Россия на пороге очередной пенсионной реформы. На этот раз правительство ставит целью повысить возраст выхода на заслуженный отдых. Соответствующий законопроект в ближайшее время будет представлен на рассмотрение депутатам Госдумы. Премьер-министр Дмитрий Медведев обещает, что решения по этому вопросу будут приниматься «аккуратно и взвешенно». Однако эксперты неоднозначно оценивают эту инициативу, называя новую реформу экстенсивным путем развития отечественной экономики в целом и пенсионной системы в частности.
«Правительство свои предложения подготовит в самой короткой перспективе и внесет их в Государственную думу. Я надеюсь, мы их с вами сможем рассмотреть», – заявил Дмитрий Медведев депутатам Госдумы, когда они утверждали его кандидатуру на пост главы правительства. Он констатировал: в нынешнем виде пенсионная система России неидеальная и требует совершенствования. Прежние рамки пенсионного возраста – 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин – были утверждены в 30 е годы прошлого века.
Тогда средняя продолжительность жизни в стране составляла примерно 40 лет. С тех пор жизнь изменилась, причем в лучшую сторону. Изменились условия, возможности, желание людей трудиться и период активной жизни, подчеркнул Медведев. «Поэтому решение принимать необходимо. Но, конечно, принимать аккуратно, взвешенно, принимать, исходя из готовности человека продолжить работу, наличия у него сил и здоровья, изменения в корпоративном законодательстве о труде», – отметил он.
Следует сказать, что дискуссии по поводу повышения пенсионного возраста идут давно. Соответствующее предложение можно найти, например, в Концепции реформы системы пенсионного обеспечения, принятой в 1995 году. Документ предусматривал, что в практическую плоскость решение задачи перейдет после 2010 года.
Кстати, еще в сентябре 2005 года президент Путин во время «Прямой линии» четко высказался на эту тему: «Хочу обратить внимание – я против увеличения сроков пенсионного возраста. И пока я президент, такого решения принято не будет. Нужно просто стимулировать людей, которые считают, что после выхода на пенсию они могут продолжать работать. Но ущемлять пенсионные права нельзя». И в последующих выступлениях Путин неоднократно заявлял о своем негативном отношении к повышению пенсионного возраста, хотя признавал наличие проблемы в пенсионной системе.
Тем не менее какие-то подготовительные меры в этом направлении все же принимались. В частности, были введены стимулы для более позднего выхода на заслуженный отдых. Каждый человек решение принимал добровольно – отработав несколько лет «сверх плана», в качестве компенсации он получал более высокую пенсию. Впрочем, эксперты признают, что пока эта идея не овладела массами.
Между тем ситуация на рынке труда России складывается критическая. В докладе РАНХиГС «Повышение пенсионного возраста: позитивные эффекты и вероятные риски», опубликованном четыре месяца назад, отмечается, что в 2015 году доля пенсионеров к трудоспособному населению составляла почти 25%, к 2030 году этот показатель вырастет до 28%, и в дальнейшем негативная тенденция не изменится. По прогнозам, число граждан РФ в возрасте от двадцати до сорока лет вскоре снизится на 10 млн. В результате после 2035 года на каждого работающего россиянина будет приходиться более одного пенсионера.
Это серьезный демографический вызов. В мировой истории таких прецедентов не было, утверждают авторы доклада. Единственный выход они видят в повышении пенсионного возраста, который в России в настоящее время самый низкий среди стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Для женщин его следует увеличить до 60 лет, для мужчин – до 63 лет.
Бремя выбора
Сторонники реформы считают возможным применить пошаговое повышение пенсионного возраста: вначале – на три месяца каждый год, затем – ежегодно на шесть месяцев. Если такой план будет принят, продолжительность переходного периода составит 8 лет для мужчин и 10 лет для женщин. Заместитель директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин убежден, что в сложившейся ситуации у правительства не остается выбора. В противном случае для покрытия растущего дефицита ПФР придется увеличить взносы в ПФР с 22% до 40%, а это будет губительно для российской экономики.
