуанова, это могло бы принести бюджету сотни миллиардов рублей. И действительно - в 2023 году, например, план приватизации федерального имущества был перевыполнен в 16 раз, и бюджет получил от приватизации около 29 млрд рублей вместо запланированных 1,8 млрд. План на 2024 год составлял 1,2 млрд. Но уже в первом полугодии доходы от приватизации превысили 11 млрд рублей.
Так что, похоже, большая приватизация идет параллельно деприватизации - совершенно ей не мешая, а, напротив, подставляя плечо - такой вот российский парадокс.
КОНКРЕТНО
Какие компании отошли государству
В последние 2,5 года государство получило контроль над активами многих западных компаний, которые разорвали связи с Россией. Среди них - АвтоВАЗ, российские заводы компаний Nissan и Shell и т. д. Cейчас под угрозой национализации - крупные предприятия, к владельцам которым у правоохранителей уже возникали вопросы в последние годы, а также те компании, хозяева которых покинули страну. Поэтому появился даже термин - «патриотическая деприватизация». Вот лишь несколько предприятий, акции которых были переданы государству в последние пару лет:
Норвежская нефтегазовая компания Equinor
Французская нефтегазовая компания TotalEnergies
«Башкирская содовая компания»
ООО «Феникс», управлявшее портом «Бронка»
«Кучуксульфат»
«Метафракс Кемикалс» (производит метанол)
Калининградский морской торговый порт
«Сясьский целлюлозно-бумажный комбинат»
ОАО «Уралбиофарм»
Агрохолдинг «Покровский»
АО «Макфа»
ВОПРОС - РЕБРОМ
Кто эффективнее управляет?
Если говорить конкретно о российском рынке, то есть такие данные. Финансовый аналитик Валерий Емельянов провел анализ роста котировок акций государственных и частных компаний за 11 лет и пришел к выводу, что инвестор свой долгосрочный выбор должен однозначно делать в пользу частников, у которых доходность за этот период в среднем оказалась в разы выше, чем в госсекторе, - 181% против 54%.
- Вопрос о государственном участии в экономике, конечно, диалектический - тут можно услышать разные мнения, - поделился с «КП» своим мнением директор Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики Георгий Остапкович. - Но многолетняя мировая практика доказала, что частная собственность всегда эффективнее.
Это подтверждает и официальная статистика. Например, по данным Росстата, в трудном для экономики 2022 году государственные компании заработали на 52% меньше, чем годом ранее. А прибыль частников упала за тот же период всего на 12,6%.
А вот другие цифры. По оценкам авторов исследования на тему эффективности госкомпаний, опубликованном в журнале Центробанка «Финансы и кредит», «производительность труда на госпредприятиях ниже, чем в частных фирмах, на 75% по выручке на одного занятого».
Однако эксперты уверены, что доля государства в ряде отраслей должна оставаться высокой. Часть предприятий могут оставаться в госсекторе по стратегическим соображениям - это, например, предприятия военно-промышленного комплекса или космической сферы.
- Государственными могут быть отдельные предприятия оборонной промышленности, - считает Георгий Остапкович. - Кроме того, за государством должны оставаться естественные монополии - такие, как РЖД, например, где раздел на отдельные частные предприятия может повлечь разрыв сложных транспортных цепочек.