В онлайн-кинотеатре «Иви» вышел сериал «Первый класс», где актриса Елена Лядова исполнила роль Виктории Потаповой, недавно назначенной председателем Комитета по культуре и образованию Санкт-Петербурга. Когда последний звонок уже отзвенел, а первый еще не скоро, самое время развеяться и посмотреть кино. Мы побеседовали с актрисой о новых российских проектах и взаимодействии с режиссерами, узнали, куда стоит поехать отдыхать и как меняется столица.
Фильмография Елены Лядовой обширна и разнообразна: комедии и драмы, развлекательные проекты и сложные авторские фильмы, ленты для больших экранов, онлайн-платформ и телевидения. Об этом первый вопрос.
— Елена, как выстраиваете сочетание проектов для сети, сериалов для ТВ, фестивальных лент? От чего зависит ваше участие?
— От интереса к конкретному материалу — что-то заденет сердце и хочется с этим поиграть. Игра же может быть какой угодно, условно: сегодня пятнашки, завтра салочки. Все зависит от настроя на данный момент.
— Сейчас мы обсуждаем сериал «Первый класс». Кому и почему стоит его посмотреть?
— Это новый русский сериал с хорошими актерами. А такие ленты, мне кажется, стоит смотреть всем. Плюс вечные темы: амбиции родителей, дружба с подвохом, хождение по головам ради собственной карьеры. А вообще, у нас в киноиндустрии сейчас много интересных проектов в запусках и реализации.
— Вы играете председателя Комитета по культуре и образованию Санкт-Петербурга Викторию Потапову. Какая смена особо запомнилась?
— Все они были хорошие. И партнеры у меня чудесные — Юлия Хлынина, Ростислав Бершауэр, Михаил Тройник... Запомнилась смена, когда снимали ночной клуб с весьма колоритными актерами массовых сцен — маргинальными, питерскими, настоящими, а не ряжеными, скажем так. Было любопытно посмотреть на сегодняшнюю молодежь, понаблюдать за их свободой. Я узнала много новых слов из современного сленга. Почерпнула для себя слово «вайб» (атмосфера, энергетика, вибрации. — «ВМ»). Вокруг только и говорили: «Я на таком вайбе», «смотри какой вайб»... Интересная вышла «ночная» смена, точнее, дневная, хоть и снимали ночь.
— На сленге — а какой «вайб» у летнего Питера?
— На чиле (расслабленный, умиротворенный. — «ВМ») (актриса улыбается).
— Сериал выстроен вокруг зачисления в первый класс. Вы сами пошли в школу в Одинцове, а сейчас живете на Патриарших. Для вас насколько за это время изменилась Москва?
— Я живу не только на Патриарших, в разных местах. Про Москву могу сказать, что она модернизировалась — город стал удобным, интересным для молодежи, в нем много восстановленных, реконструированных мест, за которые вовремя взялись. Нашу Москву сейчас содержат в очень достойном виде. Пустыри превращаются в прекрасные парки, в прогулочные зоны для семей с детскими и спортивными площадками. Вижу, как город развивается в этом плане, в том числе отдаленные его районы. Сейчас тем, кто там живет, нет необходимости рваться в центр, чтобы посетить какую-нибудь новомодную детскую площадку. Везде все развивается. Те же Патриаршие пруды были очень много лет запущены, а сейчас это одно из самых модных мест встреч, знакомств. При этом такая популярность существенно осложнила жизнь местных жителей.
— За пределами столицы куда бы посоветовали съездить отдохнуть на короткий срок или на более долгий, с учетом современных реалий?
— Если мы говорим про нашу страну, то куда угодно! Мне очень нравится Краснодарский край, например Сочи, Красная Поляна. Там, пожалуйста: горы, водопады, форелевые хозяйства, очень красивое побережье. Хорошо развит ресторанный бизнес, много мест питания, развлечений. Еще я очень люблю Ярославль. Часто бываю в нем по работе и поехала бы просто отдохнуть, наконец-таки. Там столько храмов! Хотелось бы, чтобы в такие города еще больше вкладывались и внутренний туризм активнее развивался... Золотое кольцо, Алтай, да что угодно! Нам есть что популяризировать, делать более привлекательным.
— Вы посещаете разные города не только для отдыха или съемок, но и как участник, а порой как член жюри кинофестивалей. Поделитесь фестивальным воспоминанием?
— Недавно, в апреле, я была членом жюри основного конкурса Московского международного кинофестиваля. Все было на достойном уровне: много гостей, приличная программа... Я получила удовольствие от общения с коллегами, от чувства, что это нужно, что к нам едут гости и им все нравится, они благодарны. Ценю фестиваль за общение с товарищами из других стран: не каждый день побеседуешь с турецким режиссером, с исландским, с нашими. Это была крутая встреча длиной в неделю с обсуждениями, спорами, приходом к консенсусу.
— Сейчас много говорят про премию Евразийской киноакадемии, которая, возможно, появится в следующем году. Этакий аналог «Оскару». Что вы по этому поводу думаете?
— Я не сильна в этой теме. Но считаю, что если это случится, то прекрасно — будет еще больше мероприятий, посвященных фильмам. Не все могут попасть на «Оскар», не всем он нужен, да и ему не все нужны. У них своя политика, интересы, финансирование... Не думаю, что стоит окрещивать новую премию «альтернативным «Оскаром». Пусть будет просто еще одна достойная премия. Сам «Оскар» — крутая награда, но сугубо национальная, премия Американской киноакадемии, просто очень раскрученная. Я бы не стала это мероприятие называть мерилом всех кинопремий.
Прошлой осенью, например, была в Токио на фестивале с картиной «Воздух» Алексея Германа-младшего. Это совершенно другое мероприятие, камерное, тихое. Там совершенно другие люди: они иначе воспринимают, по-другому аплодируют. Это был очень интересный опыт.
И я вела несколько небольших фестивалей внутри России: в Ярославле, в Ульяновске. Они, кстати, международные. Это тоже очень любопытно — там своя, особенная публика. У жителей регионов появляется возможность посмотреть на приезжих киноактеров, режиссеров, посетить творческие встречи, мастер-классы.
Короче, чем больше площадок, где кинематографисты могут о себе заявить, где их могут увидеть простые зрители и коллеги профессионалы, — тем лучше.
— По вашей фильмографии можно проследить историю российского кинематографа — вы работали с огромным количеством авторов. Приходится ли в тандеме «актер-режиссер» подстраиваться к манере работы того, кто по ту сторону камеры? Насколько это обогащает вас как актрису, как человека?
— Я бы, скорее, использовала слово «интеграция». Интегрироваться в среду того или иного художника приходится, потому что у каждого есть свой стиль, видение, сверхзадачи. И это весьма интересно, ведь такая интеграция всегда приводит к сотворчеству. Ты не просто гость на съемочной площадке, а отчасти соавтор. Мы, артисты, тоже считаем себя художниками, иначе не были бы так амбициозны и целеустремленны в своей профессии. Я не считаю актеров просто исполнителями, поэтому для меня очень важен диалог с режиссером. В подобном соавторстве может получиться невероятная, прекрасная работа, но только при условии интеграции в его мир. А что касается изменений и влияния, то тут новый опыт ты в любом случае получаешь от каждой новой встречи, от общения с каждым новым человеком.
— Насколько отличается работа с режиссерами-женщинами и мужчинами, или все зависит от личности конкретного человека?
— Я думаю, от человека. Не стала бы выделять женщин в отдельную касту. Скорее, все зависит от профессионализма и личностных качеств.
— В сериале «Первый класс» вы играете женщину-руководителя. По-вашему, не труднее ли представительницам нашего пола выбиться на такие позиции?
— По-моему, в любом случае женщина, добившаяся высот в руководстве, в профессии, где бы то ни было, заслуживает большого уважения. У нас мир мужской, и женщинам на самом деле не так просто занять свое место, особенно на руководящих постах. Да и даже в режиссуре, в искусстве добиться признания крайне сложно — весьма серьезная конкуренция.
— Читала, вы ушли из МТЮЗа и из театра в целом в 2012 году, потому что кино дает больше свободы. Какую свободу дает камера и не скучаете ли без сцены?
