— Когда человек становится популярен, у него есть поклонники и хейтеры. В Вегасе было 5 процентов моих болельщиков, в Абу-Даби меня поддерживал весь зал. Но точно так же, как это менялось в лучшую сторону, может поменяться в худшую. Нужно всегда быть готовым к таким поворотам в жизни. Но на самом деле мне комфортнее, когда меня не поддерживают. Когда многие хотят, чтобы ты проиграл, хочется показать, что они ошибаются. Хочется «дерзнуть». Когда я выходил на бой с Порье, думал, что будут поддерживать соперника. Но оказалось совсем иначе. И я почувствовал такое давление, которое ни разу не чувствовал. Смотрю — очень много знакомых, много членов семьи. И очень тяжело было их впечатлить. Поэтому такое давление. С Макгрегором знал, что меня будут освистывать, был к этому готов.
О мотивации
— Человеку нужно чаще загонять себя в некомфортные условия. И с каждым разом ты будешь лучше себя понимать. В зале мы часто работаем над своими слабостями, часто ставлю себя в невыгодное положение. Чтобы в бою для меня это не было в новинку. В бизнесе, наверное, это сложнее проработать. Я больше боец, чем бизнесмен. Мотивация меняется с каждым годом, я стал это чувствовать. Раньше просто хотел стать лучшим, потом в определенный момент столкнулся с травмами, и два года вообще не выступал. Пытался вернуться три раза, но получал серьезные травмы. В этот момент мои соперники ходили в зал и тренировались. А я не могу держать себя в оптимальной форме. Руки до конца не опускались, но в какой-то момент подумал: может, это знак от Всевышнего? Но рядом был отец, который сказал: «Испытания для того и существуют, чтобы их преодолевать и становится сильнее. А ты при первых серьезных испытаниях хочешь сойти с пути, это не правильно». Посоветовал не забивать голову ненужными мыслями. После Конора меня многие спрашивали про мотивацию. Она есть и очень большая. С детства я хотел конкурировать с лучшими бойцами мира, всегда хотел проверить себя не только с чемпионами районов, штатов, страны, а чтобы это был лучший боец мира. Тогда мотивация еще выше.
О бизнесе
— Умные люди посоветовали мне, что если и вкладываться, то в разные отрасли. Бизнес — это не спорт. И если в спорте тренировки все равно оправдываются, здесь много факторов, которые от тебя не зависят. Можно прогореть. Есть отрасли, над которыми я работаю. Первое — сельское хозяйство, ведь родился и вырос в селе. Сам работал в огороде, ухаживал за коровами. Сейчас мы занимаюсь парниками — помидоры, огурцы.
О соперничестве с Бузовой в Instagram
— Важен ли для меня Instagram? Если я скажу нет, я то совру. А врать не хочется.
— Но вы победили Бузову! (9 сентября Хабиб набрал 16.4 млн подписчиков, обойдя Ольгу Бузову. Сейчас у него 17.3 млн подписчиков — Прим. «СЭ»)
— После боя вышла эта информация, я даже этого не знал, что идет соперничество. С ней не соревновался. Но всегда приятно, когда ты первый. Надеюсь, она поймет. Женщины ведь тоже стремятся везде быть первыми. Я всегда сам вел Instagram и старался писать без ошибок. У меня в школе была очень хорошая орфография, хорошо еще, что Instagram не показывает почерк.
О русском языке
—Вообще русский язык для меня не первый, а второй. Родной — аварский. В школе где-то было 4-5 часов русского языка, и только там говорили на русском. Когда переехал в Махачкалу, тяжело было с русским. Я очень много дрался, потому что не понимал, шутят ли со мной или разговаривают. Также хорошо, как на русском, я говорю на английском. Умею читать арабский.
О близких
— Таких людей много не бывает. Они есть и были рядом еще до того, как я стал чемпионом или начал профессиональную карьеру. Самый главный — это отец, который является тренером и главным из этих людей. Обиды? Конечно, могу обидеться, ведь я тоже человек. Но обидеться можно только на близкого человека.
О жалости и тренировках
— Жалеть не надо, надо беречь. Это разные вещи. После травмы я начал более профессионально относиться к восстановлению, хотя раньше особого внимания этому не уделял. Раньше на это вообще внимания не обращал, сейчас слежу очень внимательно. Где-то прислушиваюсь к себе. Я пока не нашел работу, которая приносит больше удовольствия, чем тренировки. Когда выходишь из зала — это состояние незаменимо. Постоянно хочется повторять, тренироваться.
О следующем бое и Коноре
— Я могу побить рекорд посещаемости на этой арене. Сейчас у нас идут переговоры на март-апрель следующего года. Где-то неделю назад у меня была встреча, и мы обсуждали, где могли бы провести бой в России. Я сразу сказал, что «Лужники» — не крытая арена, там тяжело проводить. Я был на «Газпром Арене», когда играли ЦСКА со СКА. Думаю, смог бы заполнить этот стадион. Для расширения аудитории можно и Конора привезти (улыбается). Но больше этого заслуживает Тони Фергюсон. Он заслужил намного больше, Конору же нужно перестать бить старых людей. Пусть возвращается и становится в очередь. Для продвижения боя UFC нужно 3-4 месяца. Раньше я мог выступать чаще, теперь — не могу.
Конор — пройденный этап, мне там нечего доказывать. Многие бизнесмены скажут, что мне нужно с ним подраться, так как это будет денежно. Разве что ради расширения моих сельскохозяйственных проектов можно это сделать. Пусть встает в очередь, доказывает свой класс, и там посмотрим.
Протяну ли я ему руку? В данный момент не готов это сделать. В будущем, если человек что-то осознает. Извинится? Если человек извинится и признает свои ошибки, его надо прощать.
Месси или Роналду?
— Я давний болельщики «Реала», мы дружим с Роналду, поэтому ответ понятен. Как-то мы с Криштиану говорили на эту тему. И он сказал, что не стал бы так силен, если бы не Месси. Тебе нужны соперники, это подталкивает становиться лучше. Как и в бизнесе — без конкуренции рынок не существует. В этом плане они друг друга дополняют.
Об отмене концерта Крида
— Я ничего не отменял, никакие бумаги не подписывал. Просто выразил мнение, что не велика потеря. Когда увидел новость, концерт уже отменили. Поэтому просто прокомментировал. Для меня это так. У нас же свободная страна. Каждый может говорить, что хочет.
Я не любитель творчества этих людей и не хочу, чтобы их любили. Это мои принципы, мне 30 лет, и поменять меня трудно. Есть разные исполнители музыки, именно это направление мне не близко. В зале звучит разное, каждый ставит свою музыку. Я туда не лезу. Занимаю грушу и все. Хавьер иногда включает мексиканскую музыку, подхожу и говорю ему, что скоро усну. Я не любитель музыки. Еще не люблю праздновать день рождения, считаю, что это не праздник.
О деньгах
— Они способны изменить человека. Недавно услышал фразу, когда человек становится богатым, его близкие люди знакомятся с ним заново. Так что в этом плане я согласен. Популярность и деньги сильно влияют на психологию. И приходится сталкиваться с тем, с чем никогда не сталкивался. Полностью меняется отношения, какие-то моменты уже не видишь. В этом плане нужно быть очень осторожным.