Авиадебоши по-прежнему не редкость. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), 50% таких ЧП на борту самолета связаны с оскорблениями бортпроводников, отказом хулиганов выполнять законные требования экипажа и другими формами антисоциального поведения. 11% случаев - это физическое насилие против пассажиров и стюардов, а также причинение ущерба самолету.
При этом лишь в 23% случаев причина дебошей алкоголь или наркотики. То есть вытворяли люди на трезвую голову. И это только усугубляет ситуацию. Эксперты приводят еще цифры: за 9 месяцев 2016 года в России зарегистрировано 1180 случаев авиадебоша в полете. В ответ на агрессивное поведение и недисциплинированность пассажиров возбуждено 116 уголовных дел. К административной ответственности привлекли 164 пассажира, а 459 просто сняли с борта. Было бы и больше. Но, как подчеркивают аналитики, до сих пор в законе подобные ситуации четко не прописаны. Вот почему авиаперевозчики предложили формализовать привлечение дебоширов к ответственности и ввести против них жесткие санкции. "Круглый стол" по проблемам "недисциплинированных" пассажиров состоялся в Росавиации.
По словам руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Александра Нерадько, мало кто представляет, какую опасность авиахулиганы представляют на борту самолета, летящего с огромной скоростью на большой высоте. Внутри салона избыточное давление, и любое повреждение обшивки самолета может привести к мгновенным последствиям. При этом авиакомпании перевозят 100 млн отечественных пассажиров в год - это как население целой страны.
Участниками "круглого стола" выдвинуто много конструктивных предложений, которые послужат основой для выработки Росавиацией рекомендаций по решению проблем "недисциплинированных" пассажиров. Первоочередная задача определить, кто обеспечивает общественный порядок на борту воздушного судна в небе.
Как у них
Большинство авиакомпаний мира официально ведут "черные списки" авиахулиганов. В Японии могут оштрафовать на $4800. В США от $10 000 до $25 000. В Австралии бортпроводники имеют право усмирять буянов с помощью электрошокеров. В Великобритании авиахулиган может быть наказан штрафом в размере до 5000 фунтов стерлингов в порядке упрощенного судопроизводства. Или ему грозит тюремное заключение сроком до 2 лет. За нарушение запрета курить могут потребовать до 2500 фунтов стерлингов. За брань и оскорбительное поведение в отношении членов экипажа до 2500 фунтов стерлингов. Мешаешь работе экипажа - штраф до 5000 фунтов стерлингов.
Комментарий
Сергей Юрьев, доктор юридических наук, президент Национальной ассоциации воздушного права:
- Посмотрим официальные сайты транспортных подразделений полиции за нынешний ноябрь. 1 ноября, Сочи: по прибытии рейса из Домодедово задержан 29-летний пьяный мужчина, который в грубой форме отказывался выполнять законные требования бортпроводника - пристегнуть ремни безопасности. Наказание - штраф одна тысяча рублей. 11 ноября, Шереметьево: 28-летний сильно нетрезвый гражданин снят с рейса Москва - Новосибирск. Штраф - 500 рублей.
19 ноября, Париж: на борту самолета, летевшего из Москвы, пассажир после распития спиртного стал вести себя агрессивно, нецензурно выражался, оскорблял бортпроводников. В Париже был препровожден в полицейский участок, вернулся в Москву, где привлечен к административной ответственности - 7 суток ареста.
20 ноября, Домодедово: 29-летний "неадекват" нарушал порядок в салоне самолета рейса Москва - Дубай, 10 суток ареста. 24 ноября, Анадырь: снят с рейса и привлечен к административной ответственности нетрезвый и агрессивный 38-летний мужчина. Штраф - 500 рублей. 28 ноября, Санкт-Петербург: по прибытии самолета из Пунта-Кана (Доминиканская Республика) в аэропорту Пулково задержана 29-летняя гражданка, которая во время полета не выполняла указания экипажа, нецензурно бранилась и хватала бортпроводников за одежду. Составлен протокол о мелком хулиганстве...
