В России около 15% поддельного автомобильного дизеля, сообщили "Известиям" в Росстандарте. Самая большая доля суррогата в зимнем топливе, где каждый четвёртый литр - подделка, отмечают эксперты. Причина - в недостаточном производстве в России такого дизтоплива, утверждают они. В Минэнерго с этим не согласны: потребности внутреннего рынка в зимнем топливе покрываются полностью, отмечают в ведомстве. При этом фальсифицированного бензина в стране намного меньше - 3,5%, говорят в Росстандарте.
Дизельное топливо в стране самое фальсифицируемое. Доля его подделки сегодня составляет 15%, сообщили "Известиям" в Росстандарте. Там отметили, что за последние несколько лет ситуация заметно улучшилась, ведь в 2015 году доля суррогата составляла более 30%. В бензине подделки гораздо меньше - в этом году 3,5%.
В целом доля некачественного топлива в 2019 году составляет 8,8%, сообщили "Известиям" в Минпромторге. Основные поставщики суррогатного горючего - базы нефтепродуктообеспечения и мини-НПЗ.
Как ранее писали "Известия", Госстандарт оценивает общий объём суррогата, продаваемого на российских АЗС, в 6 млн т в год, притом что всего на рынке реализуется 65 млн т бензина и дизеля. Проведённые федеральным агентством с начала года проверки показали, что из 920 проверенных АЗС на 81 заправке продают бензин и дизель, не соответствующие утверждённым стандартам качества.
20 ноября Росстандарт представил карту качества топлива, на которой обозначена доля фальсификата в каждом регионе, определённая по итогам проверок. В большинстве субъектов она не превышает 5%, однако в некоторых подделок оказалось выше 20%. К ним, в частности, относятся Хабаровский край и целый ряд регионов Сибири. В Центральном федеральном округе одно из самых проблемных мест - Владимирская область.
Председатель правления межрегиональной общественной организации "Народныйконтроль" Алексей Смирнов рассказал "Известиям", что в этом году на 26% из 90 проверенных АЗС Владимирской области было обнаружено некачественное дизельное топливо. Бензин, не соответствующий стандартам, был выявлен на 17% заправок.
- Мы проверяли и сетевые АЗС крупных нефтяных компаний, и независимых продавцов, но нарушения были зафиксированы только на независимых заправках, - сказал "Известиям" Алексей Смирнов. Зачастую вместо дизеля на АЗС продают печное или судовое маловязкое топливо, отметил руководитель Федерации автомобилистов России,член общественного совета при Росстандарте Сергей Канаев.
- У суррогата очень большое содержание серы, из-за чего забивается топливный насос высокого давления, машина встаёт. Плюс когда сера сгорает и попадает в воду, получается опасная серная кислота, сказал он "Известиям".
ЗИМНИЙ ДЕФИЦИТ
Доля фальсификата среди зимнего, межсезонного и летнего дизтоплива примерно одинаковая, считают в Росстандарте, но отдельной статистики в агентстве не ведут.
В исследовательской группе "Петромаркет" полагают, что больше всего суррогата среди зимнего горючего. По их оценке, в прошлом году лишь 74% потребности в зимнем дизеле было обеспечено продукцией российских НПЗ. Остальные 26%, или 5 млн т, составил суррогат, получаемый смешением среднедистиллятных топлив с авиационным керосином.
По словам Алексея Смирнова, добавление авиакеросина понижает такой показатель, как температура вспышки, что нарушает требования безопасности. Самодельное зимнее топливо, в отличие от заводского, после удаления парафинов теряет смазывающие способности и разрушает двигатель. В топливном насосе зазоры между деталями составляют микроны, и, если горючее не смазывает насос, он просто выходит из строя.
- Доля суррогата среди зимнего дизеля слабо меняется год от года, в 2017-м, например, она составляла 25%. При этом важно понимать, что показатель зависит от температуры воздуха зимой - если в этом году будет холоднее, чем в прошлом, доля суррогата может увеличиться. В 2019 году она будет в диапазоне 25-30%, - отметил в разговоре с "Известиями" генеральный директор ИГ "Петромаркет" Иван Хомутов.
Он пояснил, что если на рынке летнего дизтоплива присутствие суррогата обусловлено дешевизной последнего, то появлению фальсифицированного зимнего дизтоплива способствует не только его цена, но и нехватка качественного горючего. Российские НПЗ просто не могут произвести необходимые рынку объёмы.
- В 2018 году потребление зимнего дизеля составило 19,3 млн т, в то время как на НПЗ было произведено всего 15,4 млн т, - отметил Иван Хомутов.
Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша также считает, что зимнего горючего в нужном объёме в стране не хватает, поэтому в ход идут суррогаты. Наибольшие проблемы с нехваткой топлива - на Дальнем Востоке и в Сибири, там холоднее и зимний дизель остро востребован, отметил эксперт. Использование суррогата - инструмент недобросовестной конкуренции, поскольку фальсификат продаётся дешевле, чем товарный продукт, добавил он.
- Тот, кто торгует качественным топливом, оказывается в невыгодной ситуации, ведь клиенты уходят туда, где дешевле. Кроме того, это занижает показатель среднерегиональных цен, и многие нефтяные компании вынуждены держать их по среднему уровню в субъекте, ниже нормальной стоимости, - пояснил "Известиям" Евгений Аркуша.
Только борьбой с фальсификатом проблему не решить, считает Иван Хомутов. Необходимо стимулировать увеличение производства заводского зимнего топлива. Но НПЗ сегодня уже работают практически на пределе имеющихся мощностей, а нарастить их в одночасье невозможно.
По данным Минэнерго, отгрузка зимнего дизеля (включая арктический) на внутренний рынок в настоящее время растёт - с начала ноября она достигла 1405,1 тыс. т, что на 28,1 тыс. т, или 2%, больше, чем за аналогичный период 2018 года. При этом потребности внутреннего рынка в зимнем дизеле покрываются полностью, а качественное топливо востребовано, убеждены в ведомстве.
В Роскачестве "Известиям" пояснили, что последняя проверка дизельного топлива в Свердловской области показала: качество топлива не всегда зависит от его цены. Нарушения были выявлены как в дешёвом, так и в более дорогом топливе.
В "Татнефти" "Известиям" сказали, что дизельное топливо поступает на АЗС компании напрямую с завода-производителя, и на данный момент нет ни одной подтверждённой жалобы на его качество. В других крупных нефтяных компаниях оперативно не ответили на запросы "Известий".
Ранее "Известия" писали, что в России резко вырос объём выписанных оборотных штрафов за некачественное топливо на АЗС. Только за девять месяцев этого года нарушителям начислили 47 млн рублей.