Три митрополита
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Ольга Журавлёва. Дилетант
Идеал православной симфонии — это согласное, гармоничное сосуществование священства и царства, когда Церковь благословляет деятельность государства, получая взамен помощь в проповеди и окормлении верующих. Князь Иван Данилович Калита, похоже, особо ценил подобное «созвучие».
Киевский во Владимире
Русские князья получали ярлык на княжение в Орде, а русские митрополиты — утверждение своего статуса в Константинополе.
Почти каждый князь понимал важность близкого себе духовного лидера и часто старался отправить в Царьград за разрешением «своего человека» — либо уроженца своей земли, либо особо близкого себе священника или игумена.
В первые века существования кафедры на Руси большинство митрополитов были либо греческого, либо болгарского происхождения, но и они глубоко вовлекались в русскую политику и противостояния между князьями. Великий князь Иван Данилович успел застать за свою жизнь трёх митрополитов: Максима, умершего в 1305-м, Петра, почившего в 1326-м, и Феогноста, пережившего князя.
Первый был греческого происхождения и прибыл из Константинополя на Русь ещё в 1283-м. Именно он после разорения Киева ханом Тохтой в 1299-м перенесёт свою резиденцию во Владимир-на-Клязьме. Это был если не первый шаг на пути возвышения Москвы как церковной столицы, то шаг именно в эту сторону, хотя вопрос переноса кафедры возник ещё при прежнем митрополите, Кирилле. Максим «пас церковь Христову 23 года» и оставил по себе добрую память, а Русской православной церковью почитается в лике святителя.
Одной духовной стороной служение митрополита не исчерпывалось: он лично «посадил на великокняжеский престол» Михаила Ярославича Тверского (получившего ярлык от хана) и, возможно, пытался сгладить конфликт с Юрием Даниловичем, хотя любая биография святителя сообщает, что поддерживал он тверских князей против московских.
Смерть митрополита изменила расклад княжеских сил: Михаил Тверской желал поставить митрополитом своего кандидата — игумена Геронтия, и отправил его в Константинополь, но патриарх Афанасий предпочёл другого игумена — Петра Ратенского.
Митрополит Максим установил правило о постах, добавив к Великому посту Апостольский, Успенский и Рождественский. В том же «правиле» отметил обязательность церковного брака: «Жена для спасения человеческого. Если же держите их в блуде, без венчания: что за помощь тебе? Нет, упрашивай и понуждай их, пусть, стары ли или молодые оне, венчаются в церкви».
Чудотворец Пётр
Пётр, как и его предшественник на престоле, почитается как святитель, так что и его биография известна главным образом из жития. Разумеется, родился он у благочестивых родителей, с детства и даже до рождения был окружён знамениями и видениями. Что касается фактов, то известно, что родился он на Волыни, а отроком поступил в монастырь. Позднее на реке Рате построил келью и основал Новодворский монастырь, где стал игуменом и обрёл репутацию кроткого и добродетельного наставника. Согласно житию, в монастырь к Петру заглядывал и митрополит Максим, которому игумен подарил икону собственного письма. Первым светским властителем, который заинтересовался Петром Ратенским, стал галицкий князь Юрий Львович: именно он отправил Петра в Константинополь, надеясь сделать его митрополитом Галицким. Вопрос покинутой Киевской кафедры был ещё не решён окончательно — сделать ли отдельную Галицкую митрополию или смириться с тем, что кафедра всея Руси будет во Владимире. Патриарх Афанасий далеко не сразу сделал выбор: кандидат на Галицкую епархию провёл в Царьграде около двух лет и, похоже, понравился патриарху.
В конце концов Пётр стал митрополитом Киевским и всея Руси с престолом во Владимире, что подтвердил затем ещё и ярлык хана Тохты, полученный митрополитом в Орде вместе с доброжелательным напутствием хана. Но Михаил Тверской (на тот момент обладатель великокняжеского ярлыка) не скрывал недовольства тем, что его кандидат проиграл, и в Царьград, к патриарху, отправлялись жалобы на нового митрополита.
