Снижение доходов и чувство нестабильности в пандемию привели к тому, что россияне стали еще больше экономить на продуктах. При этом они отказываются от дорогих категорий в пользу более дешевых, но менее полезных. Например, вместо мяса выбирая сосиски. Также растет потребление готовых блюд, фастфуда, перекусы вместо полноценного приема пищи, что пагубно сказывается на здоровье. Эксперты считают, что правительству пора вмешаться: ограничивать наценки, снижать налоги и развивать фермерство.
Так, по данным «Тинькофф Data», почти четверть опрошенных пересмотрели в кризис свои потребительские приоритеты: стали реже совершать покупки и следят за скидками. В феврале 2021 года потребители сократили траты на покупку овощей и фруктов на 30–60%, говядины – на 25%, свинины – на 13%, хлебобулочных изделий – на 40%. При этом на 18% увеличились траты на сахар.
Июньское исследование банка «Русский стандарт» показало, что самая большая динамика в 2021 году у курицы (самый дешевый вид мяса) – ее покупки выросли более чем в два раза относительно прошлого года.
Летом россияне чаще всего (19% в продуктовой корзине) покупали фрукты и овощи, говорят августовские данные «СберМаркета». Очевидно, тенденция связана с большим количеством на рынке сезонных товаров этой группы. Вторыми по популярности оказались молочные продукты (15%), третьими – крупы и злаковые (9%). Мясо и рыба заняли всего 9%, почти столько же (8%) – снеки и сладости.
Впрочем, эта тенденция родилась не в годы пандемии, она была заметна и раньше. Самое масштабное исследование о питании россиян проводит Росстат. Исследование проводится раз в пять лет. Результаты последнего, в котором участвовали почти 100 тыс. респондентов, были представлены в декабре 2019 года. Полученные данные сравниваются с данными предыдущего исследования от 2013 года.
Как показали опросы, за это время в стране снизилось потребление мяса и мясных продуктов (на 5%), рыбы (на 28%), картофеля (на 26%), овощей (на 19%), фруктов (на 8%), хлеба и макарон (на 10%). Выросло только потребление яиц (на 26%), растительного масла и жиров (на 6%), а также чая и кофе (на 19%).
Соответственно изменилась энергетическая ценность питания: из-за переизбытка жирной пищи общая калорийность увеличилась. В среднем рацион состоит из 14% белка (при норме 25–35%), 40% жиров (норма не выше 30%) и 46% углеводов (норма 30–50%). При этом четверть всех потребляемых углеводов приходится на добавленный сахар (из сладостей и напитков) – это около 12% калорийности рациона при норме не выше 5%. Значительно выше нормы и потребление соли – около 11 г в день (рекомендовано не более 5 г).
Более поздние исследования Росстата о потреблении в домохозяйствах, видимо, проводившиеся по другим методикам, показывают иную картину. Согласно им, потребление мяса и овощей не снижается, а, напротив, растет. При этом мяса потребляется даже выше рекомендованной нормы, а фруктов и овощей – значительно ниже нормы. Потребление рыбы практически не меняется из года в год, как и сахара и кондитерских изделий. При этом потребление сахара почти на 30% выше нормы.
Исследование Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) показывает, что наиболее часто употребляемыми продуктами в структуре рациона питания россиян являются хлеб, хлебобулочные изделия и растительные масла. Немного реже наши соотечественники едят свежие овощи, молочные продукты и мясо, намного реже – рыбу.
Почти половина опрошенных (48%) считают свое питание правильным, почти 60% заявили, что следят за своим питанием – соблюдают рекомендованную врачом или самостоятельно выбранную диету, стараются есть здоровую пищу. 21% респондентов сообщили, что позволяют себе есть все, что захочется, так как здоровье их не беспокоит, а 19% едят только то, что могут себе позволить, исходя из финансов.
