Кадр-бланш
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Дмитрий Бутрин. Коммерсантъ
Белый дом заняло правительство, согласное с самим собой
Новое правительство РФ во вторник, 21 января, не только было назначено, но и провело свое первое заседание. В принципе его можно было провести еще полтора года назад — сейчас же президент Владимир Путин отказался от компромиссов, принятых в мае 2018 года в несиловом блоке Белого дома. Премьер-министр Михаил Мишустин во вторник фактически подтвердил ближайшие связанные задачи правительства, вытекающие из его новой структуры и состава: здравоохранение, социальная сфера, цифровизация, электронный бюджет, строительство. Вопрос о том, какими мерами Белый дом будет бороться с кризисом доверия со стороны инвесторов, остается открытым — глава правительства его во вторник задал почти сразу.
Новое правительство России во вторник собралось на свое первое заседание. На формирование нового кабинета министров понадобилось рекордно краткое время — еще шесть дней назад правительство Дмитрия Медведева не собиралось уходить (во вторник же пресс-секретарь президента Владимира Путина Дмитрий Песков специально обратил внимание на роль премьер-министра в решении об отставке), а 21 января правительство Михаила Мишустина было назначено.
В силовом блоке Владимир Путин заменил лишь одного министра: на место главы Минюста Александра Коновалова пришел с вице-премьерской должности глава аппарата Белого дома Константин Чуйченко. Структуры несилового блока изменения практически не затронули — большинство новшеств в нем реализованы на кадровом уровне. Отметим, в немалой мере эти назначения (или назначения в той же логике) обсуждались еще в мае 2018 года, а по инерции и позже. От большинства кадровых компромиссов и системы «сдержек и противовесов» на уровне «вице-премьер — министр» в январе 2020 года де-факто отказались — новое правительство выглядит теперь необычно однородно.
Первым вице-премьером назначен — как предполагалось полтора года назад — помощник президента Андрей Белоусов. Антон Силуанов сохранил пост главы Минфина, при этом в новом Белом доме позиции финансового министерства скорее усилились: ему передано в подчинение от Минэкономики Росимущество, проекты электронного бюджета и электронного правительства в приоритете, премьер-министр и часть новых министров или занимались этими проектами в структуре Минфина, или участвовали в них в других правительственных структурах.
Назначения в администрацию президента пока не обнародованы, с определенной вероятностью «противовесом» — штатным оппонентом господина Белоусова в АП будет экс-министр экономики Максим Орешкин. Главой Минэкономики стал пермский губернатор, ранее работавший в правительстве Москвы,— Максим Решетников.
Логика устройства вице-премьерского «этажа» Белого дома стала очевиднее (хотя точно о ней можно будет говорить лишь после публикации нового распределения полномочий заместителей премьер-министра). На первый взгляд может показаться, что вице-премьеров даже стало больше, хотя на деле их корпус сократился на одного человека. Однако по функционалу теперь это уже скорее не столько прямые заместители премьер-министра, сколько отраслевые координаторы министерств. Из старого состава остались «дальневосточный» вице-премьер Юрий Трутнев, «оборонный» Юрий Борисов и «социальный» — Татьяна Голикова. Под ее фактическим руководством-координацией будет работать новый состав министров: новым главой Минтруда вместо Максима Топилина станет Антон Котяков, ранее — заместитель главы Минфина по социальным вопросам, в здравоохранении Веронику Скворцову сменил глава Росздравнадзора Михаил Мурашко, в просвещении Ольгу Васильеву — глава Рособрнадзора Сергей Кравцов, в культуре Владимира Мединского — глава департамента кино Минкультуры Ольга Любимова, в науке и высшем образовании Михаила Котюкова — ректор Тюменского госуниверситета Валерий Фальков. Назначения выглядят как инициированные вице-премьером.
Экс-глава Росреестра Виктория Абрамченко стала вице-премьером, курирующим сельское хозяйство вместо Алексея Гордеева,— очевидно, в том числе для быстрого решения вопросов об учете агроземель и собственности на них. Вице-премьер Юрий Борисов же не только остался, но и расширил полномочия — от ушедшего (предположительно в администрацию президента) Дмитрия Козака ему достался ТЭК и, видимо, кураторство над Минпромторгом и Минэнерго, сохранившими министров. Заместитель главы ФНС Алексей Оверчук стал вице-премьером, курирующим вместо Максима Акимова вопросы цифровизации, а на посту главы Минцифры/Минсвязи Константина Носкова сменил вице-президент по цифровым платформам «Ростелекома» Максут Шадаев. На посту «строительного» вице-премьера Виталия Мутко теперь будет работать Марат Хуснуллин — вице-мэр Москвы, причем в Минстрое министр не сменился. Вместо вице-премьера Ольги Голодец и министра спорта Павла Колобкова спортом в Белом доме будут заниматься вице-премьер Дмитрий Чернышенко (глава оргкомитета по подготовке Олимпиады в Сочи, глава «Газпром-медиа») и министр Олег Матыцин, президент Международной федерации университетского спорта. Наконец, вице-премьером — главой аппарата правительства вместо Константина Чуйченко стал Дмитрий Григоренко, один из заместителей Михаила Мишустина в ФНС.
Пока неочевидные в разделении полномочий вопросы — кураторство транспортной отрасли (министром транспорта остается Евгений Дитрих), полномочия Дмитрия Чернышенко (в Белом доме традиционно никто не занимался информационной политикой на уровне вице-премьера, а господин Чернышенко занимался в последние годы именно этим, а не только спортом) и курирование отдельных вопросов в экономическом блоке Белого дома, ранее привязывавшихся к конкретным ушедшим вице-премьерам (в первую очередь инфраструктурные проекты). Очень важным будет описание полномочий Андрея Белоусова — он может стать и «главным экономистом Белого дома», и заместителем Михаила Мишустина, и «инфраструктурным» вице-премьером: возможны все варианты, и полномочия остальных вице-премьеров от этого выбора зависят. Тем не менее в целом логика структуры Белого дома — отсутствие, по крайней мере на этом этапе, прямых противоречий между вице-премьерами и министрами, что в принципе может позволить решить основные проблемы, связанные с нацпроектами: в первую очередь — в социальном блоке и в нацпроекте по цифровой экономике.
Сама по себе задача по повышению роста ВВП таким составом правительства, видимо, должна решаться лучше, чем старым,— Белый дом стал с очевидностью «технократичнее» и моложе, на его работу будет меньше влиять накопленный груз самых разных взаимоотношений членов правительства в последние годы. Достаточно очевидно, чем правительство Михаила Мишустина займется в ближайшие месяцы: вопросы соцполитики, цифровизации и «правительства как платформы» тесно связаны. Однако само по себе более эффективное правительство не повод для инвесторов верить в него, к тому же такое доверие зарабатывается относительно медленно. Михаил Мишустин уже во вторник прямо заявил о задаче быстрого изменения инвестклимата. Частью этого может быть быстрое внедрение соглашений о поощрении и защите капиталовложений и реформа контрольно-надзорной деятельности, однако другие сильные идеи по «перезагрузке» взаимоотношений бизнеса и власти, очевидно, также будут рассматриваться прямо сейчас — для успеха новому составу министров Белого дома как никогда нужны «быстрые успехи», без них быть просто лучшим, чем вчера, правительством, кажется, будет недостаточно.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.