Федеральное агентство по делам молодежи объявило, что начинает масштабное исследование субкультур в нашей стране. Это позволит оценить влияние Запада на наше подрастающее поколение. Между тем, эти субкультуры еще надо отыскать. На улицах Москвы, к примеру, уже несколько лет не видно странно одетых молодых людей, привлекающих к себе повышенное внимание. Панки, эмо и готы словно испарились. Корреспондент «ВМ» решила разобраться в природе этого явления.
Молодежные субкультуры, как правило, стремятся к изоляции от общества, противопоставить себя обыденности и сложившимся стереотипам. В первую очередь субкультуры связаны с протестом. Молодежь одевается и думает иначе, чем сверстники. Особенно заметны такие стремления стали после распада СССР. Со временем популярных хиппи, пришедших с Запада, сменили рокеры, которые оставались на пике популярности до конца нулевых годов. А затем постепенно началось угасание субкультур. Мы нашли их — последних, самых верных последователей.
БЫЛОЕ И ЭМО
Марисса Тарантула отличается не только своим необычным именем, которое теперь значится в новом паспорте.Куда более удивляет и даже шокирует внешний вид девушки. Черно-розовая гамма одежды, густо подведенные карандашом глаза, длинная челка сразу идентифицирует Мариссу в списке субкультур — она эмо.
Последователи этого направления любят рок-музыку. А еще их отличает чрезвычайная чувствительность. По каждому пустяку ребята готовы лить слезы, а в случае особого душевного потрясения могут и напоказ порезать себе вены. На самом деле умирать никто не собирается, это лишь способ подчеркнуть свою эмоциональность.
По мнению Мариссы, эмо — это люди, которые стремятся оставаться собой. Понравились они ей еще в подростковом возрасте.
— Я начала интересоваться этой субкультурой, когда мне было шестнадцать лет. Привлекли творческий подход, многогранность, противостояние обыденности. Вот уже как восемь лет я называю себя эмо.
Готы, еще одна субкультура, обвиняют эмо в том, что те позаимствовали их любовь ко всему черному, лишь разбавив образ розовым цветом.
Марисса сожалеет, что люди часто пугаются экстравагантно одетых людей. И сожалеет, что большинство людей агрессивно относятся ко всему непонятному.
— Однажды на пляже я заметила, как дети пытаются камнем забить медузу, — вспоминает Марисса. — Они мне объясняли:
— «Мы не знаем что это, но выглядит страшно... Значит, надо это убить».
Родители даже не пытались их остановить. Так, к сожалению, многие относятся и к нам, эмо...
Апогей своей популярности эмо-культура переживала в 2007 году, когда все подростки скупали черно-розовые кеды, ободки для волос и сумки-почтальонки. Ностальгия по тем временам заставила нынешнюю молодежь создать в социальных сетях целые группы «Верните мне мой 2007-й». На них подписаны сотни тысяч пользователей.
На вопрос, закатывается ли эмо-культура, Марисса уверенно отвечает: «Нет». Согласиться с ней сложно, поскольку сейчас актуально быть успешным и идти в ногу со временем. Эмо с их слезами в какой-то момент стали попросту не интересны подрастающему поколению, и присоединиться к движению сейчас уже никто не желает. Но Марисса отступать не собирается.
— Эмо живы и будут жить, — уверена девушка. — Может быть, для некоторых эмо так и осталось «челкодетством», но мы по-прежнему верны своим идеям. Можно уже не носить узкие джинсы и длинные волосы, но смотреть на жизнь так же, как многие годы назад.
ГОТИКА: СТРАШНАЯ КРАСОТА
Екатерине Семеновой 27 лет. У нее есть любящий муж и двое детей. Внешний вид заставляет задаться вопросом: не смущает ли он воспитателей в детском саду? Дело в том, что Екатерина относит себя к готам — поклонникам одноименного рок-на правления, поэтому носит характерную черную одежду, а волосы красит в зеленый цвет. И продолжает делать это еще со старших классов школы.
