В контексте задач развития внутреннего туризма в России планируется создание круглогодичных морских курортов. Проекты, предполагающие привлечение многомиллиардных инвестиций, должны быть реализованы к 2035 году. Что, где и как предстоит построить, разбирался «Профиль».
До 1 марта 2023 года правительство РФ должно подготовить предложения, касающиеся строительства нескольких крупных морских курортов, рассчитанных на прием не менее 10 млн человек в год. Соответствующее поручение президента Владимира Путина опубликовано на сайте Кремля.
Кабинету министров поставлена задача прежде всего выбрать территории, где могут быть реализованы эти проекты. Кроме того, необходимо провести мастер-планирование, включая проектирование бассейнов с искусственным подогревом. К работе привлекут ведущие компании, имеющие опыт и компетенции «территориального проектирования лучших мировых курортов» – так определено в поручении главы государства.
Целесообразность строительства новых морских курортов обсуждалась в начале сентября во Владивостоке на расширенном заседании президиума Государственного совета по вопросам дальнейшего развития туристической индустрии в современных условиях. Владимир Путин подчеркнул, что такие курорты должны иметь современную, комфортную инфраструктуру, работать вне зависимости от сезона, принимать миллионы туристов со всей России. Президент призвал «активнее использовать богатейший потенциал побережья Черного моря, Каспийского, Азовского и Балтийского морей, а также дальневосточного Приморья».
Госпрограмму создания федеральных морских курортов следует рассматривать как составную часть приоритетного нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства». К 2030 году, согласно документу, предстоит более чем в два раза увеличить внутренний турпоток (в 2021 году показатель достиг 56,5 млн человек), в 1,5 раза – фонд номеров в отелях с современной инфраструктурой и примерно вдвое – количество рабочих мест в отрасли.
Потенциал морских побережий
Для достижения заявленных в нацпроекте целей в декабре 2020 года создано акционерное общество «Корпорация «Туризм.РФ». В стратегии корпорации ставка сделана на активное строительство гостиниц всех категорий – от «трех звезд» до «пяти звезд». Общий объем финансирования 53 утвержденных на сегодняшний день проектов составляет 387 млрд руб., из которых доля государства – всего 36,5 млрд руб., а 350,5 млрд руб. – средства частных инвесторов. Логично предположить, что приблизительно в такой пропорции будет финансироваться и создание сети всесезонных морских курортов.
У Дагестана высокие шансы одним из первых среди приморских регионов заручиться поддержкой федерального центра, чтобы начать строительство центра отдыха международного значения на побережье Каспийского моря. По мнению республиканских властей, проект может быть реализован в период с 2023 по 2030 год. Для этого в республике есть подходящий земельный участок между Махачкалой и Дербентом площадью более 5 тыс. гектаров. Здесь широкий песчаный пляж, теплое Каспийское море, комфортный климат, а в транспортной доступности (менее часа на автобусе) – живописные Кавказские горы. Данный участок побережья практически не застроен, а земля находится в собственности государства. «Потенциал территории позволяет построить объекты общей площадью более 18 млн квадратных метров. Это обеспечит создание более 110 тыс. новых рабочих мест», – заявил на заседании Госсовета глава Дагестана Сергей Меликов.
О звездах и экскурсиях
Наполнение современного круглогодичного морского курорта зависит от факторов, которые определили потребность в нем. Переориентация пляжного отдыха россиян на внутренние туристические направления – свершившийся факт. Поэтому и появился запрос на строительство аналогов популярных заграничных курортов. Критерии выбора локации – чистое теплое море, транспортная доступность (наличие крупного аэропорта в непосредственной близости), возможность организации досуга для всей семьи.
Еще предпочтительно наличие песчаного пляжа, хотя пример многих популярных турецких и египетских курортов показывает, что это не столь существенное условие успеха. Куда важнее дифференцировать средства коллективного размещения по цене – от «трех звезд», доступных массовому туристу, до «пяти звезд», работающих по системе «все включено».
