«Когда я узнал, что участников будут зарывать в землю, испытал настоящий трепет. Я сам знаком с этим трансформационным опытом, когда человек переживает символическую смерть. Некоторые платят большие деньги, чтобы испытать нечто подобное. То, что канал решился впервые в истории телевидения на такой эксперимент, вызвало у меня искреннее восхищение. Но когда ты оказываешься на месте, внутри все сжимается. Я бы сказал, человечность вздрагивает и разбегается мурашками по нервным окончаниям», — говорит актер, режиссер и ведущий реалити-шоу «Выживалити» телеканала «Пятница!».
— Вадим, на канале «Пятница!» стартует второй сезон реалити-шоу «Выживалити». Как вы думаете, почему это шоу стало таким популярным?
— В чем революционная тема «Выживалити»? Мы используем аромат крови, драйва и нанизываем это на психологический контекст, на драматургию противопоставления. Главный вопрос, который мы задаем участникам, — сможешь ли ты остаться человеком? И ты стоишь за камерой и смотришь, как люди, которые очень хотят выиграть, уступают и отходят в сторону, протягивая руку и вытягивая других участников. Например, когда мужчины позволяют девушкам залезть наверх, а потом обнимаются. Это шоу в первую очередь о человечности.
— Николай Картозия (генеральный директор телеканала «Пятница!») — это человек, который по-настоящему изучает возможности телевидения. И сейчас я, наверное, буду неумеренно рассыпать комплименты, как новогодняя елка разноцветные блики, — настолько я ему благодарен и глубоко ценю его как смелого, дерзкого исследователя природы творчества. Через свои проекты, продюсерскую деятельность, через воспитание мастеров телевидения — а у него есть своя школа — он тонко чувствует запросы аудитории. И когда он проанализировал предложения на рынке ведущих, сказал: «Я хочу Демчога». И вот за месяц до начала шоу ко мне пришли его люди. Я ответил: «Ребята, я театральный человек, у меня все расписано на полгода вперед: спектакли, тренинги. Я не могу просто так взять и согласиться». Но на встрече Николай сказал: «Только ты сделаешь то, что мне нужно. Ты дьявол с добрыми глазами». Эта фраза зацепила меня. Я увидел в ней драматургию, глубинный конфликт, который мне предстояло сыграть. Это напомнило строки Гете: «Часть силы той, что без числа творит добро, всему желая зла». Мы зажимаем человеческую природу в тиски, чтобы выплавить из нее золото. И это красиво.
— Вадим, какие испытания, на ваш взгляд, были на грани безумия?
— Когда я узнал, что участников будут зарывать в землю, испытал настоящий трепет. Я сам знаком с этим трансформационным опытом, когда человек переживает символическую смерть. Некоторые платят большие деньги, чтобы испытать нечто подобное. То, что канал решился впервые в истории телевидения на такой эксперимент, вызвало у меня искреннее восхищение. Но когда ты оказываешься на месте, внутри все сжимается. Я бы сказал, человечность вздрагивает и разбегается мурашками по нервным окончаниям. Ты погружаешься в ролевой поток и творишь этот жесткач, издеваясь над участниками, ставя их в жесточайшие условия и обливая циничными высказываниями…
— Ваши комментарии относительно участников сами по себе приводят в ужас… Это импровизация или каждая ваша реплика прописана в сценарии?
— Ведущий всегда работает в тесной связке с режиссером — человеком, который видит общую картину шоу. Это крайне важно. Мы действуем как команда. Режиссер — это, без преувеличения, мастер, который удерживает все уровни игры. Я, конечно, в его руках как марионетка, но марионетка, которая проявляет свою волю и может импровизировать.
— Если сравнить участников первого и второго сезонов, они разные?
— Во второй сезон пришли подготовленные участники. Да, они не знали, что будут гореть в машинах и их будут зарывать в землю, но уже насмотрелись на психологические «понты», которые я предлагаю миру. Мы с самого начала задали планку: сделаем все, чтобы превратить вас в монстров. Кто-то не выдерживал, а кто-то демонстрировал потрясающий баланс человечности. И тут он опять натыкался на мои провокации: «Ну что, ты так и останешься на грани вылета? Ты понимаешь, что нужны зубы и нужен стержень? Иначе останешься в самом низу и сгниешь в болоте…»
— Интересно, что сподвигло людей участвовать в шоу, если они уже знали, какие сложные испытания их ждут…
— Они шли, чтобы испытать себя. И потом, деталей участники второго сезона все равно не знали, испытания же другие. Но им все время предстояло принимать решения: утопить другого или подать руку помощи.
