Очаг мировой эпидемии коронавируса США вступают в решающую фазу борьбы с болезнью. С понедельника начнется доставка вакцины в медицинские центры всех штатов. Поставки первых доз планируется закончить уже в среду, 16 декабря. Вокруг вакцин и вакцинации уже идет привычное перетягивание каната между нынешним президентом Дональдом Трампом и будущим президентом Джо Байденом.
Активная борьба с COVID-19 в США начинается на отметке в 300 тыс. человек — именно столько погибли в стране от коронавируса с начала эпидемии. Вакцину производства компаний Pfizer и BioNTech начали рассылать крупными партиями еще в пятницу вечером, а к воскресенью коробки с ампулами поступили в логистические центры по всей стране. С понедельника их начнут развозить по медицинским центрам штатов. До конца дня вакцины доставят в 145 точек по всей стране, во вторник — еще в 425, в среду — в оставшиеся 66. В первой партии будет 2,9 млн доз.
В одной упаковке, по форме напоминающей коробку для пиццы, находится 195 стеклянных ампул, хранящихся при температуре -70°C, в каждой из которых пять доз вакцины, то есть по 975 доз на коробку. Помимо очевидных сложностей транспортировки при таких низких температурах есть еще одна проблема. По инструкции, когда ампула оттаяла, специалисту следует открыть ее и разбавить, приготовив пять доз препарата для инъекций. Затем у него есть лишь шесть часов на введение всех пяти доз — в противном случае приготовленный для введения препарат будет необходимо утилизировать.
И если поначалу в крупных больницах проблем с этим будет мало, то по мере «продвижения» вакцины в аптеки и менее густонаселенные районы ситуация с портящейся вакциной может замедлить процесс иммунизации населения. Власти штата Мэриленд, например, официально уведомили Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) о том, что планируют на неизбежное списание 5% доз. И это при изобретательном подходе к вакцинации: в некоторых местах не вакцины будут развозить по местным клиникам, а наоборот — свозить представителей наиболее подверженных заражению групп в региональные центры, чтобы вскрывать коробки именно там и там же делать вакцинацию.
«Будет очень сложно, полагаю, будет очень жесткий процесс приспособления к ситуации. Очень много вакцины испортится, со временем мы это поймем. Будет не одна осечка. Всего шесть часов на введение после разбавления (вакцины.— “Ъ”) — это беспрецедентно»,— предрекал один из членов экспертной группы советников при FDA Пол Оффит, исследователь, занимающийся изучением вакцин.
С этой проблемой, однако, может помочь вакцина производства компании Moderna, у которой требования к хранению гораздо мягче (месяц в холодильнике и 12 часов при комнатной температуре): ожидается, что она может получить одобрение FDA уже на этой неделе.
Однако с чем ни одна вакцина помочь справиться не сможет, так это с недоверием к вакцинации в целом.
Идеальный прогноз, составленный экспертами, предполагает: если привьются от 75% до 80% американцев, то к осени в стране сформируется популяционный иммунитет, а к концу следующего года эпидемия закончится. Любые отклонения от этого сценария серьезно удлинят период борьбы с COVID-19.
Преодолением этой трудности занята команда де-факто избранного президента США Джо Байдена. «Недостаточно просто привезти вакцину куда-то, надо, чтобы ее там приняли»,— рассказал изданию Politico член «вакцинной» экспертной группы господина Байдена Майкл Остерхолм, глава Центра исследований инфекционных заболеваний университета Миннесоты. По словам собеседника издания в команде демократа, его соратники планируют запустить масштабную агитационную кампанию, чтобы «донести информацию (о вакцине.— “Ъ”) до американцев в самом изобретательном, открытом и эффективном виде».
Повысить доверие к препарату штаб политика планирует и путем назначения на важные посты видных ученых: например, главного инфекциониста США Энтони Фаучи, который стал главным советником господина Байдена по COVID-19. Есть и другие начинания: в частности, некоммерческая организация Ad Council вместе с экспертной группой Covid Collaborative планируют помочь властям, организовав информационную кампанию на $50 млн. В начале следующего года в стране появятся рекламные щиты с информацией о вакцине, соответствующие ролики также будут крутиться на ТВ и интернет-площадках. Представители этих групп уже ведут переговоры с нынешними — трамповскими — властями.
Администрация Дональда Трампа также запланировала двухлетнюю кампанию по информированию о вакцине на $250 млн: в основном она рассчитана на сомневающихся американцев, а не на тех, кто против применения вакцин в принципе.
Как сказал Джо Байден в интервью CNN, он считает, что число людей, планирующих привиться, в США «потрясающе низкое». Недавний опрос компании Gallup показал, что вакцинироваться хотят 63% американцев, что выше 50% в сентябре и 58% в октябре, однако не дотягивает до максимума в 66% в июле. Другой опрос — Associated Press-NORC — вообще показал, что записаться на укол планируют лишь 47% взрослых жителей США, чего совершенно не хватает для «идеального» сценария — так что борьба c COVID-19, захватившая весь 2020 года, не остановится и в 2021-м.