В Грузию, Армению, Казахстан, Киргизию удрали тысячи россиян «от мобилизации». Как изменилось к ним отношение бывших братьев по СССР? Обозреватель «КП» испытал это «новое отношение» на себе.
Казахстан, кажется, невозмутим. Спокоен. Ест свой бешбармак… И все-таки нервничает. - Вы из России? - спросила меня в Алма-Ате продавщицаказашка. - Вы беженец? С таким сочувствием, что аж передернуло. - С чего вы взяли? - разозлился я. - Возвращаюсь в Россию. - В Россию?! - разволновалась продавщица. - Зачем?! Вдруг придется воевать! Что в Грузии, что Казахстане заметил: к перспективе взять автомат и пойти на фронт люди относятся с удивленным ужасом. Как это?! А ты пожимаешь плечами - ну да. В России обвыклись уже. Но Казахстан рационален. Весной сюда приехало почти 100 тысяч русских, осенью - еще более 100 тысяч. Грех не воспользоваться… И вот ты - один из этих них, бродящих по местным улицам в поисках квартир, гостиниц, ЦОНов (центров обслуживания населения, где оформляется допуск к казахстанской банковской карте). И у тебя из-под носа увели последнюю дешевую квартирку. И ты селишься в задрипанный номер на окраине Астаны за 200 долларов за ночь. Любое бегство обкладывается налогом. Моральным, денежным… Сначала ты, как серфингист, скользишь по убегающей волне - только вчера банкомат большого российского банка, единственного, кто обслуживает в Казахстане карты «Мир», выдавал валюту. А уже на следующий день он прикидывается металлоломом. Ты бегаешь по городу, понимая, что вот-вот твоя банковская карта превратится в «тыкву». Заскакиваешь в послушный американским санкциям казахский «Берек банк», чтобы снять местную валюту. В отчаянии протягиваешь рубли. А там все как по Маяковскому. Кассир требует паспорт. И берет твой краснокожий «как бомбу, как ежа, как бритву обоюдоострую», и черт подери - смотрит опять сострадательно. Идите в частный обменник… Кто мы теперь там?
«ФЕВРАЛЯТА» И «ОКТЯБРЯТА»
Русских, рассыпанных по всему СНГ, называют «февралята» (эмигранты первой волны) и «сентябрята» (второй)… Первых, чаще айтишников, в Казахстане немного. Они успели разъехаться - кто в Турцию, кто в Грузию, кто в Таиланд. А вот «сентябрят», растерянных, «желторотых» переселенцев, много бродит по стране. Мне пишут сюда: «Русских бьют? Оскорбляют?» Не бьют (русские сами иногда колотят друг друга - потом их депортируют, что, кстати, местным очень нравится). Оскорбляют? Тут сложнее… Молодцы казахи - принимают «беглецов» как родных. В Уральске, например, им выделили для ночевки городской кинотеатр. Даже местные националисты к русским вдруг потеплели. Антигерой моей статьи о русофобии в Казахстане главный националист Уральска журналист Лукпан Ахмедьяров произнес в Ютубе трогательную вещь. Мол, когда русские рванули через границу, он испугался за Казахстан. А теперь, мол, когда встречаешь на улицах растерянных людей, понимаешь - им помочь надо по-людски. И это сейчас всеобщее казахское движение. Как мне рассказал глава славянского движения «Лад» Максим Крамаренко, живущий под Петропавловском, с бытовой русофобией он пока не сталкивался. - Зато в соседней Киргизии, где я был в командировке, - смеется, - мне в спину кричали: эй, русские, Бишкек не резиновый! В Северном Казахстане другая история.
- Сюда возвращаются некоторые из поменявших местный паспорт на российский, - рассказывает Крамаренко. - Теперь часть этой русской молодежи пытается поменять все обратно и стать казахстанцами - благо для бывших граждан здесь такая процедура упрощенная. И когда ты уже в уютном убеждении, что подозрения московской прессы в тайной русофобии Казахстана нелепы, жизнь тебе тихо подсказывает: эй, дорогой, не торопись.
ТЫ УЖЕ НЕ ВСЕЛЕНСКИЙ МОСКВИЧ
И речь не о мерзких интернет-роликах, где казахские гопники пристают в подворотне к русскому пареньку: «Чей Крым?» - и грозят расправой за «неправильный ответ». Не об отмороженных националистах, бормочущих в Ютубе: «Мусульмане, добро пожаловать, а вы, русские, знайте, вам тут не рады. Будете свои порядки устраивать - пожалеете». Гнилые разговорчики казахстанские спецслужбы пресекают старательно, да и общество относится к радикалам неодобрительно. Другое настораживает. На русских в СНГ теперь смотрят по-другому. За три месяца я побывал чуть ли не во всем СНГ - Ташкент, Бишкек, Ереван, Тбилиси, Алма-Ата, Астана… Раньше… ты путешествовал, как Вселенский Москвич. Пришелец из Великой Страны, куда казахи, таджики, киргизы попасть если не мечтали, то - стремились. Чтобы работать, как ты, и жить, как ты… А теперь все чаще: «Нет, лучше, вы к нам». Конечно, генетически накопленная за столетия родственность душ осталась. Надеюсь, надолго. Но этот ресурс конечный. Сегодня тебе помогут. И завтра помогут, но поморщатся - что-то вас, русских, много стало… Уже начались шуточки про русского таксиста в Ташкенте: «Брат, дорогу покажешь?» И покровительственные нотки. Казахстанский комик Сабуров точно их воспроизвел: «Ну чё, с России есть приезжие? Чё, русские, казахский изучаете уже? Правильно говорить «тенге», а не «тэнге». Это все равно что «двести рублэй». Да, как ситуация поменялась? Лет десять назад, когда в Москву приезжали рабочие со Средней Азии, русские так: «Это кто там ко мне в такси приехал? Курпултурбек?» А сейчас все такие: «Ой, АлмаАта, Алма-Ата, всегда мечтала»… И зал ржет. Аплодирует. Ключевая фраза: «Как ситуация поменялась, а?» Поменялась… Вот только как… Казахстанский комик уточнил: «Помните, русские, что вы в гостях. Я об этом в России не забывал».
ОБИДЫ ИЛИ ОБЩЕЕ БУДУЩЕЕ?
Народы бывшего СССР скоро встанут перед жестким выбором - национализм? Или человечность? Бытовое раздражение (например, из-за русских беглецов аренда жилья подорожала и для простых казахов, грузин)? Или историческая память? Обиды прошлого (наши шуточки над мигрантами возвращаются к нам бумерангом)? Или вера в наше общее будущее? Посмотрим, куда повернет история.