Временно исполняющий обязанности губернатора Хабаровского края Михаил Дегтярев до сих пор формально никак не был связан с Дальним Востоком, но его партийная принадлежность устраивает Владимира Жириновского, а биография — администрацию президента. В ЛДПР считают, что новый врио сможет снизить накал протестов, начавшихся в регионе сразу после задержания губернатора Сергея Фургала, несмотря на тяжесть предъявленных ему обвинений. Эксперты партийного оптимизма не разделяют, но отмечают, что Кремль устроит как успех господина Дегтярева, так и его провал.
Владимир Путин в понедельник, 20 июля, подписал указ об отставке хабаровского губернатора Сергея Фургала по утрате доверия и немедленно выразил свое доверие его однопартийцу, главе думского комитета по спорту Михаилу Дегтяреву. Таким образом оправдались ожидания Владимира Жириновского, который рассчитывал сохранить за ЛДПР единственный регион, где партия в результате выборов 2018 и 2019 годов добилась столь впечатляющего результата: сначала господин Фургал победил на выборах своего предшественника единоросса Вячеслава Шпорта, а затем ЕР пришлось почти полностью оставить краевую думу. Уже во вторник Госдума намерена прекратить депутатские полномочия господина Дегтярева, а через месяц он обещал доложить Владимиру Путину о ситуации в крае.
В биографии Михаила Дегтярева отсутствуют сведения о его связи с Дальним Востоком, а в Хабаровском крае он, судя по сообщениям СМИ, до сих пор бывал лишь однажды — за несколько дней до прошлогодних выборов участвовал в открытии международного турнира по хоккею с мячом на Кубок губернатора. Впрочем, господин Дегтярев далеко не единственный врио, знакомый со своим новым регионом в основном понаслышке. Зато он учится на третьем потоке программы подготовки резерва управленческих кадров высшего уровня РАНХиГС, которую эксперты называют «школой губернаторов». Впрочем, по месту назначения господину Дегтяреву придется решать отнюдь не учебную задачу: на следующий день после задержания господина Фургала в Хабаровском крае начались митинги протеста. Продолжались они и в понедельник, а пиков активности протесты достигли 11 и 18 июля, когда на центральные улицы Хабаровска вышли десятки тысяч людей, которых поддержали и в других городах Дальнего Востока. Новость о назначении врио появилась поздно вечером по местному времени, и хабаровский политолог Леонид Бляхер не увидел у местных пользователей соцсетей никакого энтузиазма по этому поводу: «Люди неделю по 30-градусной жаре пытались быть услышанными. Мимо. Очевидно, что их не услышали».
По-видимому, за неделю протестов все желающие услышали то, что им хотелось.
В ЛДПР, например, сочли, что участники протестов солидарны прежде всего с партией и партийная принадлежность господина Дегтярева урегулирует проблему. Вице-спикер Госдумы Игорь Лебедев (ЛДПР) заявил “Ъ”, что протестующие не требовали вернуть господина Фургала или снять с него обвинения, а лишь хотели, чтобы его судили в Хабаровском крае, поскольку у них нет веры в справедливость суда в Москве. «Люди понимают: если арестовали, то есть основания»,— говорит господин Лебедев. Обвинение против господина Фургала стало для него и партии «ушатом холодной воды», но, если суд решит, что экс-губернатор невиновен, ЛДПР снова выставит его кандидатом на выборы, обещает вице-спикер. Михаилу Дегтяреву партия, по его словам, рекомендовала встретиться с инициативной группой протестующих и предложить им вернуться к нормальной работе.
Другие однопартийцы господина Дегтярева уже готовы убеждать участников митингов: «Это кандидатура временная, назначенная главой государства, а не избранная на выборах,— заявил “Ъ” сенатор от Хабаровского края Сергей Безденежных (ЛДПР).— Решение принято президентом для обеспечения жизнедеятельности края. Много проблем, которые необходимо срочно решать». Господин Безденежных говорит, что партия продолжит бороться за Сергея Фургала до его освобождения.