Это то, о чем сказано в полицейских сообщениях. Но ведь большинство менее громких случаев остаются вне поля зрения правоохранителей. Кстати, был случай, когда "перебравшая" пассажирка пыталась пройти в пилотскую кабину, чтобы ... выйти замуж за командира. Когда ей объяснили всю нереальность исполнения столь горячего желания, она "любезно" согласилась выйти замуж за бортпроводника.
Курьез курьезом. Но все авиакомпании отмечают рост антиобщественных проявлений. Если взять среднюю статистику ведущего отечественного авиаперевозчика и условно применить ее ко всем перевезенным пассажирам, то получим цифру нарушителей порядка: на борту воздушных судов приблизительно 1500 человек в год. Не допущенных до рейса раза в три больше.
Совершенно очевидно: назрела потребность в принятии комплекса законодательных и организационных мер по предотвращению, пресечению и адекватному наказанию за "авиадебоши". Однако наши законодатели, пытавшиеся сдвинуть решение проблем с "мертвой точки", все время натыкаются на различные возражения. К чему сводится общий смысл? Например, те же "черные списки" якобы очень нарушают конституционные права этих граждан. Вред другим пассажирам и экипажу почему-то не волнует. Не знают "возражальщики", видимо, и статью 55 Конституции России, которая, в частности, гласит, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц.
И такое ограничение полностью соответствует международным нормам. Не случайно 39-я сессия Генеральной ассамблеи Международной организации гражданской авиации, завершившаяся в октябре 2016 года, обратила особое внимание на необходимость усиления борьбы с нарушениями на воздушном транспорте.
Мнение
Виталий Бордунов, эксперт ИКАО, профессор:
- В отношении недисциплинированных и агрессивных пассажиров есть совершенно четкие рекомендации ИКАО. Так, в первую очередь считается целесообразным признать право авиакомпаний не принимать к перевозке лиц, поведение которых во время регистрации и ожидания посадки указывает на наличие риска для безопасности полетов.
К таким относится любой пассажир, не соблюдающий правила поведения на борту воздушного судна. Это и отказ выполнять законные указания командира, и отказ прекратить курение или употребление алкоголя, и другие действия, ставящие под угрозу пассажиров или воздушное судно.
Что необходимо сделать, чтобы покончить с авиадебоширами? Конкретные предложения вошли в резолюцию "круглого стола" Росавиации. В частности, отмечено, что необходимо:
- конкретизировать права командира воздушного судна;
- изучить правовую и техническую возможность установления в пассажирских салонах воздушных судов средств видеонаблюдения в качестве средств объективного контроля, информация которых может служить в качестве источника доказательств в судебном процессе;
- ограничить предложения спиртных напитков на борту воздушного судна (в том числе в салонах первого и бизнес-класса);
- отнести грубые нарушения общественной безопасности на борту воздушного судна к признакам состава преступления (хулиганства);
- установить специальную административную ответственность за правонарушения, посягающие на общественный порядок на борту воздушного судна, установив срок давности привлечения к ответственности - один год;
- предусмотреть в воздушном и гражданском законодательстве право перевозчиков вести учет ("черные списки") лиц, подвергнутых административному наказанию за правонарушения на борту воздушных судов;
- предоставить авиакомпаниям, осуществляющим перевозки пассажиров на основании публичного договора, право отказа в заключении договора воздушной перевозки либо взимания повышенной платы с лиц, включенных в учеты ("черные списки");
- установить, что лицо, совершившее правонарушение на воздушном судне, возмещает каждому пассажиру, следующего тем же рейсом на данном воздушном судне, материальное возмещение морального вреда в размере стоимости авиабилета, уплаченного каждым пассажиром;
- предусмотреть ограничения на выезд из Российской Федерации для граждан Российской Федерации, привлеченных к ответственности за правонарушения на воздушном транспорте, и запрет на въезд в Российскую Федерацию для иностранных граждан (подданных) и лиц без гражданства, привлекавшихся к ответственности за правонарушения на воздушном транспорте как в Российской Федерации, так и в иностранных государствах.