Десятки потерпевших, десятки миллионов рублей ущерба. В Москве набирает обороты скандал с мошенническими автосалонами, которые брали на реализацию автомобили и оставляли их владельцев ни с чем.
"Меня кидает автосалон",— позвонил мне знакомый, Николай Г. (все имена, а также копии документов имеются в распоряжении редакции). Еще в июне он разместил объявление на auto.ru о продаже своего Volkswagen Tiguan 2011 года. Как водится, первым делом названивать и заваливать СМС стали автосалоны. Предложение одного из них под названием "1001 автомобиль" Николай и принял. 40 тыс. руб.— фиксированная стоимость услуг салона, машину можно забрать в любой момент, если не продается или хозяин передумал. Расположена контора не на зловещей окраине, а почти в центре: комплекс "Автосити" возле метро "Аэропорт", Ленинградский проспект, 37, прямо за сверкающим зданием центра Mercedes.
На площадках — и уличной, и под крышей — стояли машины, в том числе и куда круче Колиного Tiguan. Менеджер заверил, что с учетом высокой проходимости салона, который в отличие от крупных сетевых не ломит цены, машина продастся быстро. Договор — печати, реквизиты, подпись гендиректора Казбека Семенова. Отдав машину, документы на нее и оба комплекта ключей, Николай стал спокойно ждать.
Первые сомнения — не в честности заведения, а в его способности быстро продавать — появились спустя месяц. Из салона Николаю банально никто не звонил. Когда он звонил сам, отвечали: сейчас время такое, тихое, но вот девушка вчера смотрела и вроде заинтересовалась. В конце сентября, устав ждать, Николай приехал забрать свой Tiguan.
В офисе ООО "1001 автомобиль" он встретил учредителя и гендиректора компании. Это был уже другой человек — Сергей Третьяков. Гендиректор сообщил радостную новость: машина продана 10 сентября, в течение 14 банковских дней клиент получит все причитающиеся ему 730 тыс. руб.
Мне Николай позвонил в начале октября, после того как дважды съездил в салон на назначенную выплату, но один раз деньги не успели снять в банке, а в другой заболел бухгалтер. Это все еще могло быть техническими накладками, но я попросил юриста, специализирующегося на автомобильных проблемах, бывшего сотрудника полиции Сергея Остапырко помочь Николаю разобраться в тонкостях ситуации и, например, рассказать менеджерам салона про пени за просрочку платежей.
На этот раз гендиректор Третьяков общаться c визитерами не стал — обещать деньги вышел молодой парень с золотой печаткой на пальце, который представился старшим менеджером Максимом Датиевым. Это и правда был Максим Датиев: он дал сфотографировать свой паспорт и так же легко подписал и заверил печатью ООО составленную юристом Остапырко досудебную претензию, которая грозила автосалону иском в случае неуплаты всей положенной суммы в течение семи дней.
Неделя прошла, не принеся Николаю ничего, кроме "завтраков". Идея взять интервью у гендиректора Сергея Третьякова показалась уже интересной и журналу "Деньги". Любопытно, что от общения с корреспондентом Третьяков не отказался — разве что фотографироваться, как можно видеть на снимках к этому материалу, немного стеснялся. По словам Третьякова, Максим Датиев ему о встрече с Николаем не сообщал, о досудебной претензии не информировал. "И печать поставил?!" — вскинул он брови.
Сергей Третьяков рассказал, что компанию он купил у знакомых своих знакомых, гендиректором стал 6 августа 2015 года, а учредителем — 2 сентября 2015 года. И купил, вот ведь беда, с долгами: договоры, по которым еще не рассчитались с автовладельцами, не были внесены в акт приема-передачи дел. Как говорит Третьяков, предыдущие хозяева салона не расплатились с четырьмя клиентами, общая сумма задолженности — примерно 4 млн руб. "И я не могу расплатиться поступлениями от новых продаж: по закону деньги от реализации вашей машины я никому другому отдать не могу",— заявил он, отказавшись комментировать тот факт, что автомобиль Николая был продан, а деньги потрачены неизвестно куда уже при его, Сергея Третьякова, руководстве.
Дальше пошли заверения, что с клиентами салон вот-вот расплатится: по словам гендиректора, с этой целью уже подана заявка на кредит. Да и со скрывшихся где-то на Кавказе "знакомых знакомых" он все же надеется деньги получить. А иначе напишет на них заявление в полицию о мошенничестве. Пообещав также уволить оставшегося от прежних владельцев сотрудника Датиева, Сергей Третьяков заметил, что компанию обязательно переименует. "А как — вам не скажу",— хихикнул он на прощание.