— В театре мне нравилось то, что всегда можно поправить что-то на следующем спектакле, это бесконечно живущий организм. В кино ты снялся — и все, уже в истории, больше исправить ничего нельзя, ты не можешь переиграть отснятую вчера сцену. Такой нюанс важен, когда сожалеешь о чем-то, что хочется улучшить, сделать по-другому, наполнить иными смыслами.
Но кинематограф мне ближе как искусство. Мне даже смотреть больше нравится кино, чем спектакли. Хотя я и театр люблю, хожу в него, коллеги приглашают — есть масса прекрасных постановок, чудесных режиссеров.
И как творческому человеку кино мне ближе как процесс. Например, я не люблю долго репетировать. В театре ты погружен в коллектив, как в семью, погружен в саму атмосферу где-то на год-полтора, пока выпускают спектакль, в зависимости от того, какие скорости у режиссера и театра. Мне тяжеловато одну и ту же сцену репетировать несколько месяцев, а потом еще и играть много лет. Для меня история заканчивается, и я хочу идти дальше, а все тянут назад переживания спектакля, который не заканчивается, не уходит из репертуара. То есть, возможно, ты уже решил все свои внутренние вопросы, достиг чего-то в творчестве и хотел бы не обращаться к пройденной теме, а должен. Как писатель: написал книгу и переходит к следующей, он не пишет вечно один и тот же сюжет. Хотя, вероятно, есть и такие авторы, которые до конца своих дней что-то корректируют. Но в основном завершенные произведения — это уже перевернутые страницы. Поэтому кино мне ближе технологически — страницы переворачиваются, и я иду дальше, к новым темам, персонажам. Сыгранные киногерои остаются для зрителя, а я там больше не живу.
— Когда-то вы вели программу «Быть или не быть», где пилотам сериалов давали шанс стать сезоном. У вас есть какой-то несостоявшийся проект?
— Нет. Все, что складывается — значит, так и должно было произойти, а что не должно, то и не случается.
— Фатализм?
— Конечно!
— Говоря о чужих спектаклях и фильмах, что из последнего вы смотрели как зритель?
— Совсем недавно в Театре Вахтангова посмотрела очень интересную постановку Владислава Наставшева «Повесть о Сонечке» по произведению Марины Цветаевой. Там играют Евгения Крегжде, Ксения Трейстер и Константин Белошапка. Спектакль на троих, из двух актов, достаточно тяжелый, тонкий и невероятный по актерским работам, конечно, не без режиссера. В этом спектакле есть что обсуждать, что вспоминать, с чем утром проснуться.
А фильм, из последних, что видела, — мне понравилась моя картина «Воздух» Алексея Германа-младшего. Точнее сказать, меня очень задел этот фильм. Я потом смотрела и другие картины в кинотеатре. Но такой высоты, как после «Воздуха», по личным переживаниям, у меня еще не было.
— Как над ним работалось? Знаю, было много сложностей на съемках...
— Фильм непростой, и работа была непростая. Стихия нам мешала все время. То снега не было, то было слишком холодно. Остановка была из-за пандемии. Самолеты разрушались из-за сильных ветров, а их надо было сперва найти, построить (но это к художественному цеху). Актерам тоже было непросто, тяжеловато на морозе работать. У меня было небольшое соприкосновение с другими партнерами, в основном играли с Сергеем Безруковым, прекрасным нашим актером. Могу отметить его профессионализм.
— А когда появляются препятствия во время работы, для вас это знак того, что это ценно и через них стоит пройти, или наоборот?
— Когда нормальный человек сталкивается с препятствиями, он никогда не говорит: «О, класс, еще одно препятствие!» Только постфактум мы оцениваем ситуацию, событие и то, для чего все это нам дано, только временной зазор дает подобное понимание. А когда ты оказываешься внутри пучины какой-то страшной, то просто думаешь, как тебе выбраться из нее, без всяких прочих размышлений.
— В ранних интервью вы говорили, что отошли от лекций по работе мозга Татьяны Черниговской и больше вас увлекают эзотерика и метафизика, а еще, что вам важно иметь возможность зайти в храм без того, чтобы люди просили сфотографироваться. Какой взгляд на мир вам ближе — научный, религиозный, мистический?
— Научно-оккультный, назовем это так.
— А подробнее?
— Комплексное, не однобокое познание человекоустройства и мироздания. Как и медицина комплексная с использованием восточных традиций мне кажется продуктивной, так и здесь. Во всяком случае, так яснее и интереснее жить и узнавать человека, не так страшно душе, не так, будто живем в черной и глубокой яме...
— Продолжая разговор о серьезном — сюжет сериала «Первый класс» строится вокруг школы «Культурное наследие». Как вы определяете для себя этот термин?
— Культурное наследие — это широкое понятие. Сюда входят и искусство, и религия, и все наши культурные коды, традиции, ментальность и так далее.
— Важно его сохранять или модернизировать?
— Не совсем понимаю, как сюда применить этот термин. Ментальность невозможно модернизировать — она эволюционирует естественным путем, в зависимости от того, как меняются мир, Вселенная, человечество в целом. Все меняется в зависимости от того, какими личностями мы становимся. Модернизация — это про технологические процессы, про телефоны, тракторы. Как можно модернизировать Достоевского или Пушкина? Просто сократить? Но это не будет модернизацией...
— Есть же всякие новые версии в современных условиях, когда переделывают сюжеты.
— Это просто режиссерский подход, видение, художественное решение, скажем так.
— А если говорить про современные технологии, как вы к ним относитесь? К тем же нейросетям и тому, что может ждать в ближайшем будущем? К цифровому бессмертию, искусственному интеллекту и прочему?
— К технике я отношусь неплохо: мне помогают в жизни посудомойка и стиральная машинка, да и автомобиль. Косить траву вручную мне не хочется. Современные технологии упрощают многие процессы.
Другое дело, что я настороженно отношусь к тому, что студенты, например, уже пользуются тем, что написал искусственный интеллект — боюсь, они заранее обделяют себя в развитии и обучении, что это такой кривой способ, неправильный. Я бы не хотела оказаться на приеме у доктора, который защитил диссертацию благодаря искусственному, а не своему интеллекту. Боюсь попасть к такому хирургу.
— А что надо успеть сделать летом? И еще — с чего для вас оно начинается и чем заканчивается?
— Надо успеть насладиться солнцем и запастись витамином D на оставшиеся пасмурные, морозные дни года — это главная задача на лето. А так, летом будут и выходные, и работа — обычная жизнь, только в летние месяцы... Начинается оно для меня и заканчивается по календарю — с 1 июня по 31 августа.
ФИЛЬМОГРАФИЯ
- Первый класс (сериал, 2024)
- Воздух (военный, 2023)
- Вне себя (сериал, 2021)
- Батя (комедия, 2020)
- Псих (сериал, 2020)
- Довлатов (биографический, 2018)
- Измены (сериал, 2015)
- Орлеан (трагикомедия, 2015)
- Левиафан (драма, 2014)
- Географ глобус пропил (драма, 2013)
- Инкассаторы (сериал, 2012)
- Елена (драма, 2011)
- Крыса (мелодрама, 2010)
- Бубен, барабан (драма, 2009)
- Братья Карамазовы (сериал, 2008–2009)
- Космос как предчувствие (драма, 2005)
ДОСЬЕ
Елена Лядова родилась 25 декабря 1980 года в Моршанске, Тамбовская область. Позже семья переехала в Одинцово Московской области. После школы поступила в Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина на курс В. М. Бейлиса и В. Н. Иванова, который успешно окончила в 2002 году. После выпуска была принята в труппу Московского театра юного зрителя, где прослужила 10 лет.
В кино дебютировала в 2005 году в драме «Космос как предчувствие» Алексея Учителя. Сейчас в фильмографии более 50 фильмов и сериалов. Елена трижды лауреат премий «Золотой орел» и «Ника» за лучшую женскую роль — за фильмы «Елена» (2011), «Географ глобус пропил» (2013), «Левиафан» (2014), а также приза за лучшую женскую роль Московского международного кинофестиваля — за ленту «Орлеан» (2015), обладатель множества других наград.