Между тем, по данным Роспотребнадзора, в нашей стране почти у половины мужчин и более трети женщин наблюдается избыточная масса тела, почти каждая пятая женщина и каждый четвертый мужчина страдают ожирением. Все чаще эта проблема наблюдается у детей, особенно школьного возраста. Согласно статистике Минздрава, в 2020 году в России было официально зарегистрировано 1,9 миллиона больных ожирением.
По средствам
Цена становится все более значимым критерием при выборе продуктов. Если в 2019 году об этом говорили чуть менее трети опрошенных (31%), то в 2020-м таких было уже 52%, а в 2021-м – 59% (данные ВЦИОМ от июня 2021 года). На качество и свежесть продуктов обращают внимание несколько реже (53% и 37% соответственно), еще меньше приходится думать о пользе и вкусовых качествах еды (19% и 17%).
Все больше россиян в качестве главного критерия при выборе продуктов рассматривают цену, подтверждает исследование холдинга «Ромир». В 2019 году так ответили 62% опрошенных, в 2021-м – уже 80%. Также выросло количество россиян, которые при покупке продуктов обращают внимание на срок годности товара (83%) и его состав (76%), – в 2019 году их было 70% и 57% соответственно.
Значительно меньшее количество респондентов, покупая продукт, смотрит на марку и страну-производителя (по 21%), двумя годами ранее доля подобных ответов составляла 26% и 25% соответственно.
При этом стало больше россиян, готовых платить за экологически чистые продукты: в 2019 году такой ответ дали 34% респондентов, в 2021-м – 43%. Однако число тех, кто не собирается переплачивать ни за какие продукты, еще выше: 39% заявили об этом в 2019 году, 45% – в 2021-м.
И это неудивительно. По данным Росстата, за январь–август 2021 года потребительские цены выросли на 4,69% (за январь–август 2020-го рост цен был значительно ниже – 2,95%). При этом сдерживающее влияние на инфляцию оказывает сезонное снижение цен на плодоовощную продукцию, но прогнозируется рост цен на мясопродукты, а также сахар, молоко и молочную продукцию.
В 2020 году стоимость основных продуктов питания оценивалась в 6968 руб. на человека в среднем в месяц (в 2019-м было 6447 руб.). Наибольшие затраты в наборе продуктов питания приходились на мясо и мясопродукты (около трети), молоко и молочные продукты, хлеб.
Более 60% россиян тратят на продукты около половины своего ежемесячного дохода, подсчитали в июле 2021 года в аналитическом центре университета «Синергия». У 16% на питание уходит почти весь заработок, а у 14,8% – примерно треть. Еще 8,8% тратят на еду не более 20% своего бюджета.
Практически все опрошенные (96,3%) обратили внимание на рост цен на продукты. По их мнению, заметнее всего подорожали овощи, фрукты, молочная продукция, мясо и растительные масла. В меньшей степени чувствуется рост цен на рыбу, сахар, зерновые и макаронные изделия.
По мнению опрошенных, ответственность за подорожание продуктов несут спекулянты и торговые сети, а также Центробанк, правительство и агропроизводители.
Причиной роста цен на продукты стала совокупность факторов, поясняет заведующая кафедрой бизнес-статистики университета «Синергия» Ольга Леднева. Во-первых, рост экспорта в секторе продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, который в 2020 году по сравнению с 2019-м вырос более чем на 19% и составил $29,6 млрд. Во-вторых, прерывание цепочек поставок, проблемы с производством продовольственных товаров и их логистикой, что связано с пандемией и послековидным восстановлением экономики. Повышение расходов производителей на покрытие издержек также негативно сказалось на ценах на базовые продукты питания. Третий фактор – это ослабление курса рубля.
Переоценить потребительскую корзину
Скудость рациона питания вызвана низким жизненным уровнем населения, убежден глава партии «Справедливая Россия – За правду» Сергей Миронов. Когда люди вынуждены экономить, причем чем дальше, тем больше, дешевизна неизменно вытесняет качество, калорийность становится важнее полезности.
