В музейно-храмовый комплекс «Новый Херсонес» на окраине Севастополя мне удалось попасть только вечером. Но он все равно хорош. Дворцы, стилизованные «под Византию» и украшенные христианской символикой (грифонами и хризмами), залиты подсветкой, по площади гуляют люди, развеваются флаги, окружающие хрущевки перекрашены в терракоту - под херсонесскую плинфу (глиняный кирпич), светящиеся дворцы. Из динамиков, как в дорогих отелях, льется классическая музыка.
Мы гуляем с писателем и гидом Тихоном Синицыным. Я восхищенно охаю, Тихон спорит с невидимыми злопыхателями:
- Вот, говорят, «построили православный Диснейленд»! А я говорю: «Ух ты, у нас православный Диснейленд!» Они говорят: «Потемкинские деревни!» А я им: «Не надо лгать про Потемкина! Сколько городов он основал?! Севастополь, Николаев, Херсон, Екатеринослав...» Это деревни?!
Тихон - воцерковленный христианин, благодарен своему тезке - митрополиту Тихону Шевкунову, одному из создателей «Нового Херсонеса». Выросший за два года комплекс похож на чудесный град Китеж.
- Когда я ребенком был, тут костры палили, собак выгуливали. На стенах разрушенного Владимирского собора деревья росли. А теперь... - разводит руками Тихон.
- Это ж сколько денег на ветер выкинули! - хмыкает прохожий с нездоровым красным лицом.
- Вот о чем я говорю! - Тихон гневно смотрит вслед мужчине. - Он сам-то в жизни хоть что-нибудь сделал, кроме как хлебнул с утра нефильтрованного?
Даже в темноте видно, что деньги на строительство потрачены немалые. Но, кажется, результат того стоил. Чтобы разобраться, я возвращаюсь на следующий день, пораньше.
Византия наша
«Новый Херсонес» - это целый город вроде Ватикана (разве что Патриарх переезжать сюда не планирует). Это не просто грандиозный музей, но и место паломничества: за новогодние и рождественские праздники его посетили 200 тысяч человек.
К комплексу примыкает Херсонесский мужской монастырь, сердце которого - Свято-Владимирский собор. Тот самый, на месте которого крестился князь Владимир и затем покрестил Русь - отсюда началось русское православие.
Это мост, связывающий нас с Византией, римлянами и греками. Кто-то утверждает, что Россия появилась в 1991 году. Другие - что ей около тысячи лет (с момента крещения). Но ведь благодаря Анне Византийской (супруге князя Владимира) мы стали наследниками ромеев, священные греческие книги - это наши книги, их мудрость - наша мудрость. Поэтому Владимирский собор и аллея на пути к нему украшены цитатами античных философов.
Так что «Новый Херсонес» - это русский Константинополь и Иерусалим, Ватикан и Мекка, ну и немного Диснейленд. Тут и живой уголок с кроликами, павлинами и попугаями, и византийский квартал с луками и арбалетами, сад с рекой, фонтаны, статуи. Есть даже филиал «Артека», чтобы дети, приезжающие на экскурсии, успевали все посмотреть, не утомляясь.
Матрос Кошка и убежище
«Бей, барабанщик, в ба-ра-бан!» - командуют с экрана пионеры «Артека». Посетители в ритм колотят палочками в пионерские барабаны. Рядом поют в караоке под сцены снятого в Крыму фильма «Три плюс два». Интерактивно и не скучно.
Единственный сегодня работающий музей - Музей Крыма и Новороссии - это гигантский лабиринт, начинающийся путешествием на ладье, византийскими кварталами и ведущий через всю историю юга России. Все движется, разговаривает, взрывается. Выстроены почти настоящие блиндажи и редуты, часовни и корабли. Для серьезных посетителей здесь собраны статистика и ворох исторических подробностей: про хазар и сарматов, гуннов и готов, битву на Калке...
А если в школе учились неважно, то, например, узнаете про матроса Кошку - «удальца и русского Рэмбо», который с одним ножом взял в плен трех французов и спас адмирала Корнилова, утопив бомбу, упавшую тому под ноги, в чугунке с кашей.
Снаружи музей украшен историческими барельефами: крещение Руси, таврический вояж Екатерины, оборона Севастополя и... строительство Крымского моста.
- Внимание! Воздушная тревога! Всем пройти в укрытие! - вопят динамики, и посетители устремляются к зданиям, следуют указателям со стрелкой «Убежище». Это уже не интерактив.
- Давайте я помогу! - Охранник бросается к человеку в инвалидной коляске.
В считаные минуты площадь пустеет: со стороны Украины выпущены по Крыму дроны, сработала ПВО. Спустя 15 минут сирена выключается, отбой тревоги. Экскурсия продолжается.
Случайная река
Комплекс полон «пасхалок» и архитектурных ребусов. Например: сердце «Нового Херсонеса» - Музей православия. На его ступенях установлены статуи грифонов - это старый герб Таврии, а еще символ Христа: орел - божественное, лев - человеческое.
От Музея православия вытянута прямая линия через Храм-парк, площадь и сад к старому Херсонесу, к его Владимирскому собору. То есть от первого знакомства с христианством посетитель движется к храму. Символично!
А вот что такое Храм-парк? Такого нет больше нигде - церковь без стен и куполов, но все же это церковь. Ее колонны украшены мозаичными иконами, есть алтарная часть, а в центре висит паникадило - огромная люстра с лампадами. Вместо куполов - кольца. Летом их закрывают шторками от солнца. А ночью через них светят звезды.
Через парк идет река Героон. Вот она образовалась случайно. Здесь когда-то был древний источник, из которого предположительно брали воду для крещения дружины князя Владимира. А перед строительством комплекса проводили археологические раскопки, и вода мешала. Но строители решили не менять естественный ход вещей и выпустили подземную реку на поверхность. Героон - «святилище героев».
А в древности тут действительно поклонялись героям, был культ Геракла. Но в парке решили установить статуи других героев - поэтов, писателей и художников, связанных с Крымом. Задумчиво держит блокнот со стихами Пушкин, текущую воду пытается запечатлеть Айвазовский, в лабиринте из зеленых кустов заблудился Гоголь...
Гречка, ватник, Сократ
На месте нынешнего «Нового Херсонеса» при греках были виноградники и... свалка старых амфор. Херсонес - это крупный порт, сюда привозили дорогое заморское вино. И есть байка, что местные импортное вино выпивали, а в фирменные амфоры заливали свое и продавали.
Херсонес - перекресток двух цивилизаций, славянской и греческой. Здесь были Кирилл и Мефодий, по преданию, проповедовал сам апостол Андрей. От греков нам достались имена, алфавит, гречневая каша и даже стеганый ватник (он у византийцев был легким доспехом).
Здесь же, на холме, стоит Владимирский храм. В нем хранятся частицы мощей князя Владимира и княгини Ольги, его бабушки, первой женщины на Руси, принявшей христианство. Собор сверкает от обилия мозаики и смальты, которую собирали десятки художников со всей страны, - всего 5 тысяч квадратных метров.
Здесь выложены портреты греческих философов. Но они же язычники. Как такое может быть? Мне объяснил иеромонах Анастасий, благочинный Херсонесского мужского монастыря:
- Есть категория античных мыслителей, которых называли «христианами до Христа». В своей мысли они дошли до идеи, что Бог-Творец один и у него есть замысел. Поэтому мы их цитаты здесь на мозаиках и приводим. Мы стоим на наследии Древней Греции.
ДОСЛОВНО
Князь Владимир был мажором Х века!
Философия иеромонаха Анастасия, благочинного Херсонесского мужского монастыря.
Через Херсонес мы начали приобщаться к достижениям великих цивилизаций Греции и Рима. Римская империя - одна из самых могущественных, с почти совершенной системой госуправления, которая воспроизводится сейчас во многих странах. А Византия - тот же Рим, только они крестились и считали благочестие выше благосостояния. А сейчас многие страны считают, что благосостояние выше благочестия.
Сегодня происходит то же, что во времена крещения князя Владимира, - просвещение нашего народа. Мы заново вспоминаем, кто мы такие и на чем воспитывались тысячу лет.
Крещение Руси привело к тому, что из разных племен: древлян, полян, кривичей, вятичей - мы стали единым народом. У нас появились письменность, архитектура, мозаика, литература, единая вера.
Князь Владимир, по сути, был мажором X века. С неограниченным количеством девушек, денег и власти. Но принял христианство, ограничил себя и начал жить благочестиво. Хранил верность жене Анне и воспитал двоих святых сыновей - Бориса и Глеба. Его выбор определил будущее страны. Князь Владимир стал для нас общим крестным отцом.
Херсонес становится одним из главных духовно-просветительских центров для всей страны. Отсюда, из этой купели, произошел наш народ. Херсонес будет выполнять свою миссию. Надеюсь, князю Владимиру, когда он будет смотреть на нас с небес, не будет за нас стыдно.