Как бы мы ни учились, каким бы поведением ни отличались, а школьные годы навсегда останутся в памяти. В школе формировался первый коллектив, где мы выстраивали отношения со своими ровесниками, вырабатывалось чувство ответственности, долга, дисциплина — всё, что потом отозвалось в зрелые годы.
Неудивительно, что социальная сеть «Одноклассники» оказалась столь популярной. То, чего не удавалось прежде — отыскать своих однокашников (уж очень это был трудоёмкий процесс), стало предельно просто. И огромное число людей получили возможность — пусть и виртуально — встретиться вновь...
А вот выпускникам нашего класса и в голову не приходило искать друг друга в интернете, потому что мы дружим уже семьдесят лет. Каждый год 1 апреля — это наш собственный календарный праздник — мы встречаемся в Москве у памятника Юрию Долгорукому. И не было случая, чтобы встреча сорвалась.
Откуда эта традиция? Начнём с самого начала.
Первый школьный день. Сентябрь 1944 года. Мамы за руку привели нас в мужскую среднюю школу № 167 Свердловского района г. Москвы (обучение в то время было ещё раздельным: мальчики — в одной школе, девочки — в другой).
Через неделю Анна Петровна, наш классный руководитель, сказала: «Поскольку мы уже познакомились друг с другом, можем выбрать старосту. Хороший староста — гордость класса, — пояснила она, — и должен во всём подавать пример остальным». Мы долго не могли сделать выбор. Но когда Анна Петровна добавила, что староста — это цвет класса, без колебаний объявили:
Проголосовали за него единогласно. Дело в том, что Юра был единственным… рыжеволосым. Так цвет определил его и нашу судьбу на долгие годы.
Мы не ошиблись, доверив Юре защиту интересов класса в течение всех десяти лет учёбы. Отличный организатор (несмотря на юный возраст), активный, деятельный, он сумел объединить нас.
Конечно, нам повезло и с учителями. С восьмого класса классным руководителем у нас был учитель истории Валерий Самуилович Бавер. Благодаря ему мы поняли: история — не только знание дат, имён и названий. Самое главное — понимание, почему произошло то или иное событие, сочетание каких обстоятельств привело к нему. Он подробно вместе с нами разбирал движущие пружины и последствия исторических событий, дополнял рассказ философскими обобщениями и размышлениями, привлекал литературу, науку, искусство. Причём урок его нередко становился театром одного актёра, настолько ярко он излагал материал.
Вот один из примеров его педагогического таланта. В первой четверти 10-го класса Валерий Самуилович предложил провести конференцию «Наше будущее». Продумывая темы докладов, он учитывал интересы каждого. И если вначале нам ещё требовались его советы и рекомендации, то через некоторое время Историческая библиотека стала главным местом нашей подготовки. Интернета ведь тогда и в помине не было, и чтобы подготовить материал, приходилось тратить много времени на поиски источников информации. Но эти поиски, поверьте, доставляли удовольствие! Мудрость Бавера проявилась в том, что он никому ничего не навязывал, не пытался давать советы. А вот тема, заданная им, помогла буквально каждому из нас разобраться в своих склонностях и желаниях и в итоге выбрать профессию.
Сейчас понятно, что именно такой вот его нестандартный подход и помог нам сформироваться. Валерий Самуилович постоянно заставлял, а правильнее сказать, побуждал нас размышлять над жизненными ситуациями. Он организовал философский кружок, куда выносил на обсуждение какие-то вопросы, которые нам до того и в голову не приходили. Там впервые мы познакомились с работами Аристотеля, Гегеля, Канта и других философов. А ведь надо учесть время, когда всё это происходило. В 1950-е годы философия как наука не пользовалась почётом, — на все вопросы люди должны были черпать ответы из марксизма-ленинизма. Когда мы сегодня видимся на наших традиционных первоапрельских встречах, то один из первых тостов — всегда в память о Валерии Самуиловиче, человеке, оставившем глубочайший след в душе каждого его ученика.
Наши одноклассники стали студентами МГУ, МЭИ, МВТУ им. Баумана, МАИ, МГИМО, МХТИ им. Менделеева, МИХМ и других лучших вузов Москвы и страны. И то, что выпускники нашей школы в эти вузы поступили, а конкурс был большой — свидетельство высокой подготовки.
Годы студенчества пролетели быстро — и вот за стол 1 апреля усаживаются уже специалисты.
Через какое-то время появились первые кандидаты наук, а затем и доктора, профессора, лауреаты различных премий, орденоносцы. И изобретатели.
Мы как-то провели некое подобие статистического исследования. И вот что выявилось: общее количество патентов и авторских свидетельств, полученных одноклассниками, составляет в общей сложности почти 350 штук. Нашими «эдисонами» стали: И. Демонис, Ю. Литинский, Е. Макаров, Б. Соколов, П. Овчинников, М. Кудрявцев. Иосиф Демонис связал свою жизнь с авиацией, Юрий Литинский трудился в системе Росатома. Оба отмечены Государственными премиями.
Немалых успехов добились и наши гуманитарии — два доктора наук, два профессора: Борис Андреевич Успенский и Анатолий Евгеньевич Иванов. Вот далеко не полный список высших учебных заведений мира, в которых Борис Андреевич читал курсы лекций: МГУ, РГГУ (Москва), Венский университет, Гарвардский и Корнелльский университеты (США), университеты Рима, Мельбурна, Будапешта. Борис не частый гость на наших встречах и оттого особенно желанный.
Анатолий Евгеньевич Иванов более 40 лет предан институту истории РАН. Сфера его научных интересов — история культуры, русская история, история народного образования, высшей школы. За семитомный цикл работ, посвящённый различным вопросам русской истории,
Анатолий получил премию имени В. О. Ключевского — высшую награду РАН в области гуманитарных наук.
К гуманитарной сфере можно отнести и деятельность Бориса Алексеевича Щиборина: в течение многих лет он был послом нашей страны в Тунисе.
И невольно напрашивается сравнение уроков В. С. Бавера с уроками Джона Китинга — героя фильма «Общество мёртвых поэтов». Талантливый учитель, который подталкивает к поиску нестандартных решений, учит умению самостоятельно мыслить, во многом определяет судьбу учеников.
Хотелось бы, чтобы таких педагогов не забывали. Может быть, читатели журнала поделятся рассказами о своих учителях?