«Уже не первое поколение россиян живет в условиях хронической нехватки витаминов. Начиная с тотального дефицита поздней перестройки. Отсюда и высокий уровень смертности. Причина половины смертей в России – онкология и сердечно-сосудистые заболевания. К ним приводит несколько факторов, главный из которых, по данным Росстата, – некачественное питание», – считает он.
Тревогу вызывает и ситуация со школьным питанием, говорит Миронов. Сама идея обеспечить горячей пищей учеников начальных классов очень хороша, но так как в системе госзакупок главным критерием является цена, это приводит к тому, что в меню появляются просроченные и некачественные продукты. Есть хорошие примеры – Казань, Нижний Новгород, Волгоград, где родители активно подключились к организации питания, и у них это получается. Но есть города, где родителей близко не подпускают к школе и школьной столовой.
Несколько лет назад СР вместе с учеными РАН разработала вариант корзины, который обеспечивал комфортный современный уровень жизни. В частности, в продуктовом наборе на треть возрастал годовой норматив потребления свежих фруктов, рыбы, увеличивались нормы по мясным продуктам и овощам. При этом немного уменьшили нормы потребления растительного масла и жиров, картофеля, хлебобулочных изделий. Соответствующий закон был внесен в Госдуму в конце 2019-го. Однако его не приняли: предложенная корзина в ценах 2019 года стоила 31 тысячу рублей, а принятая на тот год величина МРОТ – в 2,5 раза ниже.
Низкую доступность полезных продуктов лидер эсеров объясняет политикой Центробанка и Минфина по обесцениванию рубля. «Это ведет к удорожанию импорта, а ведь многие овощи и почти все фрукты Россия завозит. Даже по яблокам мы закрываем потребность лишь на четверть и ежегодно импортируем сотни тысяч тонн. А отечественных груш на прилавках и подавно не видать», – говорит Сергей Миронов.
Чтобы урегулировать ситуацию, он считает необходимым ограничить наценки предприятий торговли на базовые продукты питания до 15% от оптовой закупочной цены. Кроме того, надо снизить НДС на эти продукты с 10% до 5%. Также нужно ввести такой вид социальной помощи, как банковские продовольственные карты, на которые малоимущим гражданам будут ежемесячно перечислять средства на покупку продуктов питания. И, конечно, надо вернуться к использованию потребительской корзины, основанной на научных расчетах и современных взглядах на здоровые образ жизни и питание.
Готовить дома
По средним данным Росстата о потреблении в домохозяйствах, картина не такая безрадостная, говорит директор центра агропродовольственной политики института прикладных экономических исследований РАНХиГС, заведующая лабораторией аграрной политики Института Гайдара Наталья Шагайда.
Розничные продажи продовольствия росли год от года за десятилетие до пандемии, а с августа 2014-го началось затяжное падение вплоть до января 2017 года – в сопоставимых ценах продажи упали на 15% относительно января 2012-го. С тех пор они только однажды добрались до уровня 2012 года – в марте 2020-го, в период ажиотажной закупки продуктов в начале пандемии. В другие месяцы они находятся, как правило, в интервале минус 10% – минус 5% от уровня соответствующего месяца 2012 года.
Падение доходов – основная причина экономии на еде, согласна эксперт. Бедные стараются потреблять более дешевые и калорийные продукты. Однако, по ее мнению, ситуация все же сложнее. «Можно купить курицу целиком. Она будет стоить значительно меньше снеков, сосисок. Так что вопрос здорового питания – вопрос не только доходов, но и много еще чего: воспитания, образования, даже трудолюбия. Всегда проще взять готовую упаковку сладких снеков, чтобы перекусить, чем с вечера приготовить полноценный и недорогой обед – отварить ячневую крупу, курицу, сделать салат из свеклы или капусты», – пояснила Шагайда.
Дело в том, что переход на готовые продукты – современный тренд. Если деньги есть, человек выберет в магазине готовые и здоровые продукты, если их мало – купит готовое подешевле и покалорийнее.
