Патриарх Кирилл вылетел в Латинскую Америку — в пятницу на Кубе, в аэропорту Гаваны пройдет первая в истории встреча глав РПЦ и католической церкви. Мы проанализировали ситуацию вокруг беспрецедентного события. Часть православной общественности восприняла грядущее общение патриарха с папой римским в штыки.
Расстояние между Ватиканом, резиденцией папы римского, и московским Даниловым монастырем, духовно-административным центром Русской православной церкви, составляет по прямой примерно 2380 километров. Для современного авиалайнера — часа три лету. Однако разделяет эти два географических пункта, как известно, не только пространство. Пропасть настолько велика, что историческая встреча предстоятелей двух церквей пройдет на другом конце планеты. Впрочем, уже сам факт рандеву свидетельствует о том, что дистанция начала сокращаться. О том, каким будет продолжение, да и будет ли оно вообще, сегодня можно только гадать. Неисповедимы пути Его. Но, как говорят во все более дружественном нам Ватикане, bonum initium est dimidium facti. Хорошее начало — половина дела.
Видимая часть саммита
Вначале — о том, что уже известно. Известно, что встреча пройдет 12 февраля в международном аэропорту им. Хосе Марти кубинской столицы. Патриарх Кирилл прибудет в Гавану накануне поздно вечером. Куба — первый пункт программы его латиноамериканского турне, в ходе которого он посетит также Парагвай и Бразилию. Самолет папы приземлится в аэропорту непосредственно перед встречей с патриархом. Пребывание понтифика на кубинской земле будет очень коротким: сразу после саммита он отправится в Мексику.
Встреча начнется около 22.00 по московскому времени (14.00 — по местному) в ВИП-зале первого терминала аэропорта. Кирилл и Франциск войдут в него из двух расположенных друг напротив друга дверей. Предусмотрены краткие приветственные речи папы и патриарха. «Граду и миру» будут продемонстрированы первые четверть часа общения предстоятелей двух церквей: прямую трансляцию будут вести телеканалы Russia Today, «Россия 24» и Euronews. Далее переговоры продолжатся в закрытом для прессы режиме.
Хотя оба предстоятеля прекрасно знают английский, говорить они будут на своих родных языках — соответственно, испанском и русском: у каждого будет свой переводчик. На встрече будут также присутствовать председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион и руководитель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох. А на финальной стадии, во время обмена памятными подарками, к Франциску и Кириллу присоединится хозяин саммита — председатель Госсовета Кубы Рауль Кастро.
Встреча продлится 2–3 часа и завершится подписанием совместной декларации. По словам официальных представителей Московской патриархии, центральная тема переговоров — гонения на христиан (прежде всего — на Ближнем Востоке и в Африке). Будут затронуты также «актуальные вопросы двусторонних отношений и международной политики». Правда, пока определенно известно лишь об одном таком вопросе: в числе прочего будет обсуждаться тема унии — отношения между греко-католиками и православными на Украине.
Глава Зала печати — пресс-службы Святейшего Престола — Федерико Ломбарди — отмечает также, что «важным аспектом контекста предстоящей встречи является подготовка Всеправославного собора». Для справки: упомянутое мероприятие, на которое соберутся предстоятели всех 14 канонически признанных поместных православных церквей, пройдет в июне этого года на греческом Крите. Однако, как заверил глава Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда, встреча патриарха с папой никак не связана с предстоящим Всеправославным собором.
Кроме того, подчеркивают в патриархии, протокол не предусматривает совместных молитв папы и патриарха. «Встреча произойдет в аэропорту, то есть вне какого-то культового и сакрального пространства», — объясняет митрополит Иларион.
Плюнет, поцелует?
Среди вопросов, касающихся церемониала встречи, пожалуй, наибольшее количество споров вызывает то, как будет выглядеть взаимное приветствие предстоятелей. Будет ли частью протокола рукоцелование, и если да, то кто перед кем склонится? Так, например, публицист Александр Невзоров уверен, что гордостью придется поступиться Кириллу: «Дело в каноническом старшинстве. И здесь каноническое старшинство совершенно неоспоримо. То есть склониться и поцеловать должен Гундяев».
Кстати, информация к размышлению: Кириллу уже приходилось встречаться с папой римским. Как минимум дважды — в 2006 и 2007 годах. Правда, тогда он был не патриархом, а митрополитом, а папа был другой — Бенедикт XVI. Так вот, по данным информированных источников, митрополит Кирилл ручку понтифику при встречах непременно лобзал.
Обозреватель «МК» обратился за разъяснением к протоиерею, члену Общественной палаты Всеволоду Чаплину. Чаплин, занимавший до недавнего времени должность председателя Синодального отдела по взаимодействию церкви и общества, сам неоднократно бывал в Ватикане, в том числе — вместе с Кириллом. Целовал тот или нет руку понтифику во время аудиенций, протоиерей, по его словам, не помнит. Но отнюдь этого не исключает: «Тогда это не была встреча равных». Кстати, сам Чаплин, по его признанию, к папской длани прикладывался — «в знак почтения к сану и к кафедре этого человека». Но в его случае это тем более не было «общением равных».