По словам Сергея Остапырко, чтобы защищать интересы Николая, очень важно было найти его товарищей по несчастью. Одного из них — немолодого мужчину, который назвался Андреем Петровичем, мы встретили тут же возле офиса компании. Через пару дней Андрей Петрович позвонил Остапырко и сообщил, что офис компании "1001 автомобиль" опечатан, полицейские производят выемку документов и допрашивают Сергея Третьякова.
Из клиентов в потерпевшие
В офисе ООО "1001 автомобиль" следователь и оперуполномоченный отправляли потерпевших писать заявления в ОВД "Хорошевский". На момент сдачи номера их было больше сорока. Как оказалось, Сергей Третьяков — уже третий учредитель и гендиректор с апреля 2015 года; те, кто сдавал автомобили в апреле и так же остался с носом, имели дело с гендиректором Антоном Кокориным.
Надо сказать, что кое-кто из клиентов получил часть причитающегося. Эдуарду Кирсанову, к примеру, салон остался должен половину оговоренной суммы за Chevrolet Equinox — 225 тыс. руб. Кирсанов получил в июле. Особенно жалко было Елену Т., которая была на пятом месяце беременности. Ее Ford Ranger продали за 1,6 млн руб., но ничего ей не заплатили, а в качестве временной компенсации выдали Suzuki SX4 2007 года, оцененный в 300 тыс. руб., вроде как поездить, пока не расплатятся. При этом Ranger, уже изрядно помятый и переписанный на "добросовестного приобретателя", был обнаружен на стоянке тут же в "Автосити".
24 октября в фейсбуке появился пост журналиста Дмитрия Михайлина, набравший за три дня более 11 тыс. лайков и около 15 тыс. репостов. Пост содержит фотографию человека, представлявшегося Михаилом Гусейновым, директором автосалона "Арбат-авто" (юрлицо — ООО "ДМ-Логистик"), расположенного в том же комплексе "Автосити". В истории, описанной Михайлиным, деньги были получены при содействии сотрудников ОВД "Хорошевский" через два месяца после того, как клиенты автосалона поняли, что они потерпевшие. "Автофорумы рукоплещут: мы не просто получили с них деньги за машину, но и пени за каждый день просрочки. Часть денег мы в данный момент пропиваем",— заканчивал повествование Дмитрий Михайлин. Взяв у Дмитрия телефонный номер его товарища, я попытался связаться с ним, чтобы узнать подробности. Товарищ не ответил. Позже удалось выяснить, что ему звонили от имени упомянутого "Арбат-авто" и требовали убрать из сети информацию, напомнив, что "в договоре с салоном указан ваш домашний адрес".
Коллекция историй разрасталась — и, увы, почти все они не имели хеппи-энда.
"Кормить лоха"
Готовя материал, "Деньги" пообщались с юристами и адвокатами потерпевших. Любезно согласился дать комментарии и начальник 4-го отдела следственной части СУВД по САО Москвы Вадим Кулаков; раньше он работал в ЮАО, вел уголовные дела против мошеннических автосалонов, которые располагались в АТЦ "Москва" на Каширском шоссе. Уголовное дело ООО "1001 автомобиль" сейчас передано из ОВД "Хорошевский" в его отдел.
Общая схема мошенничества новой волны такова. Регистрируется юрлицо в форме ООО. Арендуются площадка для машин, место под офис. Дается реклама. Набираются менеджеры, которые бомбят засветившихся в объявлениях продавцов автомобилей звонками и СМС. Иногда просто обещают быстро продать, как в случае с Николаем, чаще сообщают, что на данную машину уже вот прямо сейчас есть готовый покупатель. Человек приезжает, заключает договор, отдает ключи и документы.
Все. Свою машину он больше не увидит. Денег, скорее всего, не получит. То, что будет происходить дальше, не более чем спектакль вроде выступлений Сергея Третьякова и Максима Датиева. Это растянется на несколько недель или месяцев — кому как повезет. Сначала будут рассказывать, что автомобиль не продан. Он и правда не продан, что не мешает членам коллектива на нем ездить: доверенность сейчас не нужна. Но в тот момент, когда клиент заявляет, что едет забирать машину, она оказывается продана — в 100% случаев. Иногда автомобиль просто переоформляется на кого-то из своих людей как на покупателя. Клиента просят подождать прописанные в комиссионном договоре 10-20 банковских дней. По истечении срока начинается: "деньги мы вам сегодня отдать не можем, у банка лимит на выплату", "заболел бухгалтер" и т. д. Технология — тянуть время даже ценой вызова клиента: "Все, приезжайте за деньгами". Человек приезжает, а перед ним опять "дико извиняются". Потом объявляют о финансовых проблемах, которые обещают решить. Бывает, успокаивают "началом выплат" — выдают 50 тыс. руб.