В свою очередь, бывший министр финансов Алексей Кудрин рассматривает повышение возраста выхода на пенсию как обязательное условие дальнейшего роста пенсий, размер которых должен составлять минимум 40% от зарплаты. В пример он ставит такие страны, как Великобритания, Германия и Италия. Кроме того, стоит задача за шесть лет увеличить среднюю продолжительность жизни россиян с 72 до 76–78 лет, а в дальнейшем – до 80 лет, то есть и по этому показателю выйти на уровень развитых стран. Коль скоро люди станут дольше жить, логично, чтобы они и позже завершали свою трудовую деятельность.
Однако общественное сознание к таким переменам, похоже, не готово. Согласно майскому опросу службы исследований рекрутинговой компании HeadHunter, существующие значения пенсионного возраста считают оптимальными 53% граждан нашей страны, а 35% респондентов заявили, что его вообще следует снизить. По их оценкам, в России оптимальный возраст для выхода на пенсию мужчин 54 года и 50 лет для женщин. В поддержку планов правительства высказались лишь 6% участников опроса.
О существующих рисках и негативных последствиях новой пенсионной реформы предупреждают и эксперты, опрошенные «Профилем». «Увеличение пенсионного возраста приведет к повышению численности трудоспособного населения примерно на 10% и снижению числа пенсионеров почти на 35%. С точки зрения бюджета маневр очень хороший. Это помогает решить некоторые краткосрочные проблемы, но создает ряд долгосрочных», – говорит экономист Евгений Ицаков.
В частности, высока вероятность, что работники в преклонном возрасте окажутся невостребованны на рынке труда. Значит, представители поколения 55+ могут в перспективе остаться и без работы, и без пенсии, то есть фактически без средств к существованию. Кроме того, по мнению Ицакова, предлагаемое повышение пенсионного возраста неизбежно замедлит ротацию кадров, а значит, приведет к росту безработицы среди молодежи.
Есть альтернативное решение, которое помогает справляться с проблемой безработицы и пополняет бюджет, – создание благоприятных условий для ведения бизнеса. «Если в стране совокупная нагрузка на предпринимателей будет адекватной, то люди, лишившиеся работы в результате цифровой трансформации, смогут найти себя в своем деле, например, в качестве самозанятых», – сказал собеседник «Профиля». Новые фирмы – это новые рабочие места, что позволит повысить объем доходов бюджета, уверен Ицаков.
Порог новой реальности
Член комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаил Щапов исходит из того, что повышение пенсионного возраста не решает демографические проблемы рынка труда. И сегодня многие работодатели неохотно берут на работу пожилых людей. Востребованные же на рынке специалисты работают независимо от того, на пенсии они или нет. Кроме того, в ближайшие десятилетия на российскую экономику намного сильнее будут влиять развитие новых технологий, цифровизация. Это кардинально изменит ситуацию и распределение трудовых ресурсов.
В свою очередь, научный руководитель Финансового университета при правительстве России Дмитрий Сорокин говорит, что прекрасно понимает логику правительства и Минфина, для которых сегодня в приоритете проблема дефицита Пенсионного фонда России. С точки зрения решения этой задачи увеличение пенсионного возраста – подход правильный, однако, по его мнению, это экстенсивный путь. «По такому ключевому показателю, как производительность труда, российская экономика отстает от экономик развитых стран в три-четыре раза. Если предметно заниматься инновационным развитием и технологическим перевооружением предприятий, а такая задача подтверждена в майском указе президента Владимира Путина, это снизит остроту демографической проблемы», – убежден эксперт.
К сожалению, прогресс в этом направлении пока скромный. По данным Росстата, ежегодный рост производительности труда ограничен 1,3–1,6%, а должен быть не менее 5%, напомнил Сорокин. Он уверен, что предлагаемое увеличение возраста выхода на заслуженный отдых делу не поможет. «Инновации – удел молодых, а не пожилых», – философски заметил Сорокин.
