Идея президента США Дональда Трампа о сокращении вдвое оборонных расходов неожиданно нашла отклик у Владимира Путина. Президент России в понедельник, 24 февраля, заявил, что это «хорошая идея», которую также в будущем может реализовать и Китай.
Эксперты «МК» объяснили, насколько реальна приостановка гонки вооружений и почему Китай вряд ли может присоединиться к двум державам.
Заявление Владимира Путина, который вслед за Трампом призвал сокращать военные расходы, произвело эффект взорвавшейся бомбы. Президент России отметил, что идея, которую впервые озвучил Трамп в середине февраля - «хорошая».
Ранее Путин уже заявлял, что Россия не в состоянии увеличивать военные расходы до бесконечности. Трамп также отмечал, что США тратят на оборонку слишком много, хотя могли бы их направить деньги на «более продуктивные вещи».
США, Китай и Россия названы лидерами по военным тратам в 2023 году. По некоторым данным, в 2023 году США потратили на оборону 916 млрд долларов, или 3,4% национального ВВП, Китай — 296 млрд долларов, или 1,7% ВВП, Россия — 109 млрд долларов, или 5,9% ВВП.
По словам директора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василия Кашина, сокращение расходов для России после завершения СВО, не только реально, но и естественно:
-Потому что в настоящее время на фоне продолжающейся спецоперации, доля военных расходов в российском ВВП уже приближается к 7% и ясно, что когда конфликт прекратится, расходы на оборону будут сокращаться. Они будут сокращаться не резко, а поэтапно, потому что надо будет ещё и восстановить израсходованные запасы вооружения и военной техники. Расходы будут сокращаться, но не дойдут до уровня 2021 года (примерно 2,8%). Они будут где-то около 3,5-4%. Действительно, мы через несколько лет после завершения СВО, если у нас не будет новой большой войны, спокойненько сократим наши военные расходы почти, наверное, в два раза. И это будет естественно. Это не будет каким-то ударом по нашей обороноспособности.
-США действительно пойдут на сокращение?
-Структура американских военных расходов такова, что их самую большую часть составляют расходы на содержание сети из более, чем 600 военных баз по всему миру. На эту глобальную активность США тратят около половины бюджета, гораздо больше, чем они тратят, например, на закупки и разработку новой военной техники. То есть у США доля расходов на закупки, например, серийной военной техники составляет чуть более 20% военного бюджета. Это меньше, чем у России (по крайней мере, когда Россия раскрывала эти данные) и у Китая. Поэтому, если Трамп действительно начнёт активно закрывать военные базы США по всему миру, за исключением важных для него регионов, таких как Латинская Америка и Азиатско-Тихоокеанский регион, тогда действительно произойдёт довольно существенная экономия американских военных расходов.
Таким образом, резюмируя, кажу, что «сокращение вдвое» - это, наверное, такая все же красивая политическая цифра. Но при завершении украинского конфликта и с учётом изменения основ политики США, обе державы могут очень существенно сократить военные расходы в ближайшие годы.
-Есть ли для нас риски? Могут нас обмануть — мы сократим, а США, например, технологически рванет вперед?
-Повторюсь, у нас не будет никакого сокращения, кроме естественного сокращения, которое будет вызвано завершением СВО. Но и оно будет довольно значительным. То есть, наши военные расходы будут по прежнему раза в полтора выше по отношению к ВВП, чем до СВО. Надеюсь, что на уровень 2021 года они никогда не вернутся, это было бы крайне неправильно...При этом уверен, что никто в нынешней глобальной ситуации, сокращать вложения в военное НИОКРы (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - «МК») или в военное производство не будет. Просто произойдёт сокращение текущих расходов.
-Пойдет ли Китай на сокращение?
-Главная проблема с Китаем в том, что там вообще другая система учёта военных расходов, статьи расходов, которые учитываются в официальном китайском военном бюджете не отражают все, что Китай тратит на оборону. И реальные китайские расходы - это предмет больших дискуссий. Все очень трудно верифицировать. Например, в китайском официальном военном бюджете не учитывается подавляющее большинство научно-исследовательских работ, связанных с созданием новых видов вооружения и военной техники и некоторые другие категории расходов. Там настолько иная система, что все это теряет смысл.
По словам главы Центра изучения военных и политических конфликтов Андрея Клинцевича, «предложение совместно сокращать инвестиции в милитаризацию - хорошая история».
-Если речь идёт о сокращении вдвое того бюджета, который есть, то мы выйдем на стабильный довоенный уровень, потому что у нас сейчас самый высокий военный бюджет за всю постсоветскую историю. Мы и так его планировали снижать и перераспределять средства в другие направления. Нам такое количество людей, социальных выплат, вооружений, дронов просто будет не нужно. Даже сокращение бюджета наполовину позволит нам в стабильном режиме развивать высокие оборонные технологии, инвестировать в те или иные виды вооружений. И самое важное то, что сейчас характер ведения боевых действий меняется - не нужны десятки тысяч танков, нужны совершенно другого уровня технологии, а их можно сейчас реализовывать за меньшие средства. А вот сокращение американцами своего бюджета автоматически повлечёт сокращение американского военного присутствия в странах мира, что для нас и для китайцев, конечно, будет выгодно.
-Для США насколько это выгодно?
-Трамп с Маском посчитали, что Америка находится в тяжёлой экономической ситуации, они в долгах и военные расходы такого уровня просто приведут к очень плачевным событиям. Поэтому, собственно, они первыми предложили паритетное сокращение военных расходов, чтобы вытащить себя из экономической дыры. Потому что Китай навязал Америке мощную оборонную гонку. Такой темп США не в состоянии поддерживать.