Мошенники называют этот этап "кормить лоха". Это ручная работа — держать пирамиду, гася нарастающий шум из обращений клиентов в полицию, антирекламы в сети и т. п. А новые лохи идут и идут.
Мне удалось связаться с двумя людьми, заявившими на форумах, что получили всю причитающуюся им сумму. Выяснилось, что обоим деньги выдали, когда салонам не было еще трех месяцев. Первый, как ни диковато это звучит, после очередного безрезультатного визита просто физически прижал гендиректора и пообещал его убить — человеку вернули 700 тыс. руб. Второй обратился в полицию и, столкнувшись с ее бездействием, написал жалобу в прокуратуру. Как говорили силовики с салоном, ему неизвестно, но деньги свои он вскоре получил — 1,2 млн руб.
Работает салон-пылесос от трех месяцев до полугода, потом прикрывается либо сам, либо в результате возбуждения уголовного дела. Чем ближе к финалу, тем реже "кормят лохов" — смысла уже нет. "За два-три месяца успевают продать 30-40 машин потерпевших",— рассказывает Вадим Кулаков.
Бесполезный суд
По словам Вадима Кулакова, эта мошенническая схема расцвела пару лет назад. Мелкие автосалоны всегда обретались в полукриминальной зоне. А ввиду перспективы крупного и относительно легкого дохода потянулись в зону откровенно криминальную. "Модная тема",— по словам полицейских, откровенничали мошенники на допросах. Главное — граждане, уже привыкшие к цивилизованному сервису во многих сферах, попросту расслабились. А тут еще кризис, который разогрел рынок подержанных автомобилей.
"Это наивность граждан, когда посторонним людям передается полный комплект документов на машину,— пожимает плечами следователь Кулаков.— ПТС отдавать нельзя — только копию. И только один комплект ключей. И привозить оригинал ПТС только на сделку с найденным автосалоном покупателем".
Как такое возможно в наши дни, когда Москву уже зачистили даже от оптовых рынков и коммерческих ларьков? Подобные фразы я слышал от многих потерпевших. Как правило, первой их реакцией было искать защиты в органах, которые должны следить за порядком в торговле. "Мы с 2002 года не контролируем качество торговли и оказываемых услуг — только площадки для этой деятельности. Жалобы граждан пересылаем в Роспотребнадзор и ГУВД",— сообщили "Деньгам" в департаменте торговли и услуг Москвы. В Роспотребнадзоре, в свою очередь, лишь дали ссылку на сайт столичного управления ведомства, где 7 октября 2015 года размещены советы клиентам автосалонов комиссионной торговли.
"А в полиции заявителям говорили, что признаков мошенничества не наблюдается — обычное неисполнение обязательств в рамках гражданско-правовых отношений,— рассказывает юрист Общества защиты прав потребителей Сергей Емельянов.— Формально так отфутболить возможно. Директор автосалона ведь не прячется, приходит в суд, объясняет финансовые проблемы выросшими арендными ставками, налогами и прочими издержками бизнеса. От обязательств не отпирается. Суд обязует его возместить истцу ущерб. Взыскать что-то с ООО можно только при наличии у него какого-то имущества, которого, как правило, нет. И денег на счетах, как правило, нет тоже".
"Если в местный ОВД поступил десяток однотипных заявлений на конкретный автосалон, а полицейские не усматривают мошенничества, то возникает вопрос либо об уровне их компетенции, либо о личной заинтересованности",— добавляет юрист Сергей Остапырко.
Уголовные трудности
Особенности полицейского реагирования иллюстрирует история с автосалоном "Автолидер", который весной 2014 года работал по вышеописанной схеме в том же комплексе "Автосити". По словам адвоката Филиппа Шишова, представляющего интересы одного из потерпевших клиентов "Автолидера", ОВД "Хорошевский" несколько месяцев не усматривал признаков мошенничества и не возбуждал уголовное дело по заявлениям клиентов салона. "Добиться возбуждения смогла потерпевшая, оказавшаяся женой сотрудника аппарата Госдумы. Только после обращения депутата ГД Вадима Соловьева лично к главе ГУ МВД Москвы Якунину признаки преступления внезапно увидели",— рассказывает Шишов, демонстрируя подшитый к уголовному делу депутатский запрос. Дело было возбуждено только осенью 2014 года. В случае с ООО "1001 автомобиль" тоже непонятно, почему, зная о ситуации с "Автолидером", который базировался в том же "Автосити", ОВД "Хорошевский" не реагировал на явно аналогичную историю, ведь заявлений наверняка хватало.