Если продолжится падение доходов, то люди будут менять свои практики обеспечения продовольствием, считает Наталья Шагайда. В неблагоприятные периоды растет производство продукции на собственных участках. Однако до 2021 года данные Росстата не показывали такой тенденции. Возможно, это связано с тем, что россияне, имевшие такие навыки, постарели, не передав их молодым.
«Выращивание продукции у себя на участке, поиски новых форматов торговли, где меньше торговая наценка, более простые продукты – все это из области обеспечения привычного потребления при падении доходов. Кроме того, как показывает обзор международных подходов, правительства используют такие инструменты, как снижение импортных пошлин, НДС на продовольствие, других платежей, которые вынуждены нести производители и поставщики из-за решений государства и которые перекладываются потом на покупателя, а также продовольственная помощь уязвимым домохозяйствам», – полагает она.
Пищевые тренды будущего
Статистика не столь однозначна, говорит директор Института аграрных исследований НИУ ВШЭ Евгения Серова. Если смотреть в долгосрочной ретроспективе, то, напротив, до пандемии наблюдалась тенденция к оздоровлению питания. Однако в последние годы в связи с падением реальных доходов населения тренд откатился назад. При этом паттерны потребительского поведения сильно зависят от отношения к той или иной группе по размеру дохода. Так, группа с наиболее высокими доходами вряд ли изменит свои пищевые привычки, а более низкие по доходам группы перейдут «на картошку и макароны».
Кроме того, производитель, отвечая на падение доходов, будет использовать более дешевые ингредиенты при приготовлении продуктов – сою вместо мяса, пальмовое масло вместо животных жиров и т. п., что, в свою очередь, тоже ухудшит качество продуктов.
К сожалению, упадет спрос и на органическую продукцию. С 1 января 2020 года вступил в силу закон «Об органической продукции» (280-ФЗ), и шаги по его реализации едва начались. Такие продукты дороже, и из-за падения доходов спрос будет уменьшен, производители, которые в это инвестировали, какое-то время не смогут получить прибыль.
Эксперт также выделила несколько трендов более долгосрочной перспективы, основываясь на опросах порядка 1000 студентов различных регионов – продвинутой части молодежи, которая будет задавать моду на потребление в последующее десятилетие.
Как показало исследование, в России пока не прижилась популярная в Европе концепция устойчивой модели производства – удовлетворить текущий спрос потребителей без ущерба будущим поколениям. Она включает в себя гуманное отношение к животным, сокращение углеродного следа, неиспользование детского труда и т. д. У нас на эту информацию не обращают внимания, и пока для экспорта она более существенна, чем для внутреннего рынка.
Также, согласно опросам, большая группа респондентов в принципе готова перейти на молоко и мясо растительного происхождения, если вкусовые качества и цена этих продуктов будут на достойном уровне. Представители старших поколений менее лояльны и предпочитают продукты натурального происхождения.
«Кроме того, молодые люди склонны питаться вне дома, и качество еды для них – не главный приоритет, они не гурманы. Главное – быстро восстановить энергетический баланс. Пока неясно, связано ли это с возрастом или является признаком поколения», – отметила Евгения Серова.
Она также выделила несколько направлений, по которым будет развиваться пищевая промышленность будущего при условии восстановления и роста доходов населения. Так, еда будет становиться все более функциональной, то есть предназначенной для определенных групп людей – детей, пожилых, занятых тяжелым физическим трудом и т. д.
Кроме того, будут развиваться растительные заменители продуктов и синтезированная еда: они дешевле и экологичнее, их можно сделать много, чтобы накормить весь мир. «Натуральные продукты, с учетом современных требований к экологичности производства, будут дорожать и в конце концов станут доступны только высшей доходной группе населения. Либо мы будем питаться натуральными стейками только на выходных или в ресторане, а в остальное время – синтезированными или из растительного сырья. Сегодняшнему поколению с этим трудно смириться, но мир очень быстро развивается, и, возможно, такое будущее уже не за горами», – полагает Серова.