«Что ты делаешь, Ной? — так, наверное, потешались над стариком соседи. — Зачем опять таскаешь эти брёвна? Зачем столько лет мучаешь сыновей, заставляя их варить смолу и свивать верёвки? Разве тебе нечем заняться? Чудак! Какой смысл строить огромный корабль там, где рядом нет ни реки, ни моря?!» Но Ной не обращал внимания на насмешников и продолжал трудиться: месяц за месяцем, год за годом. Ведь однажды Бог сказал ему, что человечество ожидает великое бедствие. И приказал построить то, что спасёт от него…
Ной жил много тысяч лет назад, в допотопные времена. Очень интересное слово — «допотопные»! Мы ещё вспомним о нем.
Так вот, в эпоху Ноя множество потомков Адама и Евы уже расселились по земле. И жизнь у них была совсем не райская. Пропитание приходилось зарабатывать тяжёлым трудом, но дело было не только в этом. Когда-то первые люди, сотворённые Богом, пребывали в радости и добре. Но потом нарушили заповедь Господа и были изгнаны из рая. Среди людей поселилось зло — и зло это возрастало год от года. Они забыли о Боге и уже не могли жить в мире. Завидовали друг другу и без конца ссорились. Грехи их множились — жадность, лень, разврат, гордыня… Всюду воцарились вражда и несправедливость.
Бог когда-то создал прекрасный мир и в нём — человека. Он хотел, чтобы люди жили счастливой, радостной жизнью в общении с Ним. Теперь же Он видел, как все мысли и поступки Его творений обращаются во зло. Люди не просто порождали зло — они распространяли его в мире, словно заразную болезнь, отравляя всё вокруг и становясь всё несчастнее. Бог наблюдал, как меняется созданный Им мир. Ещё немного — и зло затопит всё! Не такой судьбы Господь желал миру, не такой жизни — человеку. И в какой-то момент Бог решил положить конец распространению эпидемии зла!
Ной
Но неужели все-все люди на земле превратились в таких великих грешников? Неужели всё человечество было обречено на гибель и не осталось ни одного праведника?
Один остался. Это и был Ной — потомок Адама в десятом поколении. Добрый, боголюбивый, он никакого зла не творил. У Ноя была семья — жена и трое сыновей: Сим, Хам и Иафет. Все они тоже завели свои семьи. Этот род Бог решил спасти.
Господь обратился к Ною и предупредил его, что этот мир, отравленный грехом, ждет погибель. Всё живое, что есть сейчас на суше, уйдёт под воду. И повелел Ною:
— Ты же построй ковчег! В нем спасёшься ты и спасётся твоя семья.
Что такое ковчег?
Наверное, это корабль?
Не совсем. Ковчег Ноя можно сравнить, пожалуй, с огромным плавающим многоквартирным домом. Управлять ковчегом нельзя — нет у него ни парусов, ни киля, ни вёсел, но на воде он держится крепко.
Бог подробно рассказал Ною, как построить ковчег, и праведник вместе с семьей взялся за работу.
Для прочных бортов Ной брал хвойное дерево гофер. Как это дерево мы называем сегодня, точно не известно. Может быть, это был кедр, или кипарис, или сосна… В любом случае Ной выбирал смолистую прочную древесину, которая не пропускает воду и не поддается гниению.
Чтобы задраить щели, Ной и его сыновья варили смолу и покрывали ею брёвна. Пропитывали смолой паклю и плотно затыкали щели между брёвнами изнутри и снаружи. Кстати, и в наше время точно так же кораблестроители просмаливают свои деревянные суда и конопатят щели, чтобы вода не проникала внутрь.
В одном из бортов ковчега Ной сделал большую дверь, а в крыше — окошко. Ковчег получился огромный и крепкий, со множеством «комнат», выстроенных в три этажа!
Но как одна семья, которой никто не помогал, смогла справиться с такой непосильной задачей? Никогда прежде люди не создавали ничего подобного! Дело в том, что люди в те времена жили очень долго. И ковчег Ной с сыновьями строил… целых сто лет!
А что же остальные? Другие люди? Они видели, как трудятся Ной и его сыновья? Конечно! Но может быть, Ной скрывал цель своих трудов? Нет, праведник рассказывал всем о грядущем потопе, предупреждал, что нужно позаботиться о спасении, иначе — гибель. Но ему никто не верил! Наоборот, люди, ленивые, легкомысленные, занятые только удовлетворением своих сиюминутных желаний, потешались над странным чудаком, унижали его, считали едва ли не сумасшедшим. А ведь Бог не препятствовал никому из них построить себе такой ковчег и спастись!
