ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Янв. 22, 2025

Шкала ценностей

Рейтинг: 0

Автор: Татьяна Карабут. Российская Газета

Причины роста цен на продукты - увеличение затрат по всей цепочке, дефицит кадров (в том числе в торговле), рост спроса. Но регулированием цен проблему не решить - нужны рыночные механизмы. Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев в интервью "Российской газете" также рассказал, есть ли сейчас риски дефицита каких-то товаров и к чему могут привести жесткие ограничения продаж алкоголя.

Почему дорожали продукты

Продовольственная инфляция в 2024 году составила 11,05%, опередив показатели 2023 года (7,2%). Особенно подорожали овощи, рыба, хлеб, сливочное масло. Чем объясняется такой рост цен?

Игорь Караваев: Главная причина - комплексный рост затрат по всей товаропроводящей цепочке, который усилили подорожавшие кредиты и валютные колебания.

Давление на цены оказывает и кадровый дефицит, в том числе в ретейле: средняя доля укомплектованности розничной торговли сотрудниками оценивается в 85-90%. В рознице ощущается нехватка работников складов, водителей грузовиков, сборщиков онлайн-заказов, курьеров и линейного персонала торговых точек.

Другой фактор, повлиявший на инфляцию, - рост спроса на фоне повышения располагаемых доходов населения. В 2024 году мы столкнулись с опережающим ростом спроса на молочные продукты и сливочное масло, годом ранее - на мясо птицы и куриное яйцо, и это тоже отразилось на росте цен.

Несмотря на это, Россия по-прежнему один из мировых лидеров по доступности продуктов для потребителей: у нас низкая стоимость продовольствия относительно доходов населения, если сравнивать с другими странами.

На какие продукты спрос вырос больше всего?

Игорь Караваев: В 2024 году спрос вырос во всех товарных категориях, включая премиальные. В течение года мы отметили несколько ярких трендов. Первый - рост интереса потребителей к продуктам для здорового образа жизни. В 2024 году продажи таких товаров в сетях - членах АКОРТ выросли более чем на 40% в денежном выражении. В ответ на растущий спрос ретейлеры в течение года расширяли ассортимент ЗОЖ-продуктов, ежемесячно выводя на полки новинки - например, вяленые ягоды, фруктовые чипсы, протеиновые смеси для выпечки.

Рост продаж наблюдается не только благодаря известным брендам, но и за счет собственных торговых марок (СТМ): доля СТМ торговых сетей в этой категории выросла за год почти втрое.

Другой устойчивый тренд - увеличение спроса на готовую еду, свежую выпечку и кофе в магазинах. Готовая еда стала одной из самых быстрорастущих категорий в 2024 году - ее продажи как в натуральном, так и в денежном выражении во всех типах торговых сетей росли двузначными темпами.

Вместе с тем сохраняется тренд на бережливое потребление: покупатели внимательно следят за акциями и скидками, активно используют кешбэк и программы лояльности торговых сетей - доля покупок с использованием карт лояльности составляет от 65% до 96%. Все это говорит о возросшей осознанности покупательского поведения.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

предыдущая
  • Поделиться в
Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни