Россияне, в силу исторически сложившихся условий, люди массовой культуры, им что стенка на стенку в дореволюционное время, что первомайские демонстрации в советское — один черт! Главное, людей посмотреть, себя показать, ну и выпить, конечно, как без этого. Сегодня прелестей массового отдыха соотечественникам не хватает — публичных мероприятий маловато, разгуляться негде. И они добирают чем могут. Например, разухабистыми крещенскими купаниями, которые, если честно, не имеют серьезного отношения к православной вере.
Вы скажете, что традиция такая была на Руси испокон веков, а сейчас просто вернулась из небытия. Кто же спорит! Девушки в святки гадали, парни ныряли в крещенские морозы в прорубь, а как еще было привлечь к себе внимание, поразить воображение? Главное теперь, чтобы кулачные бои вновь не стали актуальны.
Почему церковь не считает крещенские купания православным обрядом? Во-первых, вода на Крещение, которая предназначена для раздачи верующим, и та, в которой крестят, освещается по-разному. Во-вторых, церковь — вопреки недавно вдруг сложившемуся убеждению — отнюдь не считает, что любая вода, даже не освященная должным образом, в крещенскую полночь становится святой. И наконец, крещенские купания небезопасны для здоровья, а Евангелие строго запрещает человеку рисковать им бездумно, не для благой цели. Не говоря уже о том, что люди зачастую ныряют в прорубь не с молитвой, а с самым настоящим гиканьем, что с церковным праздником Крещения уж совсем не вяжется.
Но дело даже не в церкви. В конце концов это всего лишь институт, а вера — она внутри человека. Только вот вера ли толкает людей в крещенскую прорубь?
Достаточно увидеть воочию крещенские купания, чтобы осознать, что к Иисусу Христу и его учению это действо не имеет никакого отношения.
Массовые заплывы, обнаженные тела (крестят в храмах, к слову, в длинных рубашках), любопытствующие и спасатели в большом количестве окрест и, конечно же, алкоголь «для сугрева» — все это делает публичные купания в проруби в Крещение скорее очередным массовым шоу, до которого так охочи русские люди, чем признаком распространения веры в народе. Да и если спросить, кто из купающихся был в этот день в церкви, вряд ли такие найдутся: нырять со смехом и повизгиванием в прорубь весело, а выстаивать церковную службу, вслушиваясь и молясь, утомительно и скучно. Что поделать, если духовная работа тяжелее и неинтереснее экстремальных развлечений для тела.
Крещенские купания многие священнослужители считают искушением. Но для скучающих людей это адреналин в кровь, веселуха, возможность потусоваться и, разумеется, выпить да закусить. И казалось, Бог бы с ними. Но! Люди-то при этом свято верят: если искупаться в крещенскую полночь, это принесет им здоровье и благополучие, а то и исцеление от уже имеющихся хворей. То есть мысленно они ждут от Иисуса, в честь обряда крещения которого, как им кажется, лезут в ледяную воду, чуда. Но оно при таких сопутствующих обстоятельствах вряд ли случится. Потому что даже в расчете на бесконечную милость Божью надо же хоть немножко иметь совесть.