Ситуация со школьным питанием очень напоминает то, что происходит в массовом общепите с торговлей шаурмой: о нарушениях вроде бы все знают, контроль со стороны надзорных органов тоже вроде бы есть, но ежегодно в школьных столовых травятся сотни детей.
Сначала сентября случаи массовых отравлений в школах произошли в Якутии, Республике Коми, на Камчатке, в Тамбовской области, а также в Чите и Екатеринбурге. До того, с января по сентябрь, Роспотребнадзор зарегистрировал 21 случай массовых отравлений в образовательных учреждениях. Некоторые из них стали поводом для возбуждения уголовных дел. Так, в частности, произошло в Свердловской области, где в школе № 79 отравились 32 человека. «Лабораторно установлен возбудитель инфекции – норовирус первого типа. Он выявлен у заболевших школьников и кухонного работника. Тот есть распространение инфекции могло стать следствием нарушения санэпидрежима на пищеблоке при носительстве возбудителя сотрудниками столовой», – сообщили в территориальном органе Роспотребнадзора.
В Якутии после отравления учеников местной спортшколы в пищеблоке обнаружили стафилококк. Получается, что качество обедов в школьных столовых никто не контролирует до тех пор, пока не случится беда? «Главный приёмщик продукции и ответственный за всё – директор школы. Но у него для ежедневного контроля нет ни денег, ни навыков, ни инструментов, – рассказывает эксперт «Народного фронта» Валерий Алексеев. – Реально проверить качество продукции может только лаборатория. Чтобы ситуация реально изменилась, нужно профессионально подойти к вопросу питания на уровне региона. Часть из них это сделали, запустили свои лаборатории по проверке продукции, оптимизировали логистику, централизованно решают вопросы поставок питания и набора персонала».
Но в большинстве регионов, судя по всему, никакой системы контроля не налажено. Вместо этого поставщики питания и чиновники, похоже, больше озабочены дележом госзаказов.
Попался? Смени вывеску!
В этой связи показательно выглядит история с отравлением в Екатеринбурге. Поставщиком питания там выступало ООО «Столовая № 41», единственным учредителем которого является мэрия Екатеринбурга. Компания появилась в начале текущего года в результате реорганизации ЕМУП «Столовая № 41». Руководителем организации, судя по информации из открытых баз данных, числится Надежда Аристова. На рынке поставщиков детского питания она не новичок – несколько лет назад г-жа Аристова какое-то время занимала должность и.о. директора ЕМУП «Золушка», также занимавшегося поставками горячего питания в екатеринбургские школы. В 2018 году «Золушка» попала в крупный скандал, связанный с отравлением детей некачественными обедами. А в 2019 году предприятие было ликвидировано по решению суда – Роспотребнадзор тогда представил доказательства неоднократных грубых нарушений санитарных норм, явившихся причиной вспышек кишечных инфекций в городских школах. Примечательно, что Надежде Аристовой удалось не только остаться в стороне от всех разбирательств, но и получить руководящую должность в «Столовой № 41». В начале сентября Аристову всё же отправили под домашний арест, но не в связи с отравлениями, а в рамках расследования уголовного дела о мошенничестве. При этом сама «Столовая № 41» продолжает оставаться действующей организацией и каких-либо претензий к качеству продукции у надзорных органов к ней, похоже, нет.
Подобные случаи, когда однажды проштрафившаяся компания как ни в чём не бывало продолжает работать, происходят регулярно. Схема давно отработана: прежнее юрлицо тихо «сливают», регистрируют новую компанию с тем же названием – и дело шито-крыто, оскандалившийся поставщик может снова кормить школьников. «Если санкции накладываются на само предприятие, например, его деятельность приостанавливается в административном или судебном порядке, нередки случаи, когда это же самое производство оперативно меняет вывеску или юрлицо. После этого оно продолжает работу», – подтверждает глава Общественной потребительской инициативы, зампред общественного совета при Роспотребнадзоре Олег Павлов.
Деньги – своим
Чужие на рынок поставок школьного питания попадают редко. Это легко объяснить: в среднем объём рынка детского питания в образовательных учреждениях в городе-миллионнике превышает 2 млрд рублей в год. Понятно, что отдавать такой куш посторонним было бы слишком щедро. Стоит ли удивляться тому, что в большинстве случаев компании имеют какую-либо связь с местными чиновниками? Например, в Сургуте разгорается скандал вокруг приватизации местного комбината школьного питания, который из муниципального унитарного предприятия превратился в акционерное общество. Как теперь выясняется, руководителем комбината является Евгения Горбаченко – супруга мэра города Лангепаса Сергея Горбаченко. При этом, как отмечают местные СМИ, чета Горбаченко дружна с Людмилой Батраковой, которая несколько месяцев находилась в должности и.о. мэра Сургута, и именно в это время произошло превращение комбината из МУПа в АО. При этом и Людмила Батракова, и супруги Горбаченко, по неофициальной информации, связаны с ушедшим в отставку в апреле этого года мэром Сургута Андреем Филатовым.
Реорганизация произошла не без причины. Став акционерным обществом, комбинат формально дистанцировался от местных властей. Да, теперь ему придётся вместе с другими участниками рынка участвовать в торгах за право поставлять питание в школы и детсады, однако эксперты недаром считают, что такие торги давно превратились в формальность. А побеждают на них только те, кто должен победить. Так, в 2020 году в Екатеринбурге местное управление Федеральной антимонопольной службы вскрыло действие картеля, который за три года принял участие в 30 аукционах, сумев заработать 150 млн рублей. А в начале сентября на рынке Челябинска ФАС разоблачила ещё один картель на рынке школьного питания. АО «Уральский комбинат питания», ООО «Детское общественное питание – ДОП», ООО «Комбинат питания», ООО «Кардинал», ООО «Диалогплюс» и два индивидуальных предпринимателя в результате сговора на торгах получили из бюджета 81 млн рублей.
Битва за контракты
О екатеринбургском картеле стоит сказать особо. Одним из участников сговора выступило ООО «Азбука питания». Несмотря на подмоченную репутацию, компания не только продолжает успешно работать на рынке, но недавно расширила географию своего присутствия, получив контракты в Нижневартовске. При этом «Азбука питания» вытеснила с рынка АО «Комбинат питания социальных учреждений», принадлежащее местному муниципалитету. Подобная рокировка оказалась возможной после того, как в последнем прошли проверки, в ходе которых выяснилось, что руководство компании закупало продукты по завышенным ценам. Кроме того, оказалось, что теперь уже бывшему руководителю комбината Владимиру Валетову принадлежали ещё две компании, также занимающиеся поставками горячего питания. Причём обе фирмы были зарегистрированы по тому же адресу, что и комбинат.
Вот и сейчас «Азбука питания» снова угодила в скандал. В середине сентября Роспотребнадзор выявил в её работе «множественные нарушения санитарного законодательства и требований технических регламентов». Однако самое интересное здесь то, что одновременно местные СМИ опубликовали письма, которые некоторые школы, сменившие поставщика на «Азбуку питания», получили от некоего ООО «КШП-1». В этих письмах сообщалось, что «КШП-1» готово взять на себя организацию школьного питания. Учредителем «КШП-1», как выяснилось, оказался всё тот же Владимир Валетов.
Весьма показательно выглядит и тот факт, что ни одна из компаний, ведущих сегодня войну за рынок школьного питания в Нижневартовске, на самом деле не слывёт надежным поставщиком качественного питания. А это значит, что в чью бы пользу ситуация ни разрешилась, вряд ли стоит ставить точку в историях с массовыми отравлениями.