Каждой твари — по паре
Зачем же всего для одной семьи потребовалась такая огромная постройка? Ведь, кажется, хватило бы и небольшого кораблика. Секрет в том, что ковчег был предназначен не только для людей!
Бог сказал Ною:
— Возьми в ковчег по одной паре от всех зверей и птиц. И заготовь пищу — для себя и для них.
«Комнаты» в ковчеге предназначались для животных. Господь пожелал сохранить все виды живых существ, населявших сушу до Великого потопа.
Но зверей и птиц очень много! Как один человек мог собрать всех животных, да ещё по паре? Это же целый зоопарк! Неужели Ною предстояло самому приводить к ковчегу тигра и тигрицу, медведя и медведицу, искать по джунглям питонов, отправляться в Антарктиду за пингвинами, ловить по лианам обезьян, тащить за хвосты крокодилов?..
Конечно, нет. Бог Сам всё устроил как надо. Как именно — мы не знаем, но, когда ковчег был готов, все звери и птицы чудесным образом в нужный час добрались до него, спокойно взошли, вползли, влетели внутрь и заняли свои места. Каждая пара — мужского и женского рода — устроилась в своей «комнате». Говорят, на нижнем этаже ковчега разместились хищники, на втором — травоядные, а верхний этаж предназначался для людей.
Убежище
Вот наконец и сам Ной со своей семьей заняли места в огромном деревянном убежище. Господь затворил двери ковчега, оставив за его пределами всех, кто жил в непослушании Ему.
В ковчеге стало темно и жутковато. Семья Ноя сгрудилась вокруг очага, который Ной старательно обустроил внутри. Пахло сеном, сырым деревом, смолой, дымом. Беспокойно возились, шуршали, чирикали, пищали, блеяли и скулили животные. Но скоро на них напал какой-то странный сон. Кто-то повалился на бок и засопел, прикрыв глаза, кто-то свернулся клубочком, кто-то нахохлился и уютно устроился на насесте... Уснули зайцы и волки, колибри и страусы, гремучие змеи и летучие мыши, маленькие кроты и огромные слоны...
А люди, оставшиеся снаружи, с удивлением наблюдали, как небо вдруг потемнело, со всех сторон нашли тучи, вспыхнули молнии, всё загрохотало и заклокотало. А потом в один миг небеса разверзлись! И с неба хлынул дождь! Такой, какого раньше никогда не было! Люди в ужасе переглядывались, понимая, что сами упустили свой шанс спастись. Столько лет они наблюдали, как Ной строит своё судно! Каждый из них мог сделать себе такое же убежище, Ной работал открыто. О грядущем потопе говорили все. Говорили, но — не верили! А теперь было уже поздно...
Капли непрерывно стучали по крыше ковчега. Дождь шёл и шёл. А потом вскрылась земля, и из неё тоже пошла вода. В какой-то момент Ной почувствовал, как ковчег вздрогнул, качнулся, поднялся над землёй и... поплыл! Поплыл по бескрайней воде, которая заполнила уже всю сушу, и всё прибывала, прибывала...
Вода уходит
Скрылись под водами равнины и холмы, леса и поля. Вот уже наводнение поглотило вершины самых высоких гор. И лишь ковчег, как крошечная скорлупка, кувыркался посреди бури в огромных волнах. Ною и его близким оставалось доверить свою жизнь Богу и ждать. Ждать, ждать и ждать.
Но вот прошло сорок дней. И когда людям в ковчеге казалось уже, что шторм и ливень не закончатся никогда, всё вдруг разом стихло! Капли больше не стучали по крыше ковчега!
— Мы спасены! — радостно закричали сыновья Ноя. — Скорее, выйдем из ковчега на крышу и посмотрим, что там!
Но отец не пустил их:
— Не спешите. Еще очень долго мы будем окружены водой.
Он был прав. На смену дождю пришёл ветер. Он дул и дул не переставая. Ветер уводил воду! Но происходило это небыстро. Еще целых сто пятьдесят дней пришлось ждать Ною, прежде чем из-под воды появилась первая горная вершина.
И вот Сим, Хам и Иафет почувствовали, как вздрогнул огромный ковчег, мягко натолкнувшись на скалу. Они повскакивали с мест и запрыгали от радости: неужели конец их мытарствам? Неужели спасение близко?
