Встречаю тех, кто совершил экскурсию. Люди сходят на землю слегка продрогшие, но весьма довольные. Улыбки. Смех. Оживленный разговор. «А ты видел, какая красивая церковь там была? Просто чудо!» – восторженно говорит девушка, обращаясь к молодому человеку. Пожилой иностранец молча поднимает вверх большой палец. «Каждый год бываю в Петербурге, но обязательно покупаю экскурсию по воде, – делится гость из Екатеринбурга. – Если этого не сделать, нельзя понять душу вашего города». А петербурженка Татьяна Самойлова честно признается: если бы не гости из Америки, ни за что бы не отправилась в тур по воде в это время года. «А сейчас не жалею – здорово!» – говорит она.
По официальным данным, в этом бизнесе занято около 250 судов, принадлежащих 66 компаниям, а одних только маршрутов по воде разработано больше сотни. В их числе и пять действующих по принципу неограниченного входа/выхода по единому билету в течение одного-двух дней. Включая, конечно, City Sightseeing. Canal Cruise, оснащенный аудиогидом на разных языках и сопряженный с обзорной экскурсией по «земле».
В этом году навигация стартовала несколько раньше обычного: это произошло благодаря погодным условиям и многочисленным просьбам судовладельцев. Если учесть, что с 10 апреля начали разводить и все основные петербургские мосты, к обычным дневным добавились и ночные экскурсии по воде. Ведь поездка с целью «развести мосты» – одна из наиболее востребованных на питерском туристическом рынке и всегда пользуется повышенным спросом. При этом стоимость туров осталась примерно той же, что и в прошлом году: цена обзорной экскурсии днем начинается от 300 рублей, а аренда небольшого теплохода целиком (вместимостью 15 – 20 человек) обойдется в сумму от 3,5 тысячи.
По оценке Евгения Зубарева, руководителя Ассоциации владельцев пассажирских судов (АВПС, самое крупное объединение перевозчиков), ожидания на «водный» сезон вполне оптимистичны. «Навигация открылась рано, а ситуация в целом благоприятствует росту количества пассажиров», – замечает он. Стоит напомнить, что в 2015-м за навигацию только судами АВПС (это примерно 80% от имеющегося в городе на Неве «внутреннего» пассажирского флота) были перевезены 1,453 млн человек – на 6% больше, чем годом раньше. А поскольку основные зарубежные курортные направления (Египет и Турция) для россиян закрыты, а экономическая ситуация остается непростой, есть все основания полагать, что число желающих увидеть Петербург летом 2016-го снова вырастет. А значит, и «водных» туристов в северной столице прибавится.
Вполне оптимистичны и другие перевозчики. К примеру, заместитель генерального директора «Нева Тревел Компани» Юрий Набатов, оценивая интерес к экскурсиям по воде, сообщил: «Ожидаем в сезон увеличения числа пассажиров и готовимся их принять». Связано это в том числе и с проведением в мае в Петербурге чемпионата мира по хоккею: многие болельщики наверняка захотят ознакомиться с нашим городом поближе с воды.
Не обошлось, однако, и без потерь: уже известно, что летом 2016-го в Петербурге не будут работать аквабусы, а они, располагая всего одной «Приморской линией», в прошлом году за сезон перевезли около 60 тыс. пассажиров. Увы, идея превратить Неву в «беспробочную» магистраль, по которой передвигались бы сотни тысяч горожан и туристов, сошла на нет. Причина банальна – отсутствие денег. Ведь если в период расцвета проекта аквабусы по Неве ходили по четырем линиям, а бюджет города раскошеливался на компенсации компаниям в объеме до 100 млн рублей, то сейчас и сумма 14 млн (а именно столько было потрачено бюджетом в 2015-м) кажется чрезмерной.
Впрочем, и в бизнесе свято место пусто не бывает. В частности, водными перевозками заинтересовался один из крупных международных интернет-сервисов, который уже освоил в Петербурге обычные такси. В 2015-м компания присматривалась к возможности организации водного такси в северной столице и даже провела промоакцию. И, конечно, работать себе в убыток, как это подчас происходило с аквабусами, она не будет: только за подачу катера предполагается взимать с клиента 300 рублей, а каждая минута поездки будет обходиться ему в 50. Дорого, конечно, но, если кому-то ночью во время развода мостов понадобится срочно перебраться через Неву, подойдет вполне. И такой опыт в других городах мира у компании-организатора есть.
Что касается морской круизной навигации, то она стартует позже и начнется 5 мая с захода в «Морской фасад» лайнера MSC Musica. Только в этом порту в мае ожидается принять 36 судозаходов, а всего за сезон 2016 года – 218: крайним станет визит лайнера AIDAmar, который состоится 11 октября. Вместе с тем еще несколько десятков судозаходов будет принято на набережных Невы в центре Петербурга.