— А если бы вам предложили стать участником «Выживалити», согласились бы?
— По молодости я бы, наверное, принял участие. В юности я был очень безбашенным. Сейчас, вспоминая свои поступки, не понимаю, откуда брались энергия и мотивация. Были и позитивные моменты, и негативные, и даже жуткие. Но мы все люди, никуда не денешься. С высоты сегодняшнего опыта — мне, конечно, было бы сложно. Физически — потому что шоу рассчитано на молодой драйв, а психологически — меня, наверное, вычеркнули бы на первом же совете. Слишком самостоятельный, слишком уверенный в себе, слишком... неудобный. Так что, скорее всего, я бы не задержался в этом шоу надолго.
— Были моменты, когда вы разочаровывались в участниках?
— Нет, разочарований не было и нет. Если кто-то повел себя не так, как я ожидал, это вызывает, скорее, сострадание. Не жалость, а ощущение, что чего-то не хватает, чтобы раскрыть всю красоту человеческой природы. Думаю, в России такая интонация особенно важна. Задача не в том, чтобы разжечь еще больше агрессии, ненависти или спровоцировать на оценочные суждения — мол, будь я на его месте, я бы поступил иначе. Окажись ты в этой ситуации, и мы увидим,
что скрывается в твоем бессознательном. Потому что в первую очередь проявляются мощные бессознательные импульсы. И ты сам не понимаешь, откуда берется обида, досада, ревность, зависть, гордость или гнев. Они возникают будто из ниоткуда. Но все это спрессовано там, внутри. И когда начинаются такие игры, открываются некие дверцы. И в этом тоже есть своя красота.
— Кто себя лучше проявлял — женщины или мужчины?
— Женщины жестче. Я придерживаюсь философии, что в каждом из нас есть и мужское, и женское начало — анимус и анима в терминах психологии. Но если говорить именно о женщинах, то их сила и жесткость проявляются в способности выдерживать, терпеть и трансформировать. Женщины — это воплощение потенциала, пространства, в котором рождается жизнь. Они способны вбирать в себя огромное количество энергии, эмоций и переживаний, а затем преобразовывать их во что-то новое. Женское начало — это не просто мягкость и доброта, как часто принято считать. Это глубокая, порой даже жесткая сила, которая позволяет давать, вынашивать и сохранять жизнь. Женщины умеют быть гибкими, но при этом их внутренний стержень может быть невероятно прочным. Они способны на решительность и бескомпромиссность, когда это необходимо.
— Скажите, а у вас были любимчики среди участников? Ну, просто симпатичные люди?
— Я всеядный. У меня нет любимчиков. Для меня каждый персонаж — это живая энергия, которой дана возможность быть такой, какая она есть. А ты можешь ее подтолкнуть, вдохновить, в какой-то момент опустить в грязь, а потом снова поднять. Шоу начинает жить своей жизнью. Ты становишься лишь частичкой в океане разных обстоятельств. Ты никого не подавляешь, а лишь высвечиваешь, высвечиваешь, высвечиваешь. И то, что есть в человеке, он сам выносит на поверхность.
— Вы смотрели первый сезон?
— Да, конечно. Не весь, иногда на перемотке.
— Как вы себя воспринимаете на экране?
— Я себе нравлюсь.
— Хороший ответ.
— Вообще, главный тренд в исследовании природотворчества — это любовь к себе.
— А вы всегда себя любили?
— Нет, конечно. И здесь у меня есть очень яркий пример — понаблюдайте за детьми. В два с половиной, в три года они выходят в общество — к друзьям, родителям, и как они себя ведут! Они готовы действовать. У них нет страха, никаких комплексов, они искренне любят себя. Игра, динамика, азарт, инициатива, любовь — все это рождается из ощущения внутреннего богатства.
— То есть это теряется с возрастом?
— К сожалению, да. Затаптывается, не поддерживается, загрязняется навязанными проекциями — от родителей, семьи, детского сада, школы. Постоянно бьют по рукам: «Это нельзя, то нельзя». И человек постепенно сжимается, теряет себя. А внутри него бьется дикий талант, пульсирует энергия.
— Вы сейчас чувствуете себя таким же смелым, как тот трехлетний ребенок?
