Правительство внесло в Госдуму проект федерального бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, а также сопутствующие документы. Первое чтение может пройти 26 октября. В профильном комитете, который сразу же собрался на заседание, назвали главные тенденции поступившего бюджетного пакета.
"Раньше бюджет приносили в сумках, которые поднять невозможно, а теперь весь бюджет - на этой флешке", - отметил глава комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров, демонстрируя журналистам хранилище главного финдокумента. Тем не менее сам проект бюджета - 4844 страницы, а общий объем бюджетного пакета - 7133 страницы. Напомним, что с главным документом вместе вносятся основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики РФ, прогноз социально-экономического развития РФ, бюджеты государственных внебюджетных фондов и ряд других документов. Среди прочего, поступил и законопроект об установлении в 2023 году минимального размера оплаты труда на уровне 16 242 рублей (с ростом на 6,3% к предыдущему году). Это приведет к повышению заработной платы около 3,5 млн работников. Заложено в финансовую смету и универсальное пособие, которое с 1 января 2023 года объединит ряд действующих выплат (о его введении ранее заявил премьер-министр РФ Михаил Мишустин на заседании правительства).
Бюджетный пакет в Госдуме на этот раз будут рассматривать поэтапно - для тщательности. Сам проект бюджета на 2023-2025 годы профильный комитет предложил рассмотреть в первом чтении 26 октября, а бюджеты социальных фондов - на следующий день. Депутатам предстоит тщательный разбор по направлениям и отраслям. "По содержанию это один из самых сложных документов, над которым мне приходилось работать", - сообщил Макаров, отметив, что докладывал в Госдуме уже почти по 30 проектам бюджета. Кстати, глава минфина Антон Силуанов сделал аналогичное заявление: подготовка бюджета на следующие три года стала самой сложной в его карьере.
Объясняя сложности работы над бюджетом, Макаров уточнил, что дело в проблемах с прогнозированием в нынешних условиях. А ведь именно от прогноза социально-экономического развития зависят доходы и расходы, то есть "что государство может себе позволить". Сейчас не понятно, "какие будут санкции, сколько будет стоить газ, нефть, сколько мы сможем их продать". Однако внешние условия не должны помешать главному - безусловному выполнению всех социальных обязательств, подчеркнул глава профильного комитета. Поэтому основная задача депутатов - проверить, чтобы ни одного соцобязательства не было пропущено.
Речь, в частности, об индексации пенсий, пособий и других социальных выплат на уровне выше инфляции. При этом соцобязательства государства возрастают из года в год.
Другие важнейшие приоритеты - обороноспособность страны, забота о семьях тех, кто выполняет боевые задачи. Пакет поправок на эту тему уже приняла Госдума, и работа продолжается.
Еще одна тенденция - рост значимости импортозамещения. "Раньше оно рассматривалось как вещь второстепенная, - признал Макаров. - А в новом бюджете делается упор на развитие отраслей, которые позволят нам не думать о санкциях, решать задачи, опираясь на собственную экономику". По его словам, на это работает новый бюджет, который основывается "на нашем собственном потенциале и ресурсах". В документе заложены ресурсы и на стратегические задачи: в следующие два года на реализацию нацпроектов планируется выделять примерно по 3 трлн рублей. Главный финансовый документ страны также подразумевает переход к уверенному росту экономики в 2024 году на уровне выше 2%.
Журналисты поинтересовались у Макарова, будут ли в документе отражены новые регионы РФ. "Бюджет содержит необходимый запас средств для того, чтобы решать все задачи, которые будут поставлены в данном случае президентом страны, - ответил Андрей Макаров. - Я думаю, что вы прекрасно понимаете, что конкретные вопросы финансирования могут решаться только тогда, когда создана самостоятельная специальная законодательная база. Поэтому давайте не будем забегать вперед".
В "Единой России" заявили, что вызовы, на которые предстоит отвечать в том числе и в рамках работы над бюджетом, связаны со спецоперацией и расширением санкционного давления. Вице-спикер ГД от ЕР Сергей Неверов подчеркнул, что в этих условиях очень важно предусмотреть в текущих непростых условиях финансовое обеспечение приоритетных национальных проектов, особенно касающихся развития инфраструктуры, промышленности, поддержки предпринимателей и граждан. "Мы видим, что Запад не собирается снижать градус в отношениях с Россией, соответственно вопросы технологического суверенитета, устойчивости экономики и применения новых подходов в решении существующих проблем - это вопросы обеспечения безопасности нашей страны", - сказал он.
Ко второму чтению единороссы намерены проследить, как выполняются те цели и задачи, которые были обозначены партией в ее программе.
Парламентская оппозиция по традиции готовит замечания, и по проекту бюджета ожидаются серьезные споры. "Никак не уходят от рекомендаций Международного валютного фонда. Стартовая позиция - 300 млрд долларов замороженных ресурсов, а до конца года из РФ будет вывезено около 243 млрд долларов", - заявил в связи с внесением документа член профильного комитета Евгений Бессонов (КПРФ). То есть из экономики РФ продолжают уходить деньги, отметил он.
В Госдуме отметили и то, что приняты меры по повышению доходной части бюджета. Налоговые предложения, которые содержатся в бюджетном пакете, предусматривают повышение экспортных пошлин на трубопроводный газ и изъятие допдоходов у производителей сжиженного газа. Речь идет и о введении экспортной пошлины на удобрения и энергетический уголь в случае сохранения высоких цен на эту продукцию. Это справедливое изъятие части природной ренты, объяснил глава минфина Антон Силуанов. В бюджетном пакете обращают на себя внимание также поправки в Налоговый кодекс, которые предусматривают признание подакцизным товаром сахаросодержащих напитков. О соках речи не идет, уточнил Андрей Макаров.
Справка "РГ"
Согласно проекту бюджета доходы составят:
в 2023 году - 26,13 трлн рублей;
в 2024 году - 27,24 трлн рублей;
в 2025 году - 27,98 трлн рублей.
Расходы составят:
в 2023 году - 29 трлн рублей;
в 2024 году - 29,43 трлн рублей;
в 2025 году - 29,24 трлн рублей.
Основным источником покрытия дефицита станут государственные заимствования.