Встреча глав церквей — совершенно иное дело. «Я не участвовал в подготовке протокольной части встречи патриарха и папы, — оговаривается Чаплин. — Но должен сказать, что при встрече равных целования рук практически никогда не происходит. Так что, скорее всего, этого не будет». Остается два возможных варианта — простое рукопожатие и объятия со взаимным троекратным лобзанием. Каких-либо твердых правил — ни писаных, ни неписаных — здесь нет. Все зависит, по-видимому, от степени сердечности отношений.
Скажем, обнаруженные в Интернете кадры встреч папы с патриархом Константинопольским Варфоломеем демонстрируют последнюю опцию: обнимания с целованием. Тем не менее без труда можно найти и более сухой вариант взаимного приветствия понтифика и предстоятелей православных церквей. И что правда, то правда: рук во время таких церемоний и впрямь никто никому не целует.
Операция «Куба»
О том, почему выбор пал на Гавану, сказано уже очень много. Жестким условием РПЦ было то, что встреча должны пройти на нейтральной территории, а более «ничейной земли», чем Куба, придумать трудно: с геополитической точки зрения Остров свободы находится в российской зоне влияния, с религиозной — часть католического мира. Несколько сложнее понять, почему об исторической встрече было объявлено всего за неделю до нее — 5 февраля. Обращает на себя внимание то, что всего за два дня до этого завершил работу Архиерейский собор РПЦ, на котором о грядущем эпохальном событии не было сказано ни слова.
«Надо заметить, что папа изначально и не планировал посещать Кубу, — размышляет Чаплин. — Он решил сделать шаг навстречу. Я допускаю, что протокольно-организационные вопросы были решены буквально в последние недели и дни».
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин предлагает иное объяснение. Организация саммита напоминает эксперту спецоперацию. Повышенная секретность, по его мнению, призвана была предотвратить потенциальное противодействие со стороны консервативных сил, подозревающих церковную иерархию в попытках договориться с католиками за спинами верующих. «У нас вообще по любому крупному международному церковно-политическому событию сразу же в церкви распространяются слухи о том, что хотят заключить унию, предать православие, — поясняет Макаркин. — Если бы о встрече было объявлено за более длительное время, были бы достаточно активные протесты, поднялся бы большой шум. А так просто консерваторы просто не успеют сорганизоваться».
Всеволод Чаплин в принципе тоже не исключает такой мотив. А самое главное — подтверждает наличие такого рода оппозиции: «Пока критических публикаций немного. Духовенство высказываться опасается. Выступают в основном миряне, интернет-публицисты. Но мне из многих источников известно, что большое количество священнослужителей к новости о встрече отнеслись без энтузиазма».
Кстати, у самого протоиерея отношение тоже далеко не восторженное. Он называет встречу «полезной», но высказывает к организаторам серьезные претензии: «Откровенно говоря, мне лично хотелось бы, чтобы перед принятием решения о встрече и перед выработкой декларации в нашей церкви имела место внутренняя дискуссия. Чтобы люди, члены православных общественных организаций, представители духовенства могли бы высказать свое мнение относительно того, нужна ли такая встреча, и если нужна, то какие мысли с православной стороны на ней нужны прозвучать».
Навстречу антихристу
С оценкой числа критических публикаций, данной отцом Всеволодом, можно поспорить: вал филиппик стремительно растет. Причем все чаще их авторами выступают именно представители духовенства. Характерный пример — статья «Десять ответов на вопросы о встрече патриарха и папы», написанная священником Владимиром Романовым.
Примечательно, что, отвечая на первый вопрос: «Почему так поспешно устроена встреча патриарха и папы?» — пастырь полностью подтверждает версию политолога: «Спешка мотивирована тем, чтобы не успела подняться буря общественного волнения православных верующих, которая могла бы помешать планам экуменистов. Еще с середины 60-х годов прошлого столетия они упорно стремятся к объединению с римо-католиками». А ответ на вопрос: «Чем опасна и вредна данная встреча патриарха и папы?» — звучит как неприкрытая угроза: «Опасна она новыми расколами для Православной церкви. Так как верующие люди перестали доверять патриарху Кириллу, и, как принято говорить сейчас, рейтинг патриарха падает с космической скоростью».