Существенное дополнение пляжного отдыха – экскурсии. Транспортная доступность местных достопримечательностей – памятников истории и архитектуры, природных парков и просто красивых мест, с точки зрения туриста, – серьезное конкурентное преимущество морского курорта. Здесь все понятно: на территории отеля провести полторы-две недели сложно, захочется новых ощущений и открытий, которые может дать только насыщенная экскурсионная программа.
Уроки плавания с градусником
Высокий летний сезон на самых теплых российских морях – Черном и Каспийском – в среднем продолжается около трех месяцев. На обжитом черноморском побережье он плавно переходит в так называемый бархатный сезон, когда основной поток отдыхающих схлынул, море еще прогретое, а солнце не такое активное, как в июле и августе. На Каспийском море купальный сезон самый продолжительный – с июня по октябрь.
Японское море у Владивостока прогревается во второй половине июня и «не снижает градус» до конца августа. Купальный сезон на курортах Калининградской области, где на всем побережье идеальные песчаные пляжи, как правило, длится с июля по август. Причем максимальная температура воды в Балтийском море – всего около 21 градуса.
В связи с этим при проектировании всесезонных морских курортов федерального значения необходимо предусмотреть строительство закрытых и открытых (с подогревом) бассейнов и аквапарков. Кстати, в Сочи уже построены отели с учетом этих требований, что позволяет принимать гостей и летом, и зимой.
Хорошим дополнением станут бальнеологические лечебницы и спа-центры, тренажерные залы, катки с искусственным льдом. Важно и наличие парка развлечений и благоустроенного променада, кофеен, магазинов, даже филармонии и океанариума.
Какие счета выставят инвесторам
Строительство федерального морского курорта, рассчитанного на прием до одного миллиона отдыхающих в год, предполагает серьезные инвестиции в транспортную инфраструктуру. Необязательно с нуля строить авиационный хаб, однако без модернизации существующих объектов обойтись не получится.
Интерес может представлять опыт Сочи в период подготовки к зимней Олимпиаде-2014. Город-миллионник получил в наследство от Игр более удобную автодорожную сеть, пригородное железнодорожное сообщение, современный аэропорт. При этом надо понимать, что внутренняя территория морского курорта должна быть максимально освобождена от автотранспорта. Приоритет – пешеходам и немоторизированным средствам передвижения, в крайнем случае – электрокарам. Это обязательное условие для создания максимального комфорта отдыхающих.
Сроки строительства и оценки потребностей в инвестициях зависят от конкретного проекта. Есть пример сочинского образовательного центра «Сириус», который работает круглогодично, принимая ежемесячно до 800 одаренных детей в возрасте 10–17 лет. В данном случае можно говорить о 10–15 годах строительства и затратах около 50 млрд руб. Центру были переданы некоторые олимпийские объекты. «Сириус» практически полностью соответствует критериям проекта федеральных морских курортов. Есть понимание и с ценой вопроса, и с примерными сроками реализации.
Хорошие виды и малые формы
Задача может решаться и точечно. Тогда сроки строительства ограничатся 5–7 годами, а бюджет – несколькими миллиардами рублей (оценочно – до 2–4 млрд руб.). Кроме того, можно возводить небольшие морские курорты в местах, где купание ограничено, как на берегу Каспийского моря в Калмыкии.
Подобные объекты достаточно популярны за границей, в частности, в Канаде, США и Норвегии. Номерной фонд отелей на небольших курортах не превышает 500 комнат, в строительстве и дизайне используются местные материалы и природные оттенки. Кроме того, такие курорты предлагают гостям разные варианты активного (серфинг, хайкинг, спорт) и спокойного отдыха (спа, медитации, кулинарные мастер-классы, экскурсии).
Обязательное условие при выборе локации – большое количество видовых точек, а также сфокусированность отеля на местной культуре, быте, флоре и фауне, местной кухне, напитках, знакомстве с традициями коренных народов.
Если задаться целью перенести иностранный опыт небольших морских курортов на российскую почву, то места для строительства легко найти на побережье Камчатки, Сахалина и на Курилах. При этом совсем не обязательно строить в удаленных точках России отели из стекла и бетона, куда дешевле и быстрее возводить глэмпинги, как это делают в Норвегии.