— Мне было 15, когда в руки попали первые диски с готической музыкой. Тогда эта субкультура была на пике популярности, так что мне легко удалось найти себе компанию по интересам, — вспоминает Екатерина.
По словам девушки, особенно в готике привлекает загадочная «темная эстетика» — не поклонение смерти, как часто принято считать, а некая совокупность мрачности, меланхолии, красоты и атмосферы средневековья. Например, есть направление «Готическая Лолита», последовательницы которого красят волосы в разные цвета, напоминая кукол или принцесс со старинных гравюр. Правда, Екатерина не относит себя ни к какому из типов и говорит о том, что для готов необязательно выделяться из толпы.
— Нынешние готы наравне с другими работают в крупных компаниях, где им просто не позволят одеваться вычурно. Поэтому возможность для самовыражения у них есть только на вечеринках или фестивалях.
Многое в увлечениях готов ушло в прошлое. Они уже давно не ходят за вдохновением на городские кладбища, нет их прежних баталий с представителями иных субкультур.
— Смешно вспоминать, но я тоже терпеть не могла эмо. Они меня ужасно раздражали тем, что «украли» половину наших идей, — говорит Екатерина.
Девушка признается, что сейчас за пределами столиц субкультура практически умерла: нет никаких тематических фестивалей, и даже подростки уже не создают свои рок-группы.
Сравнить появление субкультур можно с детской инфекцией, которую быстро подхватывает весь коллектив, а потом болезнь бесследно исчезает.
Сама же верная последовательница готики считает, что просто еще до конца не выздоровела от повальной моды прошлого.
— Муж относится с пониманием и уважением к моим интересам, хотя одобряет далеко не все. В юности он играл на электрогитаре и сам ходил по рок-клубам. У людей это обычно заканчивается, когда их субкультура выходит из моды.
ИСПОВЕДЬ ПАНКА
Музыканту Ивану Марчихину тоже есть чем удивить окружающих. На его голове ирокез десятисантиметровой высоты — явление довольно редкое по нынешним временам. К тому же в зависимости от настроения Ваня красит волосы в разные цвета. К ирокезу добавляются яркие цветные татуировки и неизменная атрибутика рокеров — косуха и ряды клепок на одежде. По словам парня, окружающие его внешний вид оценивают по-разному.
— Родные давно привыкли — главное ведь то, что в голове, а не на ней. Друзья и девушка — в основном такие же. А вот прохожие бывают разные… Но в этом-то вся и интрига. Никогда не знаешь, что скажут тебе вслед, — усмехается Иван. — Всякое приходилось слышать. Панк-рок, возможно, одно из самых агрессивных и по музыке, и по внешнему виду общественных течений. Вместе с тем его последователи пытаются менять то, что им не нравится. Это меня и привлекло, — делится музыкант.
Как это обычно случается, посещение музыкальной школы в детстве привело к созданию собственной рок-группы в более осознанном возрасте. Совокупность музыки, необычного внешнего вида, идеологии Иван называет образом жизни. Как всякий правоверный панк, молодой человек исповедует главный лозунг всех панков: «Живи ярко — умри молодым», поэтому, не боясь охрипнуть, отчаянно рвет свои голосовые связки на каждом концерте.
Желание выделиться и прожить интересную, хоть и короткую жизнь, по его мнению, отличает представителей любых субкультур. Самокритика не является главной добродетелью панков: Иван уверяет, что сейчас на улицах редко можно встретить столь ярких и дерзких людей, как он сам.
— Как по мне, повальное увлечение субкультурами — это цикличные явления: раньше были повсюду, потом пропали, а потом снова появились, — считает молодой человек. — Допустим, сейчас фриков совсем не видно, а через год, глядишь, опять заполонят все улицы.
АНИМЕ-МАНИЯ
Студент Никита Крочак уже не увлекается культурой аниме и даже считает популярное японское течение детским и наивным. А раньше он думал совсем иначе. Аниме, японские мультфильмы для взрослых (без всякого порнографического подтекста), Никите нравились с самого раннего детства. Особенно интересно было смотреть, как персонажи с большими искренними глазами борются со злом.
