Уходящий 2024-й был непростым для российских газовиков, однако следующий год обещает стать еще более сложным. Прекращение транзита через Украину в ЕС грозит потерей примерно половины объемов экспорта в данном направлении. Одновременно резко усиливается санкционное давление на российские СПГ-проекты. Наконец, в ближайшие пару лет Европа собирается полностью отказаться от сжиженного газа из нашей страны в пользу поставок из США и Катара. Есть ли у российских компаний шанс справиться с этим комом проблем?
Первая и самая очевидная неприятность – украинский транзит, вернее, его остановка. В январе заканчивается пятилетний контракт (действовал в 2019–2024 годах) на прокачку топлива через газотранспортную систему этой страны в направлении Евросоюза. Ежегодный объем поставок по ней составлял 13–15 млрд кубометров, основные получатели – Словакия, Австрия, Италия и Молдавия. До осени 2021-го также качался газ в Венгрию, однако с 1 октября «Газпром» отключил Будапешт от украинского транзита и переключил на «Балканский поток».
Сегодня практически нет сомнений, что Москва и Киев не станут продлевать договор о транзите – по крайней мере, к середине ноября не было сообщений о каких-либо договоренностях на сей счет. Между тем у России имеются долгосрочные контракты на поставки топлива в названные страны. Вопрос с Австрией и Словакией, скорее всего, будет решаться через дозагрузку «Балканского потока» до полной проектной мощности, которая составляет 15,8 млрд кубометров в год. «С учетом того, что мы уже перебросили на него все объемы поставок в Венгрию, в "Балканском потоке" остается примерно 2–3 млрд кубометров для дополнительной прокачки газа в сторону Словакии и Австрии», – пояснил «Профилю» главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов (ИЭФ) Алексей Громов. Не так много, если учесть, что одна только Австрия в 2023 году импортировала из РФ порядка 7 млрд кубометров трубопроводного газа. Что до Италии, то ей точно придется отказаться от российского топлива и компенсировать выпадающие объемы за счет покупок на открытом рынке – скорее всего, это будет сжиженный природный газ. Перспективы Молдавии пока туманны.
Есть еще один вариант – он активно обсуждался в последние месяцы – это т. н. газовый своп, когда в счет российских поставок в Европу через Украину будет прокачиваться газ из Азербайджана. Однако на текущий момент решений по данному вопросу не выработано, и вряд ли их удастся найти как минимум до конца текущего года.
По оценке Алексея Громова, после прекращения украинского транзита российский газовый экспорт в направлении Европы сократится на 6–8 млрд кубометров в год, то есть наполовину. «По объемам цифры не очень большие, но деньги существенные», – говорит эксперт, поскольку долгосрочные контракты, по которым осуществляются эти поставки, «носят премиальный характер» и приносят хороший доход. Однако грядущие потери – это практически данность, с которой Россия ничего поделать не может.
Сами европейцы пока храбрятся, уверяя, что сумеют без особых проблем пережить очередной этап газового разрыва с Москвой. «Я думаю, что Европа находится в хорошей форме благодаря созданным запасам газа, которые превышают 90%, есть поставки из США, Катара, Северной Африки», – так глава итальянской топливной компании Eni Клаудио Дескальци прокомментировал новость о прекращении транзита через Украину.
Российские власти, в свою очередь, возлагали большие надежды на производство сжиженного природного газа, чтобы в перспективе с его помощью заместить потерянный экспорт трубопроводного топлива. Осенью прошлого года вице-премьер Александр Новак пообещал к 2030 году нарастить выпуск СПГ с 33 млн до 100 млн тонн.
В 2024-м нашей стране действительно удалось увеличить продажи СПГ. По данным французской аналитической компании Kpler, в октябре российские поставщики экспортировали 3,06 млн тонн этого энергоносителя, что на 2,5% больше, чем годом ранее. За 10 месяцев поставки СПГ из РФ выросли на 4,65% в годовом исчислении и достигли 27,4 млн тонн. Главным импортером нашего топлива стала Азия – туда в октябре было направлено 1,33 млн тонн газа. Европа получила 1,16 млн тонн. При этом на протяжении девяти месяцев текущего года в закупках отечественного СПГ лидировал Старый Свет – на него пришлось 53% российского экспорта.
Москва рассчитывала по итогам 2024-го увеличить экспорт СПГ до 38 млн тонн против прошлогодних 32,3 млн тонн. Способствовать этому должен был запуск первой линии проекта «Арктик СПГ-2». Но, увы, санкции США поставили крест на планах, и сегодня «Арктик СПГ-2» испытывает огромные сложности с реализацией своей продукции. Большая часть произведенного им сжиженного газа поступает в плавучие хранилища «Саам ПХГ» и «Коряк ПХГ», а годовой прогноз по экспорту СПГ уже снижен до 35,2 млн тонн.