— Не могу сказать, что это произошло сразу. Работа в команде, конечно, иногда приводит к глубинным прорывам. Ты вдруг понимаешь, что чего-то не можешь себе позволить из-за недостатка бесстрашия и любви к себе. И вот это нужно вскрыть... И я работал с собой. На сцене интересен актер, который любит себя полностью, без остатка. Это не эгоизм, это принятие себя, своих сильных и слабых сторон. И тогда ты можешь отдавать любовь зрителю, ты играешь из любви. Это сразу видно. Также чувствуется, когда актеры играют из комплексов, страхов, неотработанных травм.
— Вадим, у вас огромное количество проявлений — актер, режиссер, сценарист, художественный руководитель, психолог, теперь и ведущий. Что вам ближе всего?
— Я театральный человек. Да, я прошел все возможные форматы — радио, сериалы, кино, интернет-проекты, но все равно вернулся в альма-матер. Я нигде не чувствую себя таким счастливым, как в театре. Это особое энергетическое поле, где происходит взаимообмен со зрителем. Не просто игра, а живой процесс, где вы неразделимы. Ты можешь влиять на эмоции и возбуждать сердца. Общение со зрителями — самый большой наркотик для меня.
— Вы создали независимый театр «Арлекиниада». Зачем вам понадобился свой театр?
— Я всегда был противником традиционных театральных моделей, где артисты вынуждены подстраиваться под чьи-то требования. Хотелось создать пространство, где каждый чувствует себя творцом. Где нет иерархии, где каждый важен. И мне удалось вырастить команду, которая разделяет это видение. Нас всего 12 артистов, и мы как единый организм. Нет такого, что один артист на сцене работает на другого. Каждый вносит в спектакль что-то свое, и это помогает раскрыть главную идею. Когда зритель смотрит наши спектакли — например, «Закрой глаза и смотри», «БезДна», «Аномалия», «КтоГамлет», — он понимает, что каждый артист звезда. Это не просто слова, это наша философия. Мы существуем абсолютно самостоятельно: сами создаем спектакли, сами их продвигаем, сами зарабатываем. У нас нет спонсоров или меценатов, что тоже сознательный выбор. Мы хотим быть свободными от любых внешних влияний.
— Вадим, в интервью вы говорите, что не считаете себя психологом, хотя у вас есть психологическое образование. Почему?
— У меня действительно есть психологическое образование и даже диссертация, но я не психолог. Я артист и слишком эмоционален для психолога. Но мое образование помогает глубже исследовать природу творчества. Меня интересует, что заставляет человека творить, что выталкивает его на сцену снова и снова. Это не про деньги, это про что-то глубинное, что сидит внутри.
— Был период, когда вы просили на интервью не спрашивать про проект «Интерны». Хотелось убежать от образа доктора Купитмана?
— Нет. В моей жизни случилось много проектов, и у меня нет ни агрессии, ни излишней благостности по отношению к этому. «Интерны», без преувеличения, величайший проект. Он попал в самую десятку. Прошло уже много лет, но его до сих пор помнят. Что само по себе говорит о многом. Я испытываю огромную благодарность, особенно к Славе Дусмухаметову, с которым мы работали и до этого в сериале «Студенты». Он пригласил меня на пробы, я их прошел, после чего уехал в Израиль, а через три дня мне позвонили: «Вадим, вы утверждены». Я сразу вернулся и приземлился на съемочную площадку. Это было случайное, но очень удачное стечение обстоятельств. И так возник тандем с Ваней Охлобыстиным, который стал ключевой фигурой для проекта.
— Вы сразу согласились сниматься?
— Да, сразу, без раздумий. Я вообще бесконечно интуитивен. Если говорить о нумерологии, то я — четверка. Это люди, которые обладают креативностью и гипертрофированной интуицией. Я чувствую все на нюх, могу предсказывать и предчувствовать.
— Были ли ситуации, когда вы отказывались от предложений, а потом понимали, что это было правильное решение?
— Да, буквально вчера должны были быть пробы, но я перечитал сценарий и позвонил агенту: «Умоляю, придумай что-нибудь, чтобы я не пошел». Она уже знает мои «интуитивные понты», как я это называю. Для внешнего мира это может выглядеть как брезгливость или помпезность, но я доверяю своему внутреннему чутью. Сериалы снимают разные, есть откровенно плохие. Эфирную сетку нужно чем-то заполнять. Вот «Интерны» — это действительно эпохальный, исторический проект, который перевернул весь телевизионный конструкт, задал новый камертон. И здесь важно отметить, что сошлись идеальные условия: молодая команда сценаристов, только что вернувшаяся из Голливуда, где они учились писать сценарии. Они, кстати, почти все медики по образованию, но не работали по профессии, а попали в волну КВН. И они выплеснули все самое лучшее, что в них было: свободу, энергию, амбиции. Получился мощный драйв. Вся команда — сплошной восторг и радость. Но попытка собрать всех снова спустя 10 лет, в проекте «Интерны: 10 лет спустя», уже не удалась. Команда не собралась.