Впрочем, приговоры по аналогичным делам в Москве были — по словам Вадима Кулакова, преступникам давали до десяти лет лишения свободы. Окончательный приговор по делу в отношении Владимира Шкудова, бывшего гендиректора ООО "ВН-Моторс", действовавшего с 2013 года в АТЦ "Москва", где базируется в том числе масса разного рода мелких компаний, связанных с автомобильной сферой, вынесен в сентябре 2015 года: шесть лет лишения свободы. Как рассказал Василий Пятых, адвокат одного из потерпевших, это единственный осужденный из группы проходивших по делу. "Двадцать три потерпевших, сумма ущерба за два десятка утраченных автомобилей более 20 млн,— рассказывает Пятых.— Имущества у осужденного нет — взыскать нечего".
В деле "Автолидера" тоже один обвиняемый — Антон Тихоненков, бывший гендиректор. "Он сейчас под домашним арестом в своем доме, но дом по документам ему не принадлежит",— говорит Филипп Шишов. Очевидно, что и Тихоненков, и Шкудов, и Третьяков — зицпредседатели, подставные фигуры.
"Организаторы схемы, видимо, обещают, что до уголовного дела не дойдет, или будет условный срок, или максимум год реального,— комментирует потерпевший по делу "Автолидера" Алексей К.— И в нашем деле все к этому шло: следователь лично меня подталкивала согласиться на особый порядок рассмотрения дела (без вызова свидетелей и потерпевших.— "Деньги"), при котором, по ее словам, Тихоненкову светила "десятка", а потом выяснилось, что "условка"".
Поймать главных бенефициаров схемы, по словам Вадима Кулакова, удается крайне редко. В деле "Автолидера" свидетелями проходят шестеро — бывшие сотрудники салона. Они свидетельствуют: Тихоненков присваивал деньги, вырученные при продаже машин. То есть знали, но привлекали новых продавцов — разве это не соучастие? Более того, некоторые из них сейчас владеют автомобилями потерпевших: одни утверждают, что получили их от Тихоненкова в счет зарплаты (через договор купли-продажи), другие — что честно купили. И считаются добросовестными приобретателями.
"Один такой "добросовестный приобретатель" — юрист "Автолидера" Ожел Николай Степанович. На него зарегистрированы принадлежавший моему доверителю Mercedes, выставленный за 450 тыс. руб., и Range Rover Sport другого потерпевшего за 1 млн руб. Ожел говорит, что отдал за них деньги Тихоненкову,— рассказывает Шишов.— Вам не ясно, кто бенефициар? Введите в поисковик "Ожел Н. С." — получите ссылки на решения судов, по которым он должен денег, и прочие нехорошие вещи".
Форум сайта RusLom.ru, запись от 15 апреля 2011 года, пользователь МЕТМАШ: "Втормет-Юг Домодедово должен больше 500 тысяч с октября прошлого года. Взяли предоплату для отгрузки на ММК. Контактное лицо Ожел Николай Степанович и некто Евгений. Знаю, что должны не только нам. Будьте осторожны". В открытом доступе можно найти и постановление Мосгорсуда от 4 сентября 2014 года по делу N 4у/3-4446: "Ожел Н. С. признан виновным в совершении двух покушений на мошенничество в сфере кредитования, то есть на хищение денежных средств заемщиком путем предоставления банку заведомо ложных и недостоверных сведений, совершенное группой лиц по предварительному сговору..." Из приговора следует, что Ожел был амнистирован. Поиск выдает еще кучу ссылок на решения гражданских судов, по которым Ожела обязуют вернуть кредит, гонорар за неоказанные услуги и т. д.
Итак, что же делать тем, кому не отдают деньги в автосалоне? "Обращаться не в территориальные ОВД, а в окружное УВД — в отдел борьбы с экономическими преступлениями",— советует Вадим Кулаков. И вообще не связываться — просто ни за что — с автосалонами, не являющимися заодно официальными дилерами автомобильных брендов.
Накануне сдачи номера мне позвонил молодой человек. "У меня, похоже, аналогичная ситуация: автомобиль продан, но уже два дня не отдают деньги",— дрожащим голосом сообщил он. Название автосалона было незнакомым, но — вот неудивительное совпадение — располагался он все в том же "Автосити". Руководствуясь советом Вадима Кулакова, мы направили парня в УВД САО, где он написал заявление в ОБЭП.
"Деньги" будут следить за развитием событий.