Профессор Тихоокеанского государственного университета политолог Илдус Ярулин не уверен, что протестующих хабаровчан ЛДПР интересует сама по себе, но не исключает, что Михаилу Дегтяреву удастся найти с ними общий язык. «Насколько известно, это человек с харизмой, привыкший доминировать. Он имел неоднозначные отношения с Владимиром Жириновским, но его называли в числе претендентов на роль будущего лидера ЛДПР — может быть, у него отсюда и начнется подъем»,— говорит политолог.
Важно, с чего врио начнет, отмечает господин Ярулин: «Если сразу заявит, что будет добиваться суда в Хабаровске и с присяжными, тогда протестующие успокоятся, а те, кто не приемлет никого, кроме Фургала, походят маршем еще дня два-три».
По мнению дальневосточного политтехнолога Даниила Ермилова, значение партийности господина Фургала и его преемника для хабаровчан может быть преувеличено: Хабаровский край не стоит воспринимать как регион ЛДПР, а протестующие отстаивают свое право на выбор. Хотя назначение врио лучше, чем неизвестность, быстрых и существенных изменений в ситуации господин Ермилов не ждет. «Мы можем иметь дело с продолжением искаженного диалога между федеральной властью и жителями Хабаровского края, тогда протесты перейдут в другую плоскость, и результат мы увидим на ближайших выборах»,— отмечает он. Выборы нового губернатора пройдут в единый день голосования в сентябре 2021 года вместе с выборами в Госдуму, заявили в понедельник в Центризбиркоме.
Политолог-регионалист Ростислав Туровский также видит в Хабаровском крае риск утраты «электоральной управляемости»: в связи с назначением протесты могут пойти на спад, но, если новый врио провалится, свое влияние на происходящее потеряет как команда предыдущего губернатора, так и новая. «На старте Михаилу Дегтяреву как минимум надо договориться с местными либерал-демократами, а дальше все зависит от его реальных действий. Для жителей края решение неожиданное, хотя оно и выглядит логичным с политической точки зрения»,— говорит господин Туровский.
Настроения в региональном отделении ЛДПР различны: партия, например, подчеркнуто дистанцировалась от организации митингов. При этом координатор Циолковского отделения ЛДПР (космодром Восточный) Александр Быковский считает, что «для стабилизации ситуации» господину Дегтяреву придется «вместе с народом» требовать освобождения экс-губернатора и возвращения его домой.
Директор института политического анализа ИНСОМАР Виктор Потуремский считает, что протесты связаны не столько с личностью господина Фургала, сколько с социально-экономическим положением и общим недовольством ситуацией: «Задержание губернатора стало триггером, а адресат недовольства — федеральный центр».
По его мнению, это отчасти результат популизма Сергея Фургала, который «умело канализировал недовольство жителей», однако и федеральный центр не обошелся без ошибок: например, перенос столицы ДВФО из Хабаровска во Владивосток сразу же после победы господина Фургала на губернаторских выборах был оправдан логистически и политически (в Приморье в это время завершались едва ли не самые сложные для президентской администрации выборы 2018 года), но не был достаточно объяснен хабаровчанам и «нанес психотравму их идентичности». Господину Дегтяреву в этой ситуации «надо принимать быстрые и конкретные решения в пользу жителей: он должен показать, что он на их стороне, выказать уважение и признание их требований», считает эксперт.
Впрочем, политконсультант Леонид Давыдов считает, что федеральный центр устроит как успех Михаила Дегтярева, так и его провал. По его словам, пока федеральный центр не совершал стратегических ошибок в связи с протестами в Хабаровском крае: протесты не подавлялись, врио назначен однопартиец господина Фургала. Это позволяет сохранять в регионе определенный статус-кво, но не факт, что так получится и в дальнейшем: «Дальше как в известном фильме "Импровизируй". Либо Дегтярев сымпровизирует, либо его»,— говорит господин Давыдов. В случае провала врио Кремль успеет выставить на выборы сильного кандидата, даже отставка господина Дегтярева для этого не понадобится.