ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Март 3, 2025

«Цифровые технологии стирают границы»

Рейтинг: 0

Автор: Дмитрий Гринкевич, Алексей Харнас. Эксперт

За последние пять лет система управления работой правительства прошла путь от тележек с документами, курсирующих в коридорах власти, до практически полностью цифрового документооборота и цифрового контроля за исполнением всех поручений. Прозрачность работы властных структур отразилась и на жизни людей: сложно даже представить, сколько времени гражданам сэкономил сервис «Госуслуги». Следующий шаг — создание единого цифрового ID и эффективное использование big data, накопленных государственными структурами. Как это будет происходить, «Эксперту» рассказал вице-премьер, руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко.

— Недавно исполнилось пять лет работы правительства в новом составе. Вы отмечали?

— Если честно, я бы даже не вспомнил, пока не увидел в СМИ публикации на эту тему. Это же такая скорее внешняя атрибутика. Вы отмечаете количество лет работы в журнале?

— Нет.

— Так же и у нас в календариках никто, как Робинзон Крузо, дни не зачеркивает и не считает, сколько проработал, я вас уверяю в этом!

— Хотелось на самом деле другой вопрос задать. Команда премьера много внимания уделяет цифровизации. Как далеко вы продвинулись в цифровизации госуправления за пять лет?

— Изнутри это сложно оценивать... Приведу некоторые цифры на примере всем понятного электронного документооборота, который является важной частью государственного управления.

Сейчас более 90% документооборота в аппарате правительства переведено в электронный формат. Пять лет назад доля составляла 40%. У нас не оцифрованы только специализированные документы и часть обращений граждан, которые иногда все-таки поступают на бумаге. Их, кстати, мы тоже сразу переводим в электронный формат.

Раньше по Белому дому ездили дивизии тележек с документами, работой с бумагами занимались целые подразделения. Сейчас всего этого нет. Кстати, часть людей высвободили, которые были завязаны на работу с бумагой.

(В этот момент секретарь приносит Григоренко несколько документов на подпись в красной папке.)

— То есть бумаги все же на подпись приносят...

— Это как раз специализированные документы принесли — видите, здесь исходящий бланк красный...

— Кроме того, что ушла бумажная волокита, что поменялось в госуправлении?

— Цифровизация делает прозрачными все процессы. Это как включить свет в гараже. Чего только там нет! Зато сразу все видно.

Так и у нас. Цифровая система госуправления позволяет видеть все процессы, результаты, риски — спрятать, замолчать что-либо уже не получается.

Все задачи, мероприятия оцифрованы и отражены в информационной системе. Например, такие как строительство школ, дорог, разработка необходимых законов. Верхнеуровневые целевые показатели — например, KPI — дробятся на части и распределяются далее на отраслевые департаменты, министерства и так далее по цепочке исполнителей.

Если информационная система видит риск невыполнения задачи — например, срок сдачи в эксплуатацию объекта уже поджимает, а разрешение на строительство все еще не получено, то загорается красная лампочка. Исполнитель видит этот сигнал на своем мониторе. Например, вот мониторинг поручений по Курску и Белгороду (подходит к крупному интерактивному экрану с панелью задач, он стоит в кабинете Григоренко). Смотрите, сейчас у меня два поручения неисполненных. Они красным горят. Но не беспокойтесь: в течение дня будет все зеленое. И не только у меня, а у всех вице-премьеров. В этом и смысл машины: она вынуждает реагировать, чтобы «не сделано» стало «сделано».

— Эксперты говорят о возникновении «цифрового госплана». Насколько это соответствует действительности?

— Цифровизация позволяет связать между собой спрос, предложение и учесть все необходимые мероприятия — все в одном виртуальном флаконе. Это позволяет перейти к другому качеству и другой скорости принятия решений. Машина, я имею в виду информсистему, заранее предупреждает, на какие моменты при планировании достижения той или иной задачи следует обратить внимание, чтобы она была исполнена в полном объеме и в срок.

По сути, цифровая модель управления действует так же, как навигатор. Вы ставите начальную и конечную точки определенного мероприятия, которое должно быть выполнено, а система сама связывает все между собой. Исходя из заранее запланированных событий и анализа факта реализации аналогичных мероприятий, она прогнозирует, будет выполнена определенная задача или не будет.

И чем больше показателей и мероприятий анализирует система, тем точнее становится прогноз. Поначалу, когда мы только запускали систему мониторинга нацпроектов, попадали в прогноз едва ли в половине случаев. Сейчас показатель перевалил за 90%. Поэтому наша задача — сделать систему управления, а не контроля.

Такой подход меняет всю модель выполнения любой задачи. Не нужно ждать окончания запланированных сроков и оценки результата «сделано/не сделано». Заранее видно, что и где мы не сделаем, и прилагаем максимум усилий, чтобы эти задачи были выполнены.

— Готовы ли чиновники к использованию таких технологических решений?

— А вы думаете, что чиновник — это что-то такое завезенное с луны? У нас сложился странный стереотип, что люди, когда попадают на работу в госучреждение, резко меняются, становятся такими негибкими, отсталыми бюрократами. Конечно, это не так. К технологиям все готовы, в том числе чиновники. Вопрос скорее в том, готовы ли были они к тому, что все стало гораздо более прозрачным. Это действительно оказалось комфортно далеко не всем.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни