Государству пришлось решать непростую задачу по поиску баланса между пополнением бюджета и поддержкой действующих и будущих инвестпроектов. Предполагается, что уже в 2025 году казна дополнительно получит 2,6 трлн рублей. Владельцам контролируемых иностранных компаний придётся раскошелиться, а для малого бизнеса и семей с двумя и более детьми предусмотрен целый ряд послаблений.
Пакет предложенных Минфином законопроектов об изменениях в налоговой системе предполагается принять в ходе весенней сессии Госдумы, которая продлится до 5 августа. Новые правила налогообложения должны быть «зафиксированы» до 2030 года. Душить бизнес не будут, но крупным компаниям явно придётся платить больше, чем сейчас.
«Крайне важно, что дополнительные налоговые изъятия у граждан с высокими доходами не будут «оседать в бюджетную кубышку», а в полном объёме будут перераспределяться на решение текущих социальных задач», – комментирует поправки Владимир Саськов, эксперт Института налогового менеджмента и экономики недвижимости ВШЭ, директор Ассоциации налоговых консультантов. Он отметил, что, рассматривая нынешние налоговые изменения, важно понимать, что это не просто донастройка системы, как это было в отдельные периоды становления и развития отечественного института налогообложения, а комплекс мер, направленных на повышение налоговой справедливости и бюджетной сбалансированности в совокупности с мерами налогового стимулирования внутрироссийского производства.
В поисках баланса
Изменений грядёт немало. Многие комментаторы обратили внимание в первую очередь на то, что введение дифференцированной ставки НДФЛ от 13 до 22% в зависимости от уровня дохода практически не затронет сверхбогатых россиян. Действительно, миллиардеры, как правило, формируют свои огромные доходы вовсе не из зарплаты, которой у них может вообще не быть, а из дивидендов. При налогообложении доходов от дивидендов и депозитов ставки останутся прежними – 13% и 15%. Но здесь есть важный нюанс: повышенная ставка будет применяться к доходам выше 2,4 млн рублей, а не 5 млн, как сейчас.
В Минфине объясняют такую позицию нежеланием мешать развитию фондового рынка. «Люди будут покупать акции компаний, обеспечивая их финансированием, только в том случае, если увидят перспективы получения дохода, в том числе в виде дивидендов», – считает инициатор поправок. Одновременно с этим ведомство предложило повысить налог на прибыль компаний, из которой и выплачиваются дивиденды.
Ставку налога на прибыль организаций планируется повысить сразу на 5 п.п. – до 25%, также предложено поднять налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в рентных отраслях с высокой рентабельностью и низкими инвестициями. На фоне этого будут отменены курсовые экспортные пошлины, введённые для ряда отраслей осенью 2023 года и действующие до конца 2024-го. Кроме того, Минфин предлагает продлить бессрочно истекающий в конце 2024 года механизм регионального инвестиционного вычета, а для компаний из приоритетных отраслей ввести федеральный налоговый вычет. Что же касается компаний из сектора высоких технологий, для них предлагается повысить с 1,5 до 2 коэффициент учёта НИОКР, это позволит им уменьшить налогооблагаемую базу на прибыль. Предполагается, что нововведения в итоге позволят создать стабильные и предсказуемые условия для реализации долгосрочных инвестиционных проектов.
«Изменения направлены на выстраивание справедливой и сбалансированной налоговой системы. Она должна обеспечивать поступление ресурсов для решения общенациональных задач, в том числе сокращения неравенства в обществе и в экономике, решения проблем социально-экономического развития регионов», – поясняют в Минфине.
Изменится и принцип уплаты фиксированного налогового платежа для россиян, владеющих контролируемыми иностранными компаниями (КИК). Так, если сейчас этот фиксированный НДФЛ в 5 млн рублей уплачивается владельцем независимо от количества контролируемых им компаний, то с 2025 года предполагается платить по 5 млн рублей за каждую КИК. При этом, по данным ФНС, каждый из более чем 18,3 тыс. налогоплательщиков, отчитавшихся о наличии КИК за 2022 год, в среднем имел доли в 2,5 КИК, а по итогам 2023 года число задекларированных КИК может ещё вырасти – этому способствует замещение КИК в недружественных юрисдикциях на дружественные. Количество компаний, контролируемых гражданами РФ в дружественных государствах, также постепенно растёт. Такой режим представляется наиболее актуальным для среднего и крупного бизнеса с прибылью по каждой КИК от 28 млн рублей, иначе предпринимателям придётся избавляться от нерабочих и низкоприбыльных компаний и перестраивать свои бизнес-процессы либо отказываться от применения этого налогового режима.
Конкретно
В результате донастройки налоговой системы семьи с двумя и более детьми, среднедушевой доход в которых не превышает 1,5-кратного прожиточного минимума в месяц, смогут рассчитывать на налоговый вычет в размере 7% от уплаченного НДФЛ. То есть фактически ставка НДФЛ для таких родителей составит не 13%, а всего 6%.
«В условиях 2025 года это 319,194 тыс. рублей в год на человека; так, у семьи из четырёх человек, где двое детей, общий доход в год должен быть не более 1,3 млн рублей. Исходя из прожиточного минимума 2025 года – налоговая выплата может быть предоставлена родителям с месячным доходом до 53 тыс. рублей, если оба работают. И не более 106 тыс. рублей – если работает только один», – приводит пример ведомство Антона Силуанова.