— Эти мультфильмы привлекали своей красочностью, яркими цветами и увлекательными сюжетами. Наверное, каждый в своей жизни видел их хотя бы раз.
По-настоящему увлеченный анимешник учит японский язык и занимается каким-либо творчеством — рисует, пишет прозу, лепит... Общение единомышленников проходит на специальных собраниях — анимках.
Специфическими аниме-сходками являются косплеи — костюмированные игры, представления, где увлеченные участники отождествляют себя со своим любимым персонажем, называются его именем, надевают похожую одежду и употребляют соответствующую лексику. Часто во время косплея разыгрывается целая ролевая игра. Сложные многослойные костюмы обычно шьются самостоятельно, но могут и заказываться в ателье.
Повзрослев и поумнев, Никита понял, что столь сильное желание многих ребят походить на героев любимых мультфильмов можно считать несерьезным — взрослые девушки, надевая кошачьи уши, выглядят по меньшей мере нелепо. При этом аниме как вид кинематографического искусства ему нисколько не надоедает.
Распрощавшись со своим аниме-прошлым, молодой человек не стал менять свой экстравагантный внешний вид. Сейчас он, ничуть не смущаясь, носит длинные волосы ниже плеч и пирсинг под нижней губой.
Парень считает, что сейчас представителям различных направлений стало куда сложнее соревноваться с людьми, облик которых стал более провокационным. Современные молодые люди делают множество татуировок, носят необычную одежду и выглядят так, как лет десять назад было принято появляться лишь в узких кругах единомышленников.
— Что касается субкультур в целом, то в нашей стране они действительно себя изжили, остались лишь самые стойкие последователи, — подводит итог Никита. — Возможно потому, что сейчас нет каких-то определенных стандартов внешности — все выглядят так, как хотят, поэтому все рамки со временем стерлись. Кроме того, сейчас всем уже надоело одеваться так, чтобы окружающие смеялись над твоим внешним видом.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Марина Докучаева, психолог психологического центра им. А. Адлера, участник круглого стола телевидения «ВМ»:
- Действительно, сегодня панки, эмо и готы стали встречаться крайне редко. Можно сказать, вымирающие виды. Чтобы выяснить, куда пропали представители молодежных субкультур, стоит обратиться к современным молодым людям, которые так же выделяются ярким внешним видом. Я имею в виду хипстеров и, как это не покажется странным, государственных служащих. И те и другие любят покупать дорогие костюмы, одеваться с иголочки.
Определенная идеология здесь тоже имеется, но она сильно отличается от идеологии некогда популярных панков, эмо или готов.
Раньше молодежь протестовала против несправедливого, по ее мнению, устройства общества. Сейчас же мы видим совершенно противоположную картину. В нынешние времена потребления появилась возможность покупать самые красивые и самые дорогие вещи, и люди начали заниматься самолюбованием.
Стали проявляться скрываемые прежде нарциссические стороны личности. Именно поэтому селфи, стильные автопортреты, получили такую бешеную популярность. О каком обособлении и протесте может идти речь, если молодые люди словно кричат: «Посмотрите, какой я модный и красивый! Оцените мои дорогие вещи!» Даже пожилые люди фотографируют себя и выкладывают снимки в сеть.
У современной молодежи отпала потребность сбора в группы и совместного времяпрепровождения, как это было у ребят нулевых годов XXI века. Те собирались в парках и на улицах города, чтобы в вызывающей манере продемонстрировать, что они не такие, как все, — отпугнуть своим мрачным внешним видом всех, кто не принимает и не разделяет их взгляды.
То время вообще можно считать неким переломным моментом, до того как все окончательно ушли в виртуальную реальность. Нынешнее поколение любит быть в тренде.
Молодежь, как и все люди в целом, склонна подражать лидерам — основоположникам какого-либо течения. При этом кто-то заимствует весь образ жизни, а кто-то ограничивается исключительно внешним видом.