Но — нет. Ной снова велел ждать. Вода уходила медленно. Прошло ещё девять месяцев. И ещё сорок дней. Лишь тогда Ной решил послать первого разведчика.
Крылатые разведчики
Окно в крыше ковчега разбухло от воды и открывалось с трудом. Первые солнечные лучи, проникшие в тёмный отсек убежища, ослепили Сима, Хама и Иафета. Свежий воздух хлынул внутрь, опьяняя людей и пробуждая животных. Заворочались, завздыхали, заурчали, прочищая горло, четвероногие и крылатые обитатели ковчега.
Ной встал под окном и воздел руки к небу. В руках у него смирно сидела черная птица. Первым разведчиком Ной выбрал ворона. Он поднял крылатого посланника над собой и легонько подкинул его:
— Лети! И проложи нам путь!
Ворон взлетел, сделал круг над ковчегом и скоро скрылся из глаз. Долго его не было. Вернулся, еле махая крыльями, — совсем выбился из сил. Но некуда ему было приземлиться: не было земли ни для него, ни для людей. Лети в любую сторону — везде лишь бескрайний океан.
Ной продолжал ждать. Вода уходила.
Следующим посланцем стал голубь. Теперь уже вся семья Ноя собралась, чтобы проводить птицу. Голубь порхал над головами людей, никак не решаясь отлететь в сторону. Но вот взмахнул крыльями и полетел прочь.
Долго Ной и его жена вглядывались в горизонт. Через много часов голубь возвратился ни с чем. Земли не было.
Ной выждал ещё семь дней и вновь выпустил голубя. Теперь разведчик знал, что от него требуется, сразу расправил крылья и скоро скрылся за горизонтом.
Солнце уже клонилось к закату, когда сквозь плеск волн братья и их жёны различили шелест крыльев.
— Летит, летит!
Но старая мать горько вздохнула:
— Если голубь возвращается, значит, землю он опять не нашел...
Голубь опустился на руки Ноя.
— Постойте! Что это?!..
Голубь сжимал в клюве крошечную зелёную веточку оливкового дерева!
— Вот теперь — ликуйте! — воскликнул Ной. — Благую весть принесла нам эта птица! Спасение близко!
Что же значила для Ноя эта оливковая веточка? Какую весть он прочитал в ней?
Ной рассудил так: все деревья, росшие на земле до потопа, погибли. Но на ветке, которую принес голубь, раскрылись зелёные листья! Значит, эта ветка — с уже нового дерева, которое успело вырасти на земле, освобождённой от воды. Если где-то на земле уже растут деревья, то и люди могут ступить на неё ногами!
Голубь с оливковой ветвью в клюве и сегодня — символ мира и добрых вестей.
На новой земле
Но, даже получив доказательство, что земля очистилась, Ной не торопился покидать свое убежище. Ещё семь дней он ждал, а потом... опять отправил голубя! Уже в четвёртый раз крылатый разведчик отправлялся в полёт с ковчега.
На этот раз, отпуская птицу, Ной наказывал ей:
— Лети и не возвращайся! Найди себе место на суше! А мы последуем за тобой.
Так и случилось. Люди не дождались своего гонца назад.
И вот ковчег достиг суши! И растворились в нем двери. С каким восторгом выбегали, выползали, вылетали из ковчега истосковавшиеся по земле животные и птицы! Какой радостью стали первые шаги по земле для Сима, Хама, Иафета, их матери, их жён, для самого Ноя! И какой прекрасной была эта земля! Всё на ней дышало надеждой, всё благоухало, цвели цветы, пели птицы, порхали бабочки...
Людям всё нужно было начинать сначала. Ведь от прежних времен, которые стали называть «допотопными» (то есть теми, что были «до потопа»), ничего не сохранилось. Предстояло строить себе жилище, распахивать пашню, сеять хлеб, растить детей и заселять новый мир...
И тут Господь возвестил Ною, что не будет больше таких бедствий на земле. Что люди будут жить и род их умножится. И при этом заповедал им не истреблять друг друга, заключил с людьми завет, то есть договор.
Бог сказал:
— Знамением завета между Мной, землёй и всяким живым существом Я полагаю радугу. Как только Я нашлю на землю тучи, из облака появится радуга и напомнит Мне о завете. Людям же Я заповедую не убивать себе подобных!
Люди в ответ дали Богу обещание жить по-доброму, соблюдать закон Божий.
С тех пор, когда тучи появляются на небе и рядом вдруг образуется радуга, верующие люди вспоминают о завете, который заключил Бог с человеком.