Дальнейшие перспективы российской газосжижающей отрасли трудно назвать радужными. За минувший год США ввели беспрецедентные ограничения в отношении новых российских СПГ-проектов, прежде всего против «Арктик СПГ-2». Помощник госсекретаря Соединённых Штатов по вопросам энергоресурсов Джеффри Пайетт не раз заявлял, что Вашингтон ставит целью «задушить» данный проект. В конце октября в интервью Bloomberg американский чиновник вновь подтвердил, что администрация Джо Байдена будет и впредь закручивать санкционные гайки российской СПГ-индустрии. «Наша цель в отношении России проста: сократить доходы, которые она получает от нефтегазовых ресурсов», – заявил Пайетт, подчеркнув, что США намерены оказывать максимально возможное санкционное давление на все новые проекты по сжижению газа, запускаемые на территории РФ, и пресекать любые попытки «Арктик СПГ-2» обойти уже наложенные ограничения.
Бизнес, ничего личного
В этом смысле приход в Белый дом Дональда Трампа не сулит изменений к лучшему, скорее наоборот. Еще в период своего первого президентства он всеми силами лоббировал продвижение американского сланцевого газа на европейский рынок и выступал последовательным противником «Северного потока». Сегодня Трамп по-прежнему обещает всестороннюю поддержку американской нефтегазовой отрасли (помните его знаменитое «бури, детка, бури»?). Усиление санкционного давления на российские газовые компании полностью соответствует интересам американских бизнесменов – надо ведь расчистить место на европейском рынке. Так что ослабления рестрикций со стороны Америки ждать не стоит, напротив, количество палок, вставляемых в колеса нашего ТЭКа, будет лишь увеличиваться, причем независимо от политической ситуации.
Европейские партнеры тоже не сидят сложа руки. В этом году Брюссель принял ряд законодательных инициатив по запрещению перевалки в европейских портах российского СПГ, идущего в азиатские страны. Это тоже серьезный вызов, поскольку такая перевалка являлась частью логистической схемы при поставках нашего топлива в Китай по так называемому западному маршруту – не через восточную часть Северного морского пути (для этого нужны ледоколы и газовозы ледового класса), а через незамерзающие моря в районе Мурманска. Западный маршрут использовался и для поставок в Европу – ее потребности в нашем топливе выросли, продажи в Старый Свет в 2024 году увеличились почти на 15%.
Но теперь ситуация меняется. По прогнозу Алексея Громова, «при самом лучшем сценарии российский СПГ будет присутствовать на европейском рынке еще пару лет: 2025 год и, возможно, 2026-й». Потому что в ближайшие два года ожидается очень серьезный прирост предложения топлива со стороны США и Катара. Последний обещает нарастить производство СПГ с 77 млн тонн в 2024 году до 140 млн тонн к 2030-му. При таком раскладе нельзя исключать, что новая вашингтонская администрация будет принуждать европейцев как можно скорее отказаться от любого газового сотрудничества с Россией и как можно строже выполнять все санкционные ограничения. Реализацию этого негативного сценария мы можем увидеть уже в будущем году.
Тактика и стратегия
У российских газовых компаний не так много пространства для маневра, и они это понимают. В сентябре российские СМИ сообщали, что «Новатек» (ему принадлежит проект «Арктик СПГ-2») из-за западных санкций замораживает инвестиции в новые проекты. В частности, компания приостановила проработку проекта двух крупнотоннажных производств сжиженного газа – «Мурманский СПГ» и «Обский СПГ». Вместо этого она сосредоточится на повышении экономической эффективности действующих площадок, в частности, на налаживании отгрузок с «Арктик СПГ-2».
На практике это означает, что «Новатэк» намерен прорабатывать в том числе альтернативные варианты перевалки сжиженного газа – не в европейских портах, а в нейтральных водах, как делают с нефтью. Скажем, в Баренцевом море или других местах, с тем чтобы обеспечить независимый коридор для поставок своего СПГ азиатским партнерам.
Но это тактические маневры, призванные обеспечить экспорт топлива «здесь и сейчас» при неблагоприятном стечении обстоятельств. Стратегические вызовы куда сложнее. Поэтому, вероятнее всего, заявленные правительством планы об увеличении к 2030 году производства СПГ до 100 млн тонн придется как минимум сдвинуть по временной шкале, полагает Алексей Громов. Ведь, чтобы выйти на такие показатели, российским газовикам необходимо решить комплекс непростых задач. Первая – подготовиться к тому, что Европа в ближайшие годы откажется от российского СПГ и высвободившиеся объемы топлива нужно будет пристроить на азиатских рынках. Отсюда вытекает задача номер два – обеспечить себя судами-газовозами (они же СПГ-танкеры).
