Работы объединения художников «Боевой карандаш» поддерживали ленинградцев в самые тяжелые дни войны.
В четверг в Петербурге открывается выставка «Ленинград. «Боевой карандаш». 1941–1945», раскрывающая тему войны и блокады через легендарное издание агитационных плакатов 1941–1945 годов. Организатор — Музей обороны и блокады Ленинграда. Но сама выставка расположилась в другом месте — культурном центре «Каскад» в Петергофе.
Сейчас уже мало кто помнит и знает, но в течение всей войны в городе на Неве действовало объединение Союза художников Ленинграда «Боевой карандаш». В плакатах, готовящихся по сводкам Совинформбюро и заданию местных властей, в яркой, понятной и злободневной форме рассказывалось о происходящем на фронте, давалась карикатурная характеристика фашистских захватчиков.
«Картинки» призваны были поднимать боевой дух людей, вселять уверенность в грядущей победе, даже когда казалось, что город не отстоять.
— Что такое война? Война — это смерть, это тяжелейшая гуманитарная ситуация. Особенно вначале, когда видится полная катастрофа, когда мирное население не понимает, что происходит и чего ждать дальше. А художники и в этих условиях должны работать, должны вселять веру в победу, какой бы далекой она ни была, — рассказала «Известиям» заместитель директора Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда Милена Третьякова.
Для художника, который рисует военные агитационные плакаты, сложность заключалась в том, что надо было находить такие художественные образы, которые бы голодный и холодный житель блокадного Ленинграда не только понимал, но и получал от них очередной заряд сил.
— Доносить информацию нужно было очень ясно, емко, выдерживая баланс трагического и смешного. Мы все знаем, что существовали юмористические плакаты на тему Гитлера, где захватчики показывались смешно. И должно было быть именно смешно, а не глупо, и хорошо сочетаться с текстом, с подписями, которые делали местные поэты, — продолжает Третьякова. — Наконец, всё нужно было делать очень быстро. Не было времени, как сейчас, устраивать конкурсы плакатов, чтобы за полгода определить победителя. Нет, приходила сводка с фронта, и уже на следующий день нужно было на нее отреагировать. Ко всему этому добавьте, что и сами блокадные художники жили в тяжелейших бытовых условиях. Но им приходилось абстрагироваться от всего, смеяться и искать яркие краски.
Уникальность плакатов «Боевого карандаша» представитель музея объясняет именно этим. Плакаты рисовали многие, в том числе такие известные люди и объединения, как Борис Ефимов или Кукрыниксы. Но, пожалуй, их ленинградским коллегам работать было тяжелее всего.
Первый выпуск «Боевого карандаша» в Великую Отечественную войну вышел уже 23 июня 1941 года, на второй день войны. А уже осенью 41-го мастера агитплаката, так же как и труженики ленинградских заводов, по сути, перешли на казарменное положение, поселившись в здании Союза художников. Многие, не выдержав суровой блокадной зимы, скончались. Остальные продолжали рисовать, несмотря ни на что.
Объединение «Боевой карандаш» появилось еще до Великой Отечественной войны. История этой группы начинается в 1939–1940 годах, когда здесь же, рядом с Ленинградом, шла другая война — советско-финская. Тогда же появилась и яркая эмблема в виде палитры и винтовки с карандашом вместо штыка.
Некоторые участники «переучились» на создателей плакатов именно в годы войны. Изначально это были «обычные» художники, рисовавшие пейзажи, портреты и натюрморты.
— Среди них были сложившиеся, известные мастера, в объединение привлекались лучшие, — продолжает представитель музея. — А часть художников посылалась на самый передний край. Кто-то работал на Ленинградском фронте, кто-то — на Волховском, кто-то — у партизан. Есть работы, посвященные именно партизанскому движению. В целом, плакаты очень разные, решены в разных стилях.
«Карандашисты» соединили в своих плакатах традиции русского лубка и сатирических журналов начала XX века, таких как «Сатирикон» или «Бегемот», с традициями советской политической карикатуры, заложенных, например, «Окнами РОСТа».
Формат плакатов был небольшим, потому что в первую очередь они предназначались для фронта и вывешивали в блиндажах, бомбоубежищах, госпиталях. Но отдельные «кадры» увеличивались и висели в блокадном городе.
Всего за годы войны было выпущено 103 нумерованных листа, а также ненумерованные плакаты и десятки почтовых открыток общим тиражом около 2 млн экземпляров.
Кому прежде всего адресована петербургская выставка?
— Разным людям разного возраста. В музее холокоста в Нью-Йорке, например, стоит ограничение на посещение по возрасту. И я считаю, что это правильно, — говорит представитель музея. — Но плакат — это универсальное средство, посредством которого можно рассказывать о войне как взрослым, так и детям. Эти плакаты — не просто какие-то ужастики, нет. Они рассказывают о реальных событиях.
Сам музей был создан еще во время Великой Отечественной войны. Он стал первым в мире музеем, посвященным событиям Второй мировой. В 1943 году, когда вокруг еще рвались снаряды, Военный совет Ленинградского фронта сначала принял постановление «О сборе, учете и сохранении мемориальных образцов оружия и боевой техники», а потом и об организации выставки «Героическая защита Ленинграда».
Открылась она уже в следующем, 1944 году и имела огромный успех. За полгода ее посетили почти четверть миллиона человек. А уже после войны, в октябре 1945 года, распоряжением правительства РСФСР выставку преобразовали в музей.