Негодование и возмещение
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Алексей Макурин. Аргументы и Факты Москва
В 2022 г. российские суды поддержали 85% исков граждан, решивших побороться за то, чтобы компенсировать деньги, здоровье и нервы, потерянные в результате покупки некачественных товаров и получения некачественных услуг. Аif.ru решил изучить, в каких суммах возмещаются потери.
Цена ошибки врача
Самую крупную в РФ компенсацию за моральный ущерб, составившую 15 млн руб., суд установил жительнице Петербурга в 2014 г. При родах врачи покалечили её ребёнка, который впоследствии умер. Но прецедент этот правилом не стал. Выплата жертвам медицины даже в 1 млн руб. по-прежнему редкость. Чаще это 300–400 тыс. и даже компенсации в 4–5 тыс. руб., похожие на издевательство.
«Доказать вред, нанесённый неправильным лечением, очень трудно. Каждый случай уникален и требует независимой экспертизы, которую назначают следственные органы или суд, – говорит адвокат Владимир Налимов. – Поэтому, если есть подозрения, что человек умер из-за неграмотности или халатности медперсонала, первое, что нужно сделать, – написать заявление в Следственный комитет и в прокуратуру с просьбой взять под контроль патологоанатомическую экспертизу. Если дойдёт до уголовного дела, оценка действий врачей будет проведена за госсчёт. Что касается случаев, когда изуродована внешность или подорвано здоровье, доказывать вину медиков приходится самому через суд. Я сам через это прошёл после того, как неудачно лечил зубы. Тяжба со стоматологией длится уже 1,5 года, и до конца далеко. Медэспертиза стоила 168 тыс. руб. Суд оценил моральный ущерб и устранение последствий непрофессионального лечения почти в 650 тыс. Но клиника не согласна и готовит апелляцию».
Другое медицинское дело, в котором участвовал Владимир Налимов, потребовало проведения двух экспертиз, стоивших 385 тыс. руб. Иск подала молодая женщина, для которой операция по увеличению груди закончилась некрозом и ампутацией. В 2019 г. суд обязал клинику перечислить ей 6,5 млн руб. и дополнительно оплачивать лечение от некроза до тех пор, пока оно не закончится. Проигравшие ответчики покрывают среди прочего и юридические расходы истцов. Но как быть тем, кто не может изначально найти деньги на экспертизу и адвоката? Нет ответа.
Упал, очнулся – гипс
Впрочем, здоровье можно потерять и на ровном месте – поскользнувшись на улице или в луже на полу торгового центра, получив сосулькой по голове. Серьёзная травма – основание побороться за то, чтобы получить компенсацию от организации, ответственной за содержание территории.
«Можно добиться возмещения утраченного заработка, можно вернуть деньги, потраченные на лекарства и лечение (в т. ч. санаторно-курортное), на сиделку, на приобретение специальных транспортных средств, – указывает на права пострадавших адвокат Надежда Швырёва. – Можно поставить вопрос и о компенсации морального вреда».
Во сколько оценивают моральные потери суды? Вот их решения за последние 10 лет:
● перелом бедра: до 500 тыс. руб., в среднем 250–300 тыс.;
● перелом голени или лодыжки: до 150–200 тыс. руб.;
● перелом руки: до 100 тыс. руб.;
● ушиб или гематома: до 30 тыс. руб.
Конкретная сумма зависит от тяжести последствий травмы и степени виновности в ней самого пострадавшего.
Если автобус не пришёл
Требуя возмещения ущерба, самые принципиальные граждане доходят до Верховного суда. Недавно ВС вынес решение по иску жителя подмосковного Наро-Фоминска, едва не опоздавшего на поезд из-за изменений в расписании рейсового автобуса.
Пассажиру пришлось сильно понервничать, добираясь на вокзал на перекладных. За переживания он потребовал взыскать с транспортного предприятия 5 тыс. руб. И высшая судебная инстанция с ним согласилась.
Можно получить компенсацию за продукты, испортившиеся в холодильнике в результате отключения электричества. Этого добился петербуржец, которого управляющая компания по ошибке лишила света как злостного неплательщика.
Соседи подтвердили, что еды ему пришлось выкинуть на 10 тыс. руб. А судья взыскал с коммунальщиков 30,5 тыс. руб., из которых выплата за моральный вред составила 7 тыс. руб., ещё 3,5 тыс. – штраф за отказ компенсировать вред добровольно и 20 тыс. руб. – затраты на юридические услуги.
В 7,5 тыс. руб. морального ущерба и штрафа оценил суд просроченный сырок, масло, кокос и детское питание, которые продал один из московских супермаркетов. Такие иски – вообще судебная рутина. Некоторые целенаправленно ищут просрочку в торговых сетях и ставят требование заплатить за моральный ущерб на поток.
Умные директора магазинов, знающие, что жалоба в суд и Роспотребнадзор будет стоить им ещё больше, платят по-доброму. А профессиональные борцы за свежие продукты этим живут, ежемесячно получая по 20–30 тыс. руб. Но написание жалоб и судебные тяжбы – тоже немалый труд, съедающий месяцы.
«Наибольшая выплата потребителю за моральный ущерб, которую я знаю, – 25 тыс. руб., – рассказывает Надежда Швырёва. – Её выплатила компания, продающая душевые кабинки. Она неправильно установила кабинку, из-за чего оказались залитыми водой две квартиры. Пришлось их ремонтировать, повторно монтировать душ. Эти затраты тоже были компенсированы. И общая выплата, которую истец получил, превысила 300 тыс. руб.».
Как подтвердить ущерб?
В случае травмы:
- Сделать фото или видео, фиксирующее обстоятельства ЧП.
- Записать фамилии и телефоны свидетелей.
- Найти записи камер видеонаблюдения.
- Получить справку о травме на станции скорой помощи или в травмпункте.
При покупке некачественного товара:
- Составить в 2 экземплярах претензию продавцу с требованием вернуть товар (заменить, сделать скидку) и добровольно компенсировать моральный вред.
- Вручить продавцу претензию, попросив поставить на ней дату получения, должность и фамилию получившего.
- Вернуть продавцу некачественный товар и зафиксировать на фото или видео момент передачи так, чтобы были видны название, срок годности и недостатки товара.
- При необходимости подать продавцу письменное заявление о проведении экспертизы качества товара.
- Подать иск в суд, если через 10 дней претензия не будет полностью удовлетворена.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.