«Талант — достаточно изменчивая штука. Я видел, как талантливых обгоняли менее талантливые, но упорные и усердные, те, кто был голоден до знаний и обладал желанием понять эту профессию. Скажу так: без школы и моего мастера я бы тут не говорил с вами, меня здесь, в этом месте, не было бы», — уверен Денис Прытков, сыгравший главную роль в сериале «Шеф» телеканала «Пятница!».
— Денис, у вашего героя Кая — талантливого и амбициозного шеф-повара в модном московском ресторане — обостренное чувство справедливости. Он вступает в конфликт с хамоватым посетителем, высокопоставленным чиновником, и теряет работу. А вы сами сталкивались с хамством?
— К сожалению, рано или поздно любой человек с ним сталкивается. Могу сказать одно: меня сложно вывести из себя, я на хамство реагирую улыбкой или вовсе не обращаю внимания. И всегда стараюсь разобраться, что стоит за грубостью того или иного человека. Часто, когда понимаешь, почему он совершил тот или иной хамский поступок, приходит сочувствие или сострадание. Что касается моего героя, то он очень принципиален в своей профессии. Мне нравится его настойчивость и целеустремленность. Кай — непростой для воплощения герой, многогранный, сложный в каких-то острых моментах, когда на нем лежит ответственность и необходимо принимать решения.
— Думаю, как и у любого человека, у меня есть свои принципы, с которыми я живу. Например, касательно моей работы. И если они нарушаются, я готов отстаивать свою точку зрения.
— Сюжет приводит вашего героя в женскую колонию. Готовясь к съемкам, изучали тюремный быт?
— Я посмотрел несколько документальных фильмов, один прислал мне режиссер Михаил Расходников, который помог нам в создании этой истории. Но сам быт и прочие подробности для моего героя не так важны. Надо понимать, что Кай контактирует напрямую с кухней женской колонии. Он не сидит в тюрьме, поэтому правил тюремных не знает и не должен знать. Так что фильмы я смотрел в личных интересах. Тут сложнее пришлось моим партнершам — актрисам, которые играли роли заключенных, они проделали большую работу по погружению в подробности и детали жизни женской колонии.
— Судя по титрам, партнерш у вас много. Как складывались с ними отношения на площадке?
— Прекрасно. Мне кажется, нам удалось собрать на этом проекте интересный актерский ансамбль. Главное, что мы помогали друг другу на площадке, старались создать комфортные условия для всех, вместе придумывали решения той или иной сцены, подсказывали, предлагали идеи.
— Где снимали сериал?
— В разных местах Москвы. Подбор локаций — одна из важнейших вещей в кино: места и натура задают свое настроение и атмосферу истории. В конце съемок последние 3—4 смены — так совпало — были в пяти минутах ходьбы от моего дома. Впервые в жизни добирался на работу пешком, было приятно.
— Актеры часто говорят, что профессия позволяет им прожить много разных жизней. Вы к этому утверждению как относитесь?
— Я бы все-таки сказал «затронуть», а не «прожить». После съемочного дня мы снимаем костюм, разгримировываемся и едем домой, к своим близким, родным и друзьям, живем своей жизнью. Хотя это, безусловно, самая интересная часть профессии: примерить на себя разные судьбы людей. Мы прикасаемся к удивительным историям, знакомимся с профессиями, с которыми не были до этого знакомы; вживаемся в роль. Главное — создать интересного, настоящего героя, который заполнен мельчайшими подробностями жизни.
— Проект «Шеф» заставил погрузиться в жизнь шеф-повара? Понравилось вам существовать в его «шкуре»?
— Это очень интересная профессия, но я сразу понял, что она безумно сложна. Люди тратят всю жизнь на то, чтобы научиться создавать вкусные блюда, — это тоже творчество, мастерство. Я наблюдал за шеф-поварами, которые помогали нам на площадке, — они любят свою профессию. Тут без любви никак. В целом съемки на кухне и сам процесс готовки для меня стали самым сложным. Это дело требует сноровки и хороших навыков. Удалось научиться быстро нарезать овощи, что кажется мне хоть маленьким, но достижением.
— А сами умеете готовить?
— В силу занятости мы с женой редко готовим дома. А если получается, то это лучшие домашние вечера. Мое фирменное блюдо — мясо по-французски, но мне кажется, я всех уже им достал!
— То есть свой ресторан открыть не мечтали?
— Нет, не мечтал. Я много смотрел и читал про рестораторов и понял, насколько это тяжелое и рискованное дело. Нужно чувствовать эту культуру, быть с ней связанным всю жизнь.
— Был ли рецепт или блюдо, о котором вы узнали на съемках сериала и решили повторить дома?
— Безе. Очень хочу попробовать сделать. Прекрасные ребята, которые помогали нам и консультировали с блюдами, объяснили мне, как его печь. Поэтому, надеюсь, найду время попробовать.
