Разгорается скандал вокруг одной из самых древних икон Государственного Русского музея «Ангел Златые власы». Православный бизнесмен Сергей Шмаков, как считают сотрудники музея, положил глаз на эту жемчужину музейной коллекции. В Русский музей поступило обращение Министерства культуры, в котором ведомство, со ссылкой на запрос благотворительной организации «Иваново дело», интересовалось возможностью временного экспонирования этой иконы. Сергей Шмаков в 2009 году уже вывез из музея на выставку икону Богоматери Одигитрии, позже названной Богородицей Торопецкой.
Сотрудники музея, в свою очередь, ссылаются на грубейшее нарушение всех канонов христианской иконографии и христианского благочестия, проявление крайнего невежества.
Прояснить ситуацию мы попросили ведущего научного сотрудника отдела древнерусского искусства Русского музея, официального эксперта по культурным ценностям Министерства культуры, кандидата искусствоведения Ирину ШАЛИНУ.
— Ранее с подачи православного бизнесмена Сергея Шмакова Русский музей уже лишился одной из своих икон первой половины XIV века?
— В 2009 году на имя директора Русского музея Владимира Гусева поступил запрос от господина Шмакова, который представлял благотворительный фонд «Иваново дело». К нему прилагалось письмо патриарха, который просил оказать содействие, благословлял, а также письмо из Министерства культуры, которое в то время возглавлял Александр Авдеев. Господин Шмаков обращался с просьбой о передаче на временное хранение, на выставку в действующий храм Святого Благоверного Князя Александра Невского в поселке «Княжье озеро» иконы Богоматери Одигитрии, которая позже получила название Торопецкой. («Княжье озеро» — элитный коттеджный поселок, расположенный в Истринском районе Подмосковья. — Авт.)
Произведение было выдано не в музей, не в галерею, а в придельную церковь еще тогда недостроенного храма. Причем придел уже заведомо был посвящен Корсунской иконе Божией Матери — той иконе, которую просили. Что в тот момент уже настораживало. Икону просили на три месяца, но как только подходил к концу этот срок, появлялись просьбы о его продлении. Формально икона была на выставке, а просили о продлении почему-то паломники, причем прилагалось большое количество подписей верующих. Сообщалось, что там чуть ли не очереди стоят на поклонение, которых, впрочем, мы не заметили, когда приезжали в «Княжье озеро».
Сроки продлевались неоднократно. Икона не была возвращена в Русский музей ни 22 марта 2011 года, когда истек последний срок ее временной выдачи, ни 15 декабря, когда в соответствии с дополнительным соглашением был последний раз продлен срок выдачи. Министерство культуры распорядилось, наконец, забрать икону. Мы стали выяснять, почему же Русский музей не готовится к этой передаче, потому что для ее перемещения требуются специальные ящики, машина, ведь до окончания последнего срока оставалось всего две недели. Но никаких распоряжений не было. И тут мы узнаём, что вопрос решился однозначно, без каких-либо писем, икона Торопецкой Божией Матери остается в «Княжьем озере». При этом приказом Министерства культуры икона выводится из инвентаря Русского музея и переводится в инвентарь Реставрационного центра имени Грабаря, который по закону не имеет права хранить произведения искусства, кроме временного хранения вещей, которые у них лично находятся на реставрации. Была спущена инвентарная книга с одним единственным инвентарным номером Богоматери, которую им передали. Но на самом деле икона как находилась, так до сих пор и находится в «Княжьем озере».
— Теперь история повторяется? Православный бизнесмен замахнулся на самую древнейшую икону Русского музея — «Ангела Златые власы»?
— Удивительно, но с человеком, который нарушил все обещания, данные и Русскому музею, и Министерству культуры, опять вступают во взаимоотношения. И второй раз идет речь о передаче иконы из Русского музея. Причем лучшей иконы из экспозиции древнерусского искусства, знаменитого шедевра конца XII в. Икона «Ангел Златые власы» давно стала символом русской иконописи, служит эмблемой и своеобразным «логотипом» Русского музея. В свое время она была обнаружена в кладовой на Ивановской колокольне Московского Кремля, среди вышедших из богослужебного употребления, утративших свои оклады и ветхих образов. В 1934 году икона поступила в Русский музей на постоянное хранение и уже более 150 лет находится в составе музейного фонда.
