Летом 2019 года компания - владелец танкера "Волгонефть-212" - нарушила морское законодательство при перевозке опасных грузов, выяснили "Известия". Сейчас следствие передало экспертам техническую информацию о судах, потерпевших крушение в Керченском проливе в декабре 2024-го. Речь идёт о прохождении танкерами регламентных работ, сообщил источник, близкий к следствию. Он не исключил, что у СК могут появиться вопросы к судовладельцам. Пока обвинения в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта предъявлены только капитанам судов. О том, кто ещё может оказаться фигурантом дела о загрязнении Чёрного моря мазутом, - в материале "Известий".
Следователи передали экспертам всю техническую информацию по судам "Волгонефть-212" и "Волго-нефть-239", потерпевшим крушение в Керченском проливе, в частности о прохождении ими регламентных работ, сообщил "Известиям" источник, знакомый с ходом дела.
- Назначено несколько технических экспертиз, включая экспертизу уровня износа корпусов судов. Вполне возможно, что вопросы появятся к судовладельцам, - сказал собеседник редакции.
По версии следствия, 15 декабря в условиях штормовой погоды танкеры под управлением капитанов Василия Смирнова и Леонида Волегова получили существенные повреждения и затонули, в результате чего был допущен разлив мазута в акватории Чёрного моря. Так, эксперты со ссылкой на спутниковые данные отмечали, что в море попало около 3 тыс. т мазута.
18 декабря обвинения предъявили капитанам судов, сообщили в Следственном комитете. В отношении них возбуждено уголовное дело по статье о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта. А 19 декабря суд избрал меру пресечения капитану танкера "Волгонефть-212" Леониду Волегову в виде заключения под стражу. Капитана "Волгонефти-239" Василия Смирнова отправили под домашний арест.
По информации СК Крыма и Севастополя, танкер "Волгонефть-212" проверяли на пригодность для перевозки опасных грузов в июле 2024-го. Чем окончилась проверка, не сообщается, но в ноябре того же года суда беспрепятственно вышли из своих портов в порт Кавказ, подчеркнули в СК.
При этом к владельцам "Волгонефти-212" 000 "Кама Шиппинг" прокуратура имела претензии ещё в 2019 году, следует из данных из открытых источников. Речь шла о нарушениях морского законодательства, в частности при перевозке опасных грузов. Так, в 2019-м Мотовилихинский райсуд Перми оштрафовал фирму на 400 тыс. рублей за то, что с 1 мая по 23 июля 2019 года компания перевозила опасный груз "без специального разрешения на право... перевозки морским транспортом опасных грузов".
Согласно данным базы СПАРК, ООО "Кама Шиппинг" зарегистрировано в феврале 2016 года, владельцы фирмы - Лариса Фролова и Константин Сельков. Выручка компании в 2023-м составила 228 млн рублей (на 51 млн меньше, чем годом ранее), убыток составил 14 млн рублей.
Кроме того, организация приняла участие в пяти госзакупках на общую сумму более 39 млн рублей. В их числе - контракт на поставку дизельного и судового топлива для нужд администрации Камского бассейна внутренних водных путей на 18,9 млн. Заказчиком числится ФБУ "Администрация "Камводпуть"".
"Кама Шиппинг" имеет лицензию на перевозки внутренним водным и морским транспортом опасных грузов, следует из данных сайта Ространснадзора. Документ компании выдали в 2016 году, и действует он бессрочно.
Компания выступала ответчиком более чем в 12 арбитражных делах. Чаще всего за неисполнение обязательств по договорам. Также в 2020-м претензии к "Кама Шиппинг" возникли и у налоговой - по версии фискального органа, компания недоплатила в бюджет 15 млн рублей, следует из решения 17-го арбитражного апелляционного суда.
Кроме затонувшего танкера у компании есть ещё один - "Прикамье", судно выпущено в 1966 году. Разработку обоснования возможности его эксплуатации выполнило ростовское центральное проектно-конструкторское бюро "Стапель". Оно же выдало обоснование для расширения района плавания "Волгонефти-212". Перевозчиком обоих судов, уполномоченным "Кама Шиппинг", является самарская фирма "Стаксель".
И перевозчик, и представители конструкторского бюро свою причастность к аварии в беседе с "Известиями" отрицали.
Корреспондент "Известий" посетил пермский офис 000 "Кама Шиппинг", но руководитель и соучредитель компании Константин Сельков от комментариев отказался.
- У меня от следователя запрет на раздачу интервью, - сказал он.