Но такие высказывания — это еще политкорректные цветочки. Куда более зажигательны речи старца Рафаила (Берестова). Патриарха Кирилла иеросхимонах именуют не иначе как «главным экуменистом», который «на радостях помчался к своему папе масону — сатанисту». «Радость» же, по версии Берестова, связана с одобрением на недавнем Архиерейском соборе — в угоду масонам, разумеется, — проекта документа предстоящего Всеправославного собора «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром». Последнего для Берестова вообще не существует: «Господь наш Иисус Христос создал одну Церковь, а те, которые отсеклись от Нее, не являются церквами, а еретическими конфессиями…»
«Православная общественность восприняла новость о встрече патриарха и папы в значительной своей части очень настороженно, враждебно, — констатирует директор агентства аналитической информации «Русь православная» Константин Душенов. — Тем более что об этом было объявлено сразу после Архиерейского собора РПЦ, который проходил в совершенно закрытом режиме». Опасения общественности Душенову понятны, но сам он не видит никакого повода для тревоги. Сам факт встречи патриарха и папы римского, по его словам, никак не противоречит канонам, и если, как было заявлено, разговор на ней пойдет о гонениях на христиан, то никакие претензии предъявить будет не возможно.
«Вот если вдруг будут обсуждаться какие-то вероисповедные вопросы, если она так или иначе будет привязана к каким-то богословским диалогам, тогда окажется, что опасения православной общественности о чистоте веры будут обоснованными, — оговаривается православный аналитик. — Но последние публичные выступления патриарха говорят скорее о его готовности отстаивать консервативную, православную позицию. Не идя на широкие компромиссы, так сказать, с духом века сего».
Однако, несмотря на все попытки успокоить страсти, они явным образом накаляются. На сайте «Москва — Третий Рим», одной из главных трибун Берестова и его единомышленников, радикального крыла православных фундаменталистов, Кирилл и митрополит Иларион аттестованы как «лжепастыри, губители душ и еретики». А папа Франциск — и вовсе как «предтеча антихриста».
Реальная политика
И то ли еще будет по возвращении патриарха в Москву. К гадалке не ходи: обвинения в том, что он «продал церковь Ватикану» — если не самому нечистому, — посыплются на Кирилла как из рога изобилия. Словом, очевидно, что встреча с папой связана для патриарха с серьезными издержками и рисками. Ну а каков может быть выигрыш?
«Думаю, если бы в РПЦ могли избежать этой встречи, ее бы избежали», — считает Алексей Макаркин. По его версии, саммит нужен не столько самой церкви, сколько государству, рассматривающему патриархию как важный политический ресурс, инструмент «мягкой силы». «У России не так много сейчас возможностей на международной арене, — поясняет эксперт. — Конфликт с Западом, с Турцией, с рядом арабских стран… С Китаем тоже все идет непросто. А тут предлагается выстраивание отношений со Святым престолом. Думаю, что в условиях, когда такими возможностями не стоит пренебрегать, важность этой встречи увеличивается».
«Папа римский? А сколько у него дивизий?..» — пренебрежительно заметил в свое время товарищ Сталин. Но эпоха, когда политические ресурсы Ватикана катастрофически недооценивались, осталась в далеком прошлом. Сегодня в Москве очень серьезно относятся к возможностям Святого престола, к степени его влияния на мировую политику. Задачу сближения облегчают политические взгляды Франциска. «Он достаточно критично относится к политике западных стран, Соединенных Штатов, выступает за примирение в Сирии, — рассказывает Макаркин. — И какие-то его сигналы, месседжи, интонации вполне могут быть интересны для России. Поэтому эта встреча носит не только религиозный, межцерковный, но еще, конечно же, и политический оттенок».
Эту версию вполне подтверждает, кстати, и официальное заявление по поводу встречи Всемирного русского народного собора. Для справки: главой собора является патриарх Кирилл. И в сем документе полезность саммита обосновывается не духовными, а сугубо мирскими аргументами: «В сложный исторический момент, когда геополитические противоречия обострились до предела, а глобальные конфликты находятся на грани перехода в «горячее» измерение, подобная встреча является своевременной и жизненно необходимой».
Мотивация Ватикана тоже очевидна. Встреча может рассматриваться как крупный дипломатический успех папы, считает Макаркин. Франциск сделал то, что не получилось ни у Иоанна Павла II, ни у Бенедикта XVI. «Выстраивание отношений с РПЦ — одна из важнейших задач Ватикана», — отмечает эксперт. Межцерковный диалог между католической и константинопольской православной церквями — он активно идет еще с середины 1960 годов, когда римский папа и константинопольский патриарх сняли анафемы, которыми обменялись при расколе, — конечно, престижен и важен. Константинопольский патриархат имеет особый статус среди поместных православных церквей. Ему принадлежит так называемое первенство чести, признаваемое в том числе и РПЦ. Но при этом по численности прихожан на первом месте находится Московский патриархат, далеко опережающий по этому показателю любую другую православную церковь.
Короче говоря, внакладе не останется никто. «Франциск теперь сможет сказать, что общается не только с константинопольским патриархом Варфоломеем, но и с московским — Кириллом, — заключает эксперт. — А Кирилл в свою очередь сможет показать государству, что востребован, что в условиях очень сложной внешнеполитической ситуации может предоставить важный политический ресурс».
Богу — богово, кесарю — кесарево. Только вот, есть такое подозрение, старца Рафаила и прочих завсегдатаев клуба «Москва — Третий Рим» такие аргументы вряд ли переубедят.