«Разложат и развратят»
— Должна сразу указать — в большинстве своём, такие сложности касаются маленьких городков или вообще кишлаков с традиционным укладом, — замечает юрист Гузаль Рахимова. — Думаю, вы в Ташкенте сами видели — у нас девушки современные, ходят по улицам с распущенными волосами, в лёгких платьях, вида стройных ног никто не пугается. Женщинами, одетыми по-европейски, столичных жителей не удивишь — при всей популярности ислама Узбекистан — светское государство. Однако в глубинке свои нравы, и люди там зависимы от постороннего мнения. Для них чрезмерно европеизированная дочь является скорее позором, чем достижением. Мне рассказывали историю, как девушка из Намангана уехала в Петербург на заработки — семья была бедной, и её отпустили, каждая копейка на счету. Там же работали два её брата, обещали держать под надзором. Но братья вскоре перебрались в Сибирь, где платили больше. Она выучилась на дизайнера игр, стала хорошо зарабатывать, сняла квартиру в центре, появился бойфренд. Узнав об этом событии, её отец слёг с нервным срывом, а мать приехала в Петербург девушку забрать. Её поразило, что та гуляет «раздетая» — в коротком платье с голыми плечами. Девушка отказалась уезжать, и мать прокляла её. По мнению мамы, своим «развратным поведением» дочь принесла в семью горе.
«Главное — служить мужу»
«Даже при Советском Союзе узбекская глубинка придерживалась весьма строгих правил, — считает преподаватель Ширин Хайдарова. — Схожая проблема существовала уже тогда — дочь уехала учиться в Москву, вернулась оттуда вся такая современная, скромно не одевается, музыку ужасную слушает, вино пьёт. Сейчас реакция родных ещё хуже. В регионах, где на семейных торжествах мужчины сидят в одной комнате, а женщины в другой, девочкам уже с детства объясняют, что их главная цель в жизни — служить своему мужу. Поэтому, „московское“ поведение вызывает возмущение. Где семья побогаче — девушку просто не отпускают работать в Россию, где победнее — тут, как у вас говорят, „не до жиру“, деньги нужны. Но чаще всего, в России девушка находится под надзором братьев либо другой родни мужского пола, что контролирует каждый её шаг. Раньше в СССР опасались „тлетворного влияния Запада“, а теперь в наших кишлаках боятся „тлетворного русского влияния“. Мол, Москва или Петербург девочку разложат, развратят, научат плохому. Это вовсе не редкость, что приезжают узбекские родственники и насильно забирают дочь из России домой — ибо прошли слухи, что она ведёт себя „не так“. Даже если всё в порядке, доказать обратное очень трудно — слухи в Узбекистане равносильны правде. Татуировки, „московский“ стиль одежды, или, не дай Аллах, свидания девушки, уехавшей в Россию, вызывают оторопь, ругань и разборки».
«Боязнь утраты девственности»
25-летняя Айгуль Батырова (имя изменено — прим. авт.) родилась в городе Ош в южной Киргизии. В Петербург она уехала в 18 лет — начала с мытья посуды, теперь владеет собственным кафе. «Моим родителям постоянно жалуются их знакомые, — признаётся Айгуль. — Типа зашли в кафе вашей дочери, видели её в мини-юбке, чуть ли не голая по залу ходит. Нос проколола, кольцо засунула, чистый шайтан! Скажу честно, я с отцом и матерью сначала год не разговаривала, потом мы помирились. На юге модно соблюдать исламские традиции, носить мусульманскую одежду, женщины с закрытым лицом в Оше стали нормой. А Россия — другая планета. Ты внезапно понимаешь — за тобой нет родительского глаза, ты можешь одеваться, как хочешь, слушать популярный музон, пойти в ночной клуб, выпить текилы и целоваться с парнем. Для нашего патриархального уклада все эти действия чудовищны. Я лично знаю девушек, которых родственники избивали, силой возвращали обратно и выдавали замуж за незнакомого человека. Типа родители договорились, а ты „перебесилась“ — и хватит. В большей степени, в провинциальных семьях опасаются утраты дочерью девственности — это такой позор, что попросту чудовищно. В остальных случаях, если она приедет из России, одетая „как падшая женщина“, с татуировками или пирсингом — кольцом в губе и носу, её назовут „проституткой“. Поэтому подавляющее большинство наших девушек посещают родню, одетые как „добрые мусульманки“: скрывают татуировки и утверждают, что никогда не пили алкоголь. Желающих жёстко отстаивать свои права и идти на скандал негусто».
«Пока не убивают»
Да чего уж там — даже говорить на эту тему (хотя я предложил общение без записи, анонимно) согласились лишь двое девушек. Остальные категорически отказались. «Сейчас всё больше семей из узбекской глубинки стараются не отпускать дочерей работать в Россию, — считает Ширин Хайдарова. — Для замужних ситуация полегче, но и тут есть опасения — в последнее время узбечки, устроившиеся в РФ, стали часто подавать на развод. По сравнению с нами, в российских городах для женщин много свободы. Конечно, каким-то девушкам, увидевшим Россию, хочется жить по-своему, а не униженно обслуживать мужа и свекровь. Я читала, что в Германии, случается, гастарбайтеры из Турции и арабских стран убивают дочерей, „опозоривших“ семью своим поведением: из числа тех, что завели бойфренда-европейца, стали пить спиртное и носить „проститутскую одежду“. К счастью, у нас такого пока нет, и я надеюсь, не будет. Однако, нынешняя тенденция глубинки запрещать молодым девушкам самим выбирать, как построить свою жизнь, мне совсем не нравится».