Во вторник, 18 августа, Центр педагогического мастерства Москвы озвучил список трех сотен лучших школ города по результатам 2014–2015 учебного года.
Этот год, как и предыдущие четыре, для лицея опять стал чемпионским. Шутка ли — 49 выпускников награждены правительством Москвы за максимальный балл по результатам ЕГЭ и победу на Всероссийской олимпиаде школьников.
Вообще, школа привыкла побеждать. В 2013 году она была признана лучшей в России. «ВМ» не раз писала об этой школе, а ее директор Татьяна Воробьева приходила к нам в редакцию на круглый стол ко Дню учителя. По мнению Татьяны Воробьевой, успех кроется в грамотной работе с педагогическим коллективом, в доверии к учителям. Большинство педагогов работают в лицее с момента его основания — 1991 года. Для «новеньких» недостаточно иметь хорошее резюме.
— Прежде чем педагог начнет работать, он должен провести открытый урок,— говорит директор.— И провести его блестяще. Знать он должен не только свой предмет, но и находить контакт с детьми. А значит — быть хорошим психологом, в меру строгим, в меру требовательным.
В 2008 году учреждение одним из первых в Москве объединилось в образовательный комплекс со школой № 35.
— Главное — не мешать педагогам, — резюмирует Воробьева. — У нас все профессионалы и работают по государственным стандартам образования.
В лицее удалось применить элементы дореволюционной учебной программы — к примеру, преподавание латыни, основы европейских языков. Отсюда и отличное знание учениками современных иностранных языков.
— Однажды мы были на экскурсии по пушкинским местам, — продолжает директор, — рядом группа иностранцев, задают вопросы. Вдруг наш ученик на великолепном французском начинает рассказывать им такие детали, которых не знает даже экскурсовод. Преподают в лицее и редкие языки — китайский и японский.
Еще один секрет успеха — уважение к традициям.
— Все мы вышли из советской школы, — продолжает Воробьева. — А в ней было очень много хорошего. И нам удалось сберечь и приумножить все это.
Важный вопрос для родителей— дополнительное образование и плата за него. Поскольку лицей связан с МГУ, здесь читают лекции университетские профессора.
— Для наших детей это обходится в сумму около пяти тысяч рублей в год, — уточняет директор. — Все остальное — бесплатно.
Отметим, что конкурс на поступление в лицей № 1535 немаленький — четыре человека на место.
СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА: КРОПОТЛИВАЯ РАБОТА И ОЛИМПИЙСКИЕ ПОБЕДЫ
Иван Ященко, директор столичного Центра педагогического мастерства, заявил, что рейтинг «Топ-300 лучших школ Москвы — 2015» оценивает в первую очередь вклад учреждений в массовое качественное образование московских детей. Поддержка лучших школ будет осуществлена на соответствующем уровне — попавшие в рейтинг получат мэрские гранты, денежный эквивалент которых объявят при вручении в ближайшую пятницу.
Cхитрить, чтобы попасть в список, было невозможно. Секрет попадания в рейтинг прост и сложен одновременно — высокое качество преподавания. Система оценки учреждений, по которым формируются позиции в рейтинге, основана на внешних результатах. Ни текущие оценки в журнале или дневнике, ни число оставленных на второй год детей, ни количество платных образовательных услуг — все это не способно принести учреждению баллы и вывести его вперед.
— Наибольшее число баллов школам начисляют за подготовку призеров и победителей Всероссийской предметной олимпиады и за каждого выпускника, сдавшего Единый госэкзамен на сто баллов, — отметил Ященко. — Чем больше таких детей будет, тем выше шансы попасть в список лучших.
В этом году в рейтинг были введены новые критерии оценки. На успех влияет число дошколят, перешедших в первый класс своего образовательного комплекса. Также теперь учитываются работа с детьми-инвалидами, участие школ в проводимых столичным Департаментом образования просветительских мероприятиях, а также работы по профилактике детской преступности.