Это особенно сложно, если учесть, что каждое судно, уличенное американскими властями в перевозке топлива с «Арктик СПГ-2», будет тут же подпадать под рестрикции. Из-за опасения вторичных санкций со стороны Вашингтона все меньше операторов СПГ-танкеров соглашаются на работу с российскими контрагентами, а собственных газовозов у нас катастрофически не хватает. Заказы, которые наши компании разместили за рубежом, прежде всего на южнокорейских верфях, не выполняются. Еще в 2022-м СМИ писали, что Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME) расторгла контракт на строительство трех танкеров для проекта «Арктик СПГ-2». В этом году сообщалось о том, что «Новатэк» может не получить с корейской верфи Hanwha Ocean Co шесть газовозов (в т. ч. суда ледового класса Arc7), которые заказывались для проекта «Арктик СПГ-2». При этом сама Hanwha Ocean не может найти новых покупателей на танкеры, построенные для российской компании. В общем, страдают все.
Здесь приходит на ум слово «импортозамещение». Действительно, несколько СПГ-танкеров строятся на верфях завода «Звезда», но первое судно может быть спущено на воду только в 2025-м, в следующие два года предполагается построить еще два. А для нормального функционирования проекта «Арктик СПГ-2» нужно минимум 10 танкеров… Понятно, что задача по обеспечению себя танкерным флотом долгосрочная и займет не менее пяти лет, а возможно, и больше. Следовательно, в этот период (если в мире не произойдет внезапных и радикальных перемен) Россия не сможет вводить новые объекты по крупнотоннажному производству сжиженного природного газа. По крайней мере те, что ориентированы на экспорт, поскольку вывоз СПГ за рубеж без танкерного флота в принципе невозможен.
Это означает, что где-то до 2030 года ждать прироста производства СПГ в России не стоит, полагает Алексей Громов. Скорее всего, мы сосредоточим усилия на том, чтобы попытаться в полном объеме обеспечить экспорт сжиженного газа с уже работающего завода «Арктик СПГ-2». Мощность запущенной первой очереди составляет 6 млн тонн, по итогам 2024 года с этого проекта удастся вывезти не менее 1 млн тонн – есть над чем работать. Кроме того, нужно сохранить объемы экспорта с проекта «Ямал СПГ». Пожалуй, единственный СПГ-проект, за который не стоит беспокоиться, – это «Сахалин-2», поскольку он имеет долгосрочные контракты с Японией и Южной Кореей.
Главная задача на ближайшие годы – создать собственный танкерный флот и проработать логистические схемы по доставке СПГ с подсанкционных российских проектов потенциальным покупателям. В частности, нужно освоить перевалку сжиженного газа в открытом море, коль скоро европейские порты для этой операции будут закрыты. «Я не помню, чтобы такая операция в принципе осуществлялась – это тоже серьезный технологический вызов», – говорит Алексей Громов.
Потенциальными покупателями нашего газа могут стать страны азиатского региона – Индия, Бангладеш, Пакистан, Вьетнам. Они с удовольствием приобретут топливо, невзирая на американские санкции, но там имеется свой букет проблем, которые придется решать. В частности, ограниченная платежеспособность названных государств. Они точно не дадут цену, которую предлагают сейчас европейские покупатели, японцы или корейцы. Придется подстраиваться под новые реалии и продавать газ с дисконтом.
Почему Европа наращивает закупки российского СПГ
Старый Свет, несмотря на газовый «развод» с Москвой, нарастил импорт российского СПГ. Ничего удивительного: данные закупки идут в рамках долгосрочных контрактов, подписанных с компаниями, входящими в консорциум проекта «Ямал СПГ». 50,01% его принадлежит российской «Новатэк», по 20% – французской Total и китайской CNPC и 9,9% – китайскому «Фонду Шелкового пути».
За каждым участником консорциума законтрактован определенный объем производимого у нас СПГ, который тот может продавать в любой точке земного шара. И европейцы с удовольствием приобретают сжиженный газ у своей европейской компании (Total). Или у китайцев. А потребности в топливе у ЕС действительно есть: надо компенсировать прекратившиеся поставки трубопроводного газа, ведь экспорт из США пока не растет, а Катар готов будет увеличить предложение лишь с 2027 года.