— А вы бы хотели?
— Конечно, я бы хотел. Я не верю в гениальность отдельных личностей в современном мире. Слишком много сетевых конструктов, искусственный интеллект и так далее. Сейчас время создавать командные модели, где люди работают вместе. Не кто-то один провозглашает видение, а оно рождается из коллективного творчества. Так, например, устроен наш театр. И то же самое я нашел в «Выживалити». О своей команде я могу говорить бесконечно — о любви к ней, начиная с продюсеров. Николай Картозия дал начало, а дальше все это стало строить множество одаренных, любящих, нежных, чувствующих стиль людей. И я, как марионетка, отдаюсь этой волне.
— Вадим, как вы все успеваете? Столько сил и времени нужно на все ваши проекты…
— Раньше я и сам задавался этим вопросом. Секрет в дисциплине и в работе с сознанием. Например, через медитацию можно выходить в особые состояния, где черпаешь энергию и идеи. Дэвид Линч в книге «Поймать большую рыбу» хорошо об этом пишет. Ну а дисциплина помогает структурировать жизнь, чтобы оставалось время и на дела, и на отдых.
Интересный факт
«Выживалити» — это соревновательное реалити с жесткими физическими испытаниями и психологическими ловушками. 16 звезд шоу-бизнеса и спорта вступят в борьбу за 10 миллионов рублей. Во время прохождения заданий игроки будут стоять перед моральным выбором: создавать альянсы или действовать в одиночку, дружить или враждовать, предать или поддержать близкого. Реалити стартует на канале «Пятница!» 14 февраля.
Только цифры
В «Выживалити» в круглосуточном режиме работало 36 камер. Съемки проходили в 16 локациях, среди которых заброшенная гостиница, маятниковая канатная дорога, горная обсерватория, заброшенный рудник, скалистый обрыв, горное озеро. В проекте были задействованы 6 экскаваторов, каждый из которых весит 24 тонны, 2 кабины фуникулера, 47 автомобилей, 1 вертолет, 7 фур, 14 автобусов. Четыре участника получили травмы на проекте.
Петр Романов, актер и телеведущий:
«Я приехал только побеждать! И заметил тут лавочку, где торгуют всякой утварью бабушки. Там была сумка с надписью: «Горы зовут тех, чья душа им по росту». Знаете, мне так это откликнулось! Никогда раньше не был на Домбае, и бесконечно благодарен обстоятельствам, которые привели меня сюда (второй сезон «Выживалити» снимался в Карачаево-Черкесской Республике. — Прим. ред.). Спортом занимаюсь с детства, поэтому нахожусь в отличной физической форме. Это все благодаря моему отцу: мы делали с ним все на свете. И сейчас я просто продолжаю поддерживать себя в форме».
Интересный факт
В одном из самых пугающих испытаний «Погребенные заживо» участникам будет необходимо выбраться из «могилы». Гробы опускают в яму на глубину нескольких метров и засыпают землей. Чтобы открыть гроб, нужно нащупать ручку, вставить ее в домкрат и начать вращать. Паника увеличивает расход воздуха, поэтому только преодоление себя и контроль над эмоциями и страхами помогали выбраться на свет... Были и другие страшные испытания. В проекте участников били током, пары, которые были скованы между собой, погружали в искусственную колбу с водой высотой 3,5 метра, где от действий одного зависела жизнь другого.
Интересный факт
С первых дней съемок в лагере участников и среди съемочной группы началась эпидемия желудочной инфекции. Ежедневно, особенно по ночам, на скорой увозили как участников, так и сотрудников проекта. Формы заболевания были самые тяжелые — до потери сознания и судорог. Это продолжалось две недели. Многие не выдерживали и просили разрешения покинуть проект. Двоим пришлось это сделать по состоянию здоровья.
Интересный факт
Лагерь участников построили с нуля на горном склоне. Он находится в заповеднике, где свободно разгуливают медведи, волки, шакалы и коровы. Животные часто перебивали провода, и в лагере пропадали электричество и вода. Финал проходил в уникальной локации — обсерватории на Архызе, которая расположена на высоте 2070 метров над уровнем моря. Последнее испытание состояло из пяти этапов, в том числе участникам предстояло спуститься с козлового крана обсерватории высотой 65 метров.