— За каждого ребенка, который не совершил правонарушений в течение года, учреждению начисляется соответствующий балл, — сказал Ященко. — Причем чем сложнее работа с ребенком по этому параметру, тем выше будет балл. Если ребенок уже стоит на учете в полиции, но повторного преступления не совершал, то за него школа получает в разы больше баллов.
На Едином госэкзамене 150 детей с ограниченными возможностями показали высокие результаты. Из них 67 учеников показали также высокие результаты на предметных олимпиадах, включая заключительный этап Всероссийской олимпиады. Центр образования № 109 «Школа им. Е. А. Ямбурга» занял в рейтинге 35-е место. Там учатся дети с онкозаболеваниями.
При виде таких критериев кажется, что чем больше в учреждении учится детей, тем выше будет позиция школы в рейтинге. Но не все так просто. Школа № 2031 заняла в рейтинге 137-е место, а учится в ней всего тысяча человек. Притом что в среднем по Москве в одном общеобразовательном учреждении учится порядка трех-четырех тысяч детей. Центр образования «Технологии обучения», специализирующийся на дистанционном обучении детей- инвалидов, занял в рейтинге 237-ю позицию.
— Система финансирования школ, которая сформирована в городе, очень эффективна, — говорит директор школы № 2031 Станислава Буробина. — Она позволила абсолютно всем общеобразовательным учреждениям давать одинаково качественное образование. То есть возможности всех школ равны. Потому что департамент выделяет всем деньги по общей формуле.
Сейчас школы финансируются подушево — деньги выделяются исходя из числа учащихся. На ученика начальной школы в год выделяется 85 тысяч рублей, средней школы — 107 тысяч рублей, 123 тысячи рублей— на ученика старшей школы. Эти правила едины для гимназий, лицеев и обычных школ.
Главная интрига, впрочем, сохраняется. Осенью объявят рейтинг лучших российских школ. В прошлом году Топ-25 этого рейтинга на треть состоял из столичных образовательных учреждений.
СПРАВКА «ВМ»
Лицей № 1535— один из первых столичных лицеев. Дети здесь учатся только с 7-го класса, а в 10-м и 11-м разделяются на четыре потока: историко-филологический, социально-экономический, психологический, медико-биологический. Учреждение плотно сотрудничает с различными факультетами Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Высшей школой экономики и Первым Московским государственным медицинским университетом им. И. М. Сеченова.
ТОП-10 лучших школ города по результатам 2014–2015 учебного года:
1. Государственное бюджетное учреждение (ГБОУ) г. Москвы лицей № 1535
2. ГБОУ специализированный учебно-научный центр—факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, Школа имени А. Н. Колмогорова
3. ГБОУ г. Москвы центр образования № 57 «Пятьдесят седьмая школа»
4. ГБОУ г. Москвы «Многопрофильный лицей № 1501»
5. ГБОУ г. Москвы «Вторая школа»
6. ГБОУ г. Москвы «Школа-интернат «Интеллектуал»
7. Средняя общеобразовательная школа № 179
8. ГБОУ г. Москвы «Лицей № 1580 при МГТУ имени Н.Э. Баумана»
9. ГБОУ г. Москвы центр образования № 1329
10. ГБОУ г. Москвы «Лицейско-гимназическийкомплекс на Юго-Востоке»
КСТАТИ
С 24 августа во всех школьных учреждениях столицы пройдет ежегодная общегородская акция «Соберем детей в школу», которая еще раз напомнит учащимся о правилах поведения на дорогах. Проведут профилактические уроки по безопасности сотрудники столичной Госавтоинспекции.
Кроме этого, с 28 по 31 августа в школах пройдут тренировки по обнаружению взрывчатых устройств с привлечением инспекторов-кинологов со служебными собаками. Также обеспечит безопасность детей МЧС. В преддверии нового учебного года сотрудники ведомства проверят все столичные школы на пожаробезопасность. Сегодня свыше четырех тысяч учебных учреждений оснащены современной пожарной сигнализацией.