— Вряд ли вы ответите утвердительно, если вопрос «Понравилось ли вам в «шкуре» персонажа?» вам зададут о сериале «Капельник» — вы там сыграли молодого медика — интерна, который вместо учебы откачивает наркоманов.
— Ну почему же, мне это тоже понравилось. Актер не может не оправдывать и по-своему не любить своего героя. Было интересно копаться в подробностях характера Вани, в его судьбе. За это я и люблю свою работу: могу побыть другим человеком, поставить себя на место героя и спросить себя: «А как поступил бы я?» Погружаясь в образ, ты можешь ответить на многие вопросы, которые возникают лично у тебя.
— Этот проект сделал вас популярным. Стали узнавать на улице?
— Иногда.
— После его премьеры о вас начали писать как об одном из самых интересных молодых актеров страны, вручили приз как кинодебютанту года. Почувствовали уколы звездной болезни?
— Моя жизнь практически не изменилась, поэтому причин для того, чтобы «зазвездиться», не было. К тому же я окружен хорошими людьми, которые для меня являются камертоном. Я достаточно критично отношусь к собственной персоне. Давайте честно. Если подойти на улице к людям и спросить: «Знаете ли вы, кто такой Денис Прытков?» — многие даже не поймут, о ком идет речь. И меня это отчасти устраивает. Я люблю гулять по улицам, передвигаюсь на метро и рад, что практически всегда для меня это спокойная дорога, без криков и возгласов «Смотрите, это он!». Живу достаточно обыденную и спокойную жизнь, и если когда-нибудь почувствую, как вы выразились, «уколы звездной болезни», попрошу кого-нибудь из друзей стукнуть меня посильнее. (Смеется.)
— Есть еще одна опасность для молодого актера — стать заложником успешной роли. Как думаете, вам это не грозит?
— Хочется верить, что у меня была не одна успешная роль, поэтому — нет, думаю, что не грозит. Тут же еще вопрос, что это за проект, каким вы запомнились в нем, каким вышли из него? Если вы снимаетесь в огромной франшизе, к примеру уровня «Гарри Поттера», и на протяжении десятилетия остаетесь в одной роли — да, риски могут быть. Зритель вас полюбил и не готов с этим образом прощаться. Но тут судьба артиста также зависит от уровня его профессионализма — готов ли он идти дальше, учиться, расти, пробовать что-то новое, неизведанное? Да, на это может потребоваться время, но все зависит от тебя.
— Как-то сознательно будете выстраивать карьеру, отказываться от похожих ролей?
— Конечно, есть соблазн пойти по легкому пути — эксплуатировать наработанное, играть что-то похожее. Но самый интересный путь — искать новые грани себя. Для меня интересно пробовать что-то новое, чего в моей жизни не было. Конечно же это влияет на выбор ролей.
— Вы пришли в профессию уже взрослым человеком, таких примеров очень мало, в театральных институтах стараются набирать совсем юных студентов. На курсе были самым «старым»?
— Только что я был молодым актером, а сейчас уже стал старым, как быстро время летит, постараюсь быстрее отвечать. (Смеется.) Я поступал с точным пониманием, куда и зачем хочу идти. И нет, я не был самым взрослым на курсе. Вениамин Михайлович Фильштинский, мой мастер, набирал студентов, глядя не на возраст, а на глубину, интерес, включенность в профессию, ну и способности, талант, конечно. Я очень благодарен ему. Вениамин Михайлович привил нам большую любовь к своему делу. Уже во время поступления я понял, что, если он меня возьмет на курс, это будет одно из самых интересных путешествий в моей жизни.
— Как относитесь к утверждению, что для актера образование не так уж важно, главное — талант, способности?
— У меня нет ответа на этот вопрос. Для меня лично было важно получить образование, отучиться и окончить факультет актерского искусства и режиссуры. Мне нужен этот сложный и важный фундамент, с которым я буду идти всю свою жизнь. За других коллег отвечать не могу… Знаете, талант достаточно изменчивая штука. Я видел, как талантливых и ленивых обгоняли менее талантливые, но упорные и усердные, те, кто был голоден до знаний и обладал желанием понять эту профессию. Сложный вопрос, если честно. Это надо садиться и размышлять, разговаривать. Но скажу так: без школы и моего мастера я бы тут не говорил с вами, меня здесь, в этом месте, не было бы. Поэтому — да, для меня это важно.
— Есть ли у вас кумиры среди советских актеров?
— Мне очень нравится Андрей Миронов. Его существование в кадре и на сцене было магически завораживающим. Не могу даже назвать точных причин — для меня это высший уровень пилотажа, быть настолько, как у нас говорят, «бесшовным» в роли.
Иннокентий Смоктуновский — один из ярчайших примеров, как можно создавать героев, прикасаясь к их судьбам. Артист с большим даром, большой любовью к профессии. Смотря на них, ты невольно тянешься к таким людям, к их трепету, сочувствию, состраданию — к их глубине.