Князь Иван Данилович, с отрочества наблюдавший борьбу между тверичами и москвичами, естественным образом склонялся к тому пастырю, которого ненавидят противники, а митрополит, в свою очередь, быстро понял, кто на его стороне. По Татищеву, Иван Данилович уже в 1313 году помогал митрополиту в борьбе с еретиком (новгородским протопопом Вавилой), которого поддерживал как раз тверской епископ.
Митрополит вёл весьма деятельную жизнь, долг требовал постоянных поездок по митрополии и не только. В какой момент он попал в Москву, и чем, кроме «кротости и смирения», привлёк его этот город, можно только догадываться. Историк, автор биографии Ивана Калиты Николай Борисов полагает, что Пётр обосновался в Москве в 1322 году. Для временного проживания митрополитов подворье в Москве уже было, для дорогого гостя построили новое, была и главная деревянная церковь — Рождества Иоанна Предтечи, но каменный храм в Москве — это выход на новый уровень.
Наличие в городе праведников и святых мест было необходимым условием для обретения подлинной славы духовного центра, а ещё — способом привлечения новых жителей и, в итоге, экономического процветания. Для важных начинаний и событий дни выбирались в соответствии с церковным календарём и с тонким символическим значением, сами события и их герои должны были получать правильное толкование. Если смерть князя Юрия Даниловича была убийством одним русским князем другого из мести, то его торжественные похороны, отпевание митрополитом Петром и четырьмя епископами создавали новый смысл. Князь Юрий стал невинно убиенным мучеником, как мучеником за веру и отечество почитался убитый в Орде тверской князь Михаил.
Митрополит Киевский и всея Руси Пётр, согласно житию, перенёс свою кафедру из Владимира в Москву в 1325-м, незадолго до закладки Успенского собора и собственной кончины в декабре 1326 года. Святитель упокоился в Успенском соборе, житие отмечает множество чудес и «тайных исцелений», в Москве появился свой чудотворец, свой храм с чудесной могилой, а спустя 13 лет после кончины Пётр был причислен к лику святых, но это было уже при следующем митрополите — Феогносте.
Феогност — опора власти
Про последнего митрополита, также почитаемого в лике святителей, Феогноста известно совсем немного. Зато кафедру он занимал долго, ещё и при наследнике Калиты, Симеоне Гордом, и в политической жизни участвовал весьма активно. Предполагается, что родом Феогност был из Константинополя, а посвящение в митрополиты Киевские и всея Руси получил в 1328-м. Став преемником Петра, Феогност, как сообщает житие, местом своего пребывания выбрал Москву, не желая «оставлять гроба чудотворцев». Вот для чего городу и князю нужны храмы, праведники и чудеса! Ведь ещё недавно местом захоронения всех митрополитов Киевских был Софийский собор Киева, Максим был похоронен уже во Владимирском Успенском соборе, но вот, не без усилий московского хозяина, возникла новая традиция. В житии Феогноста указано, что был он «твердой опорой князей московских», что великим князем стал тогда Иван Калита и «тишина настала на Руси», а Московское княжество стало расти и крепнуть.
Митрополит Феогност служил верой и правдой — освящал новые белокаменные кремлёвские соборы, организовывал первый великокняжеский Спасо-Преображенский монастырь, всемерно способствуя созданию духовного центра прямо в княжеском дворце. Кроме этого, конечно, ставил епископов, боролся с попытками добиться церковной самостоятельности Северо-Западной Руси, предавал анафеме Псков, чтобы выманить оттуда тверского князя, старался действовать в гармонии с княжеской властью. Феогност умрёт от чумы в том же 1353-м, что и наследник Калиты — Симеон Гордый. Его причислят к лику святых значительно позднее, в XIX столетии.
Перед смертью, чудесным образом почувствовав её приближение за несколько недель, Иван Данилович принял постриг и имя Анания и перебрался в Спасо-Преображенский монастырь в том же кремле.
Приблизительно тогда же появилась «Похвала» Ивану в виде приписки к Сийскому Евангелию, где заказчиком значится старец Анания. Устройство монастыря при дворце — очень удобная штука.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.