И вот теперь ее собираются передать в другое здание, которое также принадлежит Русскому музею, в бывшую придворную церковь Михайловского замка. Причем с условием превращения музейного помещения церкви в действующий общедоступный храм. При этом они еще сомневаются, возить икону в церковь четыре раза в году по определенным праздникам или каждый месяц. В то время как в Русском музее «Ангела Златые власы» ежедневно видят тысячи людей.
И непонятно, почему эта икона, почему в этой церкви? Эта икона не имеет никакого отношения к помещению замковой церкви — ни исторического, ни сюжетного…
— Шмаков собирается отреставрировать церковь Михайловского замка.
— Деньги, которые предлагаются на реставрацию, настолько малы и смехотворны, что о научной реставрации и речи быть не может. При этом не очень понятно, почему частная строительная фирма, какой бы большой она ни была и какие бы лицензии ни имела, должна реставрировать объект музейного значения?
И почему гражданин, который не имеет никакого отношения ни к музею, ни к Министерству культуры, решает вопросы о перемещении экспоната из одной экспозиции в другую, пусть даже внутри самого музея? И почему мы должны прислушиваться к его мнению? Тем более что речь идет об очень грубом нарушении христианских канонов. И если икона Торопецкой Божией Матери не была никогда чудотворной, но о ней есть некие сказания, она почитаемая, то «Ангел Златые власы» — совершенно не моленный образ.
— То есть перед этой иконой нельзя молиться, класть ей поклоны и целовать ее?
— Речь идет об иконе, которая является частью большого ансамбля, который до нас не дошел. Мы не знаем, сколько икон туда входило, потому что это деисусный чин. Икона сама по себе не является моленным образом. Она находилась на высоте около 4,5 метра, развернутая в сторону Вседержителя, который до нас не дошел. До иконы нельзя было дотронуться, к ней нельзя было приложиться, перед ней нельзя было поставить свечу — это важнейшие признаки моленного образа. Кому молится? И какой ангел? На нем нет надписи.
Попытка экспонирования «Ангела» как моленного образа, тем более в церковном пространстве храма и тем более в наклонной или какой-то прочей витрине, — грубейшее нарушение всех канонов христианской иконографии и христианского благочестия. Это не что иное, как проявление общего бескультурья, свидетельствующего о незнании основных понятий восточно-христианского понимания образа.
Непонятно, во имя чего вся эта история затеяна? Учитывая, что музей не выделяет элементарных денег на выставки, которые необходимы и по плану, и по нашим научным разработкам. Но вот здесь готовы тратить деньги на проект, который никому не понятен.
«МК» попытался связаться с Сергеем Александровичем Шмаковым. Руководитель его пресс-службы Сергей Минаев сообщил, что они сейчас не готовы комментировать сложившуюся ситуацию. Но в ближайшие дни обязательно представят свою точку зрения.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Комментарий искусствоведа, писателя Михаила Золотоносова:
— Шмаков придумал, что он быстро отреставрирует Михайловский замок и церковь, которая там находится. Будет там выставлять икону, а потом вроде начнет ее возить по всей России в «агитвагоне». Такой вот большевистский проект. В свое время большевики уже реквизировали иконы, а новые хозяева жизни теперь изымают их из музеев.
Отреставрировать быстро Михайловский замок невозможно. Это особо ценный объект культурного наследия. Реставрация там должна быть научной. Сначала Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры должен выписать техзадание на производство реставрационных работ. Далее должен быть подготовлен проект реставрации, который КГИОП утвердит. А это дело не быстрое. И эти работы должен выполнять не абы кто, а известные, хорошо зарекомендовавшие себя проектные организации, имеющие лицензии. Потому что, если при реставрации они что-нибудь испортят, объект навсегда потеряет свой первозданный вид.