— А среди западных звезд?
— Дэниел Дэй-Льюис. Человек практически за каждую роль номинирован на мировые награды. Начните смотреть любой фильм с его участием — и вы не пожалеете. О ком мы говорим сейчас на самом деле? О людях, которые любят свое дело. Для меня всегда интересно, как подробно артисты умеют работать, — это большая зона роста и обучения.
— Какую роль в вашем выборе профессии сыграла семья?
— Родители всегда поощряли наши с братом увлечения. Творчество никогда не было в стороне, так что семья очень важную роль сыграла. Помимо этого, я благодарен отцу, который дал возможность пойти и отучиться на актера в 22 года, когда я уже был взрослым и самостоятельным человеком.
— Расскажите о своем отце, он художник по стеклу — что это за искусство?
— Чисто технически художник по стеклу расплавляет стекло горелкой с высокой температурой и с помощью различных пинцетов и лопаток создает форму, а затем фигуру. Но это большое искусство на самом деле и часть нашей жизни. Я с самого детства смотрел, как отец делает различные фигурки: птиц, животных или даже мотоцикл. Это чудо не описать словами, лучше один раз увидеть — и никогда не забудешь. Когда я показываю фотографии фигур отца, никто не верит, что это только стекло.
— Вы сами можете что-то сделать из стекла?
— Могу, но что-то кривое и неказистое. После школы я работал у отца четыре года, научился делать птиц, но папа за мной очень многое исправлял. Необходимо потратить уйму сил и времени просто для того, чтобы чувствовать стекло, его текучесть. Каждое стекло ведет себя по-разному. Как и в любом другом деле, необходимо мастерство, творчество, когда включаются чувства, а не просто мелкая моторика.
— Вы не только актер, но и художник. Есть вероятность, что это хобби перерастет в нечто большее?
— Громко сказано — художник. Скорее иллюстратор. Иногда пишу картины, да и «картины» в моем случае тоже громкое слово. Не знаю, может быть, когда уйду на пенсию, все, что я буду делать, — это рисовать. Посмотрим. Мне нравится посвящать время творчеству, это часть какой-то терапии, рисование меня успокаивает и переключает.
— Кстати, как отдыхаете после тяжелых съемок?
— Все просто: стараюсь выспаться, провожу время с семьей, гуляю, рисую, слушаю музыку, читаю. Живу насыщенной жизнью. Но бывает, на это нет времени — нужно уже готовиться к другой истории.
— Вы по-прежнему живете на два города — Москву и Петербург? Не утомительно?
— Да, все по-прежнему, к дороге я уже привык. Для меня это рутина: сесть в «Сапсан», ночной поезд или в машину и отправиться на работу в Москву. Я прекрасно понимал, что это будет частью моей жизни. Зато в дороге есть возможность читать хорошие книги, поэтому время пролетает незаметно.
— Нет планов переехать в столицу с семьей?
— Пока не думаю об этом. Хотя бывают годы, когда я провожу больше времени в Москве. Я очень люблю свой родной Санкт-Петербург. Думаю, что никогда не смогу отказаться от него, это мой дом. Тут моя семья, и когда появляется неделька-другая выходных, я еду домой. Хотя допускаю, что мне придется осесть в одном городе, но пока есть возможность мотаться — я мотаюсь. Такова актерская судьба...
интересный факт
На съемках сериала «Шеф» не только Денису Прыткову, но и многим другим актерам приходилось перенимать у реальных поваров секреты приготовления разных блюд. А актрисе Кире Медведевой, сыгравшей Лию, даже удалось удивить опытных профи своими кулинарными «фишками». На экране можно будет увидеть также нескольких профессиональных поваров, которые готовят еду прямо в кадре. Консультанту картины известному шефу Анатолию Борщу даже доверили сыграть небольшую роль — естественно, повара.
интересный факт
Учитель Дениса Прыткова — Вениамин Фильштинский, заведующий кафедрой актерского искусства Российского государственного института сценических искусств — один из режиссеров и педагогов, отстаивающих систему Станиславского. Среди учеников Фильштинского — Михаил Пореченков, Константин Хабенский, Ксения Раппопорт, Михаил Трухин, Андрей Зибров и другие.
интересный факт
У отца Дениса была огромная коллекция кино самых разных жанров — от боевиков до мелодрам. В детстве актеру очень нравились фильмы Квентина Тарантино, он столько раз смотрел «Убить Билла», что сегодня не может включить его снова. «Обожаю «Унесенных призраками» Хаяо Миядзаки и все части «Гарри Поттера» — стараюсь всегда находить время для просмотра как новых, так и старых картин, — говорит Прытков. — Не смотрю только свои работы — эти истории я уже прожил».
Премьера сериала «Шеф» 18 ноября в 21:00 на телеканале «Пятница!» 16+