У севшего на мель танкера "Волгонефть-239" (владелец - ЗАО "Волгатранснефть") "приостановлено действие документов", указано на сайте Российского классификационного общества. Этим документом может быть сертификат работоспособности судна, предположил в разговоре с "Известиями" независимый эксперт, штурман Владислав Балацкий.
- У этих сертификатов есть срок действия, - пояснил он. - Бывает, что срок истекает, а сертификат не успели обновить. Такой танкер иногда арестовывают.
По данным СПАРК, ЗАО "Волгатранснефть" находится на рынке уже 15 лет. В 2023-м в компании работали 55 сотрудников. С 2015 года в отношении компании было инициировано восемь проверок. В 2018-м Роструд выявил на предприятии девять нарушений, в следующем году - ещё два. В 2023-м организация ушла в серьёзный убыток на 61,4 млн.
Компания выступала ответчиком в 44 арбитражных судебных делах на общую сумму 71,3 млн рублей. Большинство из них связано с неисполнением обязательств по договорам перевозки, поставки товаров и возмездного оказания услуг. Также у "Волгатранснефти" есть три бессрочные лицензии, разрешающие перевозки грузов водным транспортом.
В декабре 2024 года 12-й арбитражный апелляционный суд оштрафовал "Волгатранснефть" на 100 тыс. рублей за нарушение требований технических регламентов. А в 2020-м компания привлекалась к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии. Также в 2016 и 2019 годах "Волгатранснефть" была вовлечена в трудовые споры о взыскании невыплаченной заработной платы сотрудникам.
"Известия" решили провести эксперимент - приобрести танкер "Волгонефть", схожий по типу с потерпевшими крушение судами. Объявление о продаже выставлено на онлайн-платформе. Оказалось, что судно тоже было в Керченском проливе во время шторма, но уцелело. Теперь компания спешит его продать за 80 млн рублей.
- Этот танкер был рядом, в 15 км. И теперь мы всю неделю отписываемся от прокуратуры просто за то, что оказались в море в те даты, - рассказали "Известиям" в самарском офисе судоходной компании.
Судя по свидетельству о праве на танкер, его построили в Болгарии 47 лет назад, а семь лет назад истёк максимальный срок его эксплуатации. Владельцы предупреждают: чтобы пройти все проверки и получить разрешительные документы, придётся доплатить.
- Из-за того, что суда в целом старые, приходится много менять металла. Одна вилка обойдётся в 50-100 млн рублей, обновлять её нужно раз в пять лет, - сказал представитель компании.
Процесс эксплуатации судна зависит не только от капитана, но и от его владельцев - именно они распоряжаются данным имуществом, полагает адвокат Владимир Шелупахин.
- Для привлечения владельцев танкеров к уголовной ответственности необходимо установить причинно-следственную связь между их конкретными действиями и самим происшествием, - сказал он. - Но нужно понимать, что такой связи могло и не быть.
С ним согласен и управляющий партнёр адвокатского бюро "Тонкий и партнёры" Евгений Тонкий. По его словам, помимо владельцев к ответственности могут также привлечь руководителей организации - директора или генерального директора.
- Основанием могут послужить ненадлежащее обслуживание танкеров, допуск к эксплуатации при их неисправном техническом состоянии, - отметил юрист.
Судовладелец обязан контролировать готовность судна к плаванию, капитан в этой цепочке лишь исполнитель, считает председатель Общероссийского движения поддержки флота Владимир Мальцев.
- Владелец готовит перечень документов на судно, направляет их в морской регистр и получает разрешение на эксплуатацию, - говорит он. - Возможно, не главный управленец, но представители судовладельца контактируют с портом и капитаном в обязательном порядке. Судовладелец в любом случае задействован - он знает, какой будет груз, заключает договоры о его перевозке.
Также в контексте ответственности руководящего состава будут иметь значение уставная документация и распределение обязанностей, объяснил ведущий юрист Европейской юридической службы Олег Черкасов.
- В случае привлечения к ответственности владельцам могут вменить в вину злоупотребление полномочиями, мошенничество, загрязнение морской среды и нарушение правил безопасности движения водного транспорта, - сказал он. - Последняя статья в случае гибели одного лица предполагает до пяти лет лишения свободы.
"Известия" решили провести эксперимент - приобрести танкер "Волгонефть", схожий по типу. Объявление о продаже выставлено на онлайн-платформе. Оказалось, что судно тоже было в Керченском проливе в шторм, но уцелело. Теперь компания спешит его продать за 80 млн рублей