Средним и малым
Малому и среднему бизнесу в планах Минфина также уделено самое пристальное внимание. «Для предпринимателей с оборотом до 60 млн рублей в год – а это большинство предпринимателей сектора МСП – существенных изменений налоговой нагрузки не произойдёт, это даст возможность продолжать развивать бизнес дальше. А вот для предпринимателей с оборотом свыше 60 млн рублей в год планируется увеличение налоговой нагрузки, но при этом порог на УСН (Упрощённая система налогообложения. – Ред.) тоже увеличится (до 450 млн рублей в год), при включении НДС в размере 5% по пониженной ставке вместо 20%, что в целом тоже даёт возможности для развития компаний и бизнеса», – считает Елена Краснова, председатель комитета по развитию женского предпринимательства Московского городского отделения «Опоры России». Она считает, что для бизнеса текущий период – время пересмотреть стратегии, рынки сбыта текущих услуг и продукции, возможно, оптимизировать процессы.
В Минфине уточняют, что доля предпринимателей на УСН с доходами меньше 60 млн рублей в год составляет 96,8%, но оставшиеся 3,2% генерируют 46% доходов УСН. В основном это касается непроизводственных предприятий – оптовой и розничной торговли, операций с недвижимостью, общепита. Став плательщиками НДС, такие предприниматели получат возможность продолжать масштабировать свой бизнес, поскольку схемы его дробления для снижения налоговой нагрузки лишатся экономического смысла, как надеется Минфин. Стимулировать отказ от дробления бизнеса призвана также налоговая амнистия: с предпринимателей, которые с 2025 года перейдут на «светлую сторону», не будут взыскиваться налоги, пени и штрафы, не уплаченные в 2022–2024 годах в связи с применением таких схем, соответствующие задолженности будут списаны.
А для субъектов МСП в обрабатывающих секторах экономики предлагается снизить тарифы страховых взносов в пользу физлиц свыше МРОТ с 15 до 7,6% (за исключением производства напитков, табачных изделий, нефтепродуктов, металлургического производства и некоторых других отраслей).
Изменения в налоговой базе коснутся и инвесторов. Предлагается понизить с 5 млн до 2,4 млн рублей порог применения повышенной ставки 15% для доходов физлиц, полученных от продажи ценных бумаг и долей участия. При этом льгота при более чем пятилетнем владении ценными бумагами и долями, в соответствии с которой налог с доходов по ним не уплачивается, будет действовать до достижения порога дохода в 50 млн рублей – если доходы превысят эту сумму, преференция прекратит действие. Очевидно, что в этом случае финансовые власти успешно отделили инвесторов с небольшим и средним размером капитала от членов списка Forbes. Стимул для долгосрочных инвестиций сохраняется, а те, кто зарабатывает миллионы на частых сделках с ценными бумагами, столкнутся лишь с небольшим изменением ставки подоходного налога.
Что касается налогов, уплачиваемых с продажи объектов недвижимости, действующая ставка 13% по ним сохранится до 2,4 млн рублей, при превышении этой суммы вырастет до 15%. Сохранится и льгота, освобождающая физлицо от уплаты налога с продажи имущества при выполнении минимальных сроков владения – пять лет для недвижимости, три года для иного имущества. Кроме того, останутся неизменными ставка НДС и параметры режима самозанятости.
То есть, как мы видим, предлагаемые Минфином «донастройки» системы налогообложения предполагают не только повышение ряда налогов. В пакете законопроектов предлагаются и точечные снижения налоговой нагрузки, и даже амнистии, могущие способствовать выходу бизнеса из тени, оздоровлению условий конкуренции и более справедливому и сбалансированному перераспределению бюджетных поступлений.
По мнению главы Минфина Антона Силуанова, в российском обществе давно есть устойчивый запрос на справедливость, в том числе на прогрессивную шкалу налогообложения. «Даже после повышения ставок налоги в России останутся конкурентными по сравнению с другими странами», – заявил министр. Теперь слово за Госдумой.
Анна Тихонова, к.э.н., доцент кафедры налогов и налогового администрирования Финансового университета
– Прежде чем говорить о прогрессивной шкале, давайте обратим внимание на то, что представляет собой справедливость налогообложения, о которой так много сейчас говорят. С точки зрения науки справедливость в налогах проявляется в том, что тот, кто больше получает дохода (то есть более платёжеспособен), должен облагаться более высоким налогом. Объясняется это тем, что при высоких доходах физических лиц многие из них имеют «пассивный» характер (это доходы от владения ценными бумагами и иным имуществом, от участия на финансовом рынке и т.п.), то есть они получаются вне трудовой деятельности физического лица (более легко), отсюда и обоснование того, что налоговая ставка должна расти. В то же время справедливая налоговая система предполагает обязательную поддержку малоимущего населения, социально незащищённых групп, возможности получения дохода у которых существенно снижены. Поэтому справедливый налог должен включать два компонента: прогрессию в налогообложении для одних и налоговые льготы для других категорий налогоплательщиков.
Предлагаемые в России изменения содержат оба элемента: в частности, прогрессивную ставку налога и налоговый «кешбэк», что и делает российский НДФЛ более справедливым и обоснованным с точки зрения методологии его построения. Важно отметить, что стимулирующие инструменты НДФЛ затронут гораздо больше граждан (около половины семей с двумя и более детьми), чем прогрессивная ставка налога (3% от трудоспособного населения). Предлагаемая шкала налога варьируется от 13 до 22%, но это законодательно. На самом же деле фактическая ставка составит от 6% (с учётом «кешбэка») до 22%. Предлагаемая Минфином шкала является сбалансированной и оптимальной, её верхние градации (20 и 22%) относительно невысоки по сравнению с рядом стран Европы (например, предельная ставка подоходного налога в Германии составляет 47,5%, в Великобритании – 46%, в Австрии – 55%, во Франции – 55,4%). При этом наши ближайшие страны-соседи имеют схожую по уровню нагрузку на физических лиц (например, предельная ставка в Белоруссии – 25%, в Армении – 20%, в Азербайджане – 25%), что практически предотвращает риск миграции населения из-за налогового фактора.