У заместителя директора аналитического департамента «Альпари» Натальи Мильчаковой свое видение ситуации. По ее словам, структура рынка труда в России сейчас такова, что инновации и искусственный интеллект если и составляют кому конкуренцию, то как раз молодым специалистам, особенно работающим в сфере IT. «Большинство людей предпенсионного возраста заняты в тех областях, где искусственный интеллект пока востребован в меньшей степени», – уточнила она.
Скрытые резервы
Чисто бухгалтерским методом решения проблему нехватки средств на пенсионное обеспечение назвал Щапов правительственную инициативу. По словам депутата-коммуниста, в 2018 году дефицит ПФР составляет чуть более 100 млрд рублей. «Предполагается, что к 2020 году он сократится до 45 млрд. Общие доходы ПФР составляют 8,3 трлн рублей, 3,3 трлн – это трансферт федерального бюджета, а расходы – 8,2 трлн. Вывод – Пенсионный фонд глубоко убыточен, бюджет дотирует его на 40%», – подчеркнул Щапов.
С учетом развития демографической ситуации пенсионеров со временем в России будет становиться все больше, а значит, доля трансферта из федерального бюджета будет только расти. Предлагаемое повышение возраста выхода на заслуженный отдых должно просто уменьшить приток новых пенсионеров, тем самым снизив динамику роста расходов ПФР.
Есть несколько причин, почему так поступать нельзя, продолжил собеседник «Профиля». Во первых, государство намерено отказаться от части своих обязательств, изменив в свою пользу правила игры. При этом граждан поставят перед фактом, что чревато снижением доверия к власти. «Понятно, что в данном случае это разговор не о юридической чистоте решения – придумать правовое основание несложно, а о справедливости. При том, что ухудшать качество жизни всех россиян, не испробовав другие методы, нельзя», – пояснил Щапов.
Деньги на покрытие дефицита ПФР при желании найти можно. Например, введение прогрессивной ставки налога на доходы физических лиц позволит получить в бюджет около 1,5 трлн рублей в год и закрыть как минимум половину дотации ПФР, напомнил депутат. Второй источник – снижение неэффективных расходов бюджета и госкорпораций, которые, по данным Счетной палаты, в прошлом году составили 1,5 трлн рублей. Реалии таковы, что 95% тендеров госкорпораций до сих пор проводят на безальтернативной основе.
Еще один принципиальный момент – сторонники пенсионной реформы обосновывают ее необходимость тем, что средняя продолжительность жизни в России увеличилась до 72 лет. «Но для мужчин этот показатель составляет около 66 лет, а примерно в половине регионов он ниже 63 лет. Получается, что после увеличения пенсионного возраста значительное число мужчин просто не будут доживать до пенсии», – сказал Щапов.
Пенсия хорошая, но маленькая
По словам Мильчаковой, вопрос повышения пенсионного возраста в России можно считать практически решенным. Неопределенность если и остается, то только в сроках и механизмах решения задачи. Этот путь прошли все постсоветские страны, за исключением Узбекистана. В частности, в Белоруссии не так давно началась достаточно мягкая реформа, в рамках которой возраст выхода на пенсию повышается на шесть месяцев ежегодно. К 2023 году у женщин он составит 58 лет, а у мужчин – 63 года.
Основных причин для повышения пенсионного возраста в России, как, впрочем, во всех постсоветских странах, две: нехватка средств в государственном Пенсионном фонде и низкий размер средней пенсии по старости по сравнению с Евросоюзом. Для государства это, конечно, выгодно, так как будет экономия средства ПФР и не придется принимать иные непопулярные меры. Например, повышать НДС или НДФЛ, отметила эксперт.
Кроме того, средняя пенсия в России, едва превышающая прожиточный минимум работающего гражданина (13,6 тыс. рублей в месяц), стимулирует довольно большое число граждан продолжать работать после достижения пенсионного возраста. «В первую очередь это касается женщин: 55 лет – это сегодня вполне трудоспособный возраст, особенно если работа не связана с вредным производством либо тяжелыми физическими нагрузками. Для государства это невыгодно. Получается, что сегодня пенсии по старости платят трудоспособным людям, которые в состоянии сами себя содержать», – резюмировала Мильчакова.