Наша страна - в пятерке главных мировых кредиторов развивающихся стран. Такой вывод сделал Всемирный банк, впервые опубликовав подобное исследование. По данным экспертов, Россия одолжила 30 развивающимся странам почти $23 млрд. Кому и зачем мы даем деньги в долг? А главное - имеем ли с этого прибыль
К слову, Всемирный банк посчитал лишь около половины выданных нами долгов. Как поясняли в Минфине России, на 1 октября 2020 года зарубежные страны были должны России почти $40 млрд. В числе главных заемщиков - Беларусь, Бангладеш, Венесуэла и другие страны (см. «Наглядно»). Причем Минск в разы опережает ближайших конкурентов. На долю соседней республики приходится каждый третий доллар, который мы дали в долг другим странам. Во многом это связано с «ядерным кредитом» - на строительство Белорусской АЭС в Островце. Как сообщал российский Минфин, только на эту стройку мы дали белорусам $4,5 млрд. - В рамках двусторонних отношений со многими государствами Россия предоставляет кредиты. Это обычная мировая практика, которая является неотъемлемой частью честного торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества. Поэтому она будет продолжаться, - пояснил пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков.
Похожая ситуация - в Бангладеш. Там российские специалисты тоже строят атомную электростанцию. Ее стоимость - свыше $12 млрд. 90% от этой суммы власти Бангладеш могут взять взаймы у России.
Атомная экспансия
Действительно, большинство крупных должников появилось у России благодаря «Росатому» и «Рособоронэкспорту». Первый активно продвигает наши технологии возведения АЭС, а второй - наши вооружения. И многие страны их покупают. К примеру, себестоимость киловатт/часа, произведенного на атомной станции, в разы ниже, чем на угольных или газовых станциях. Правда, для этого АЭС сначала нужно построить. А это дорого. И если Китай может позволить себе покупать энергоблокиза наличные, остальные страны используют наши кредиты. То есть мы и АЭС им строим, и деньги в долг на это даем. Казалось бы, глупость, но не совсем. - Страна предоставляет кредит иностранному заемщику, чтобы стимулировать экспорт собственной продукции. Это называется «связанный кредит» - когда средства используются для закупки продукции в той самой стране, которая и выдала кредит. На практике это означает: самих денег (ни рублей, ни долларов) страна-заемщик никогда не увидит. Деньги получат предприятия России. Они заключили контракты в долларах, мы им заплатили рублями, товар поступил заемщику, - объяснял недавно в интервью «Комсомолке» теперь уже бывший замминистра финансов России Сергей Сторчак. - Те самые миллиарды, которые выдавались на строительство АЭС, пошли на создание оборудования, заказанного как минимум в трех российских регионах. Это ваши зарплаты, которые приходят к вам и к вашим семьям, - отвечал на скептические замечания слушателей Радио «Комсомольская правда» (97.2 FM) Дмитрий Абзалов, президент Центра стратегических коммуникаций.
Геополитика на первом месте
Тем не менее в таких крупных государственных кредитах (а соглашения заключаются и оформляются с участием глав государств) экономические эффекты - не главный фактор. - Страна, предоставляющая экспортные кредиты, преследует, конечно, не только коммерческие цели, но и геополитические. Другое дело, что это происходит в тени соглашения о кредитах. В самих кредитных соглашениях никаких целей и задач, связанных с политикой или военными отношениями, никто не прописывает, поскольку договоренности эти по-другому оформляются, - пояснял ранее Сергей Сторчак. Видимо, именно поэтому программа государственных кредитов России не разглашается. Финансовые условия их предоставления носят гриф «Секретно» или «Для служебного пользования».
КСТАТИ
Списали в утиль $150 млрд
В последние пару десятков лет Россия простила другим странам гигантское количество кредитов. В основном это займы, которые были выданы еще Советским Союзом. Так, мы скостили $30 млрд Кубе и по $20 млрд Ираку и странам Африки. Как не раз поясняли в Минфине, это было сделано потому, что эти долги были фактически невозвратными. - На практике достижение договоренностей о таких списаниях - результат «смешивания» вопросов экономики, финансов, политики, дипломатии. Речь об экономиках, которые оказались не в состоянии генерировать финансовые потоки, достаточные для возврата средств. Возможности российских компаний работать в Африке расширились. И это прагматичный подход к развитию торгово-экономических связей, - пояснял Сергей Сторчак. К сожалению, взамен списанных долгов Россия практически ничего не получила. Пара-тройка контрактов российских сырьевых компаний вряд ли могут окупить такие затраты. Здесь нам стоило бы поучиться у тех же китайцев, лидирующих по объему кредитов развивающимся странам.