Из Америки выдворяют восвояси несколько миллионов нелегалов. «Из-за Дональда Трампа высылка мигрантов вскоре станет мировым трендом, – пророчит политолог Сергей Марков. – Весной и у нас начнётся». Да неужели?
С 5 февраля заработает публичный электронный реестр мигрантов, незаконно находящихся в стране, посулил первый замминистра внутренних дел Александр Горовой. Обновлять его обещают раз в сутки. «Прикольно, если туда будет возможен доступ каждому гражданину, – иронизирует вице-спикер Мосгордумы Андрей Медведев. – Едешь в такси, зашёл в интернет, посмотрел, кто тебя везёт. Вдруг нелегальный трудовой мигрант?! И всегда можно помочь органам правопорядка!» А вот ещё одна новость: в конце прошлого года был принят закон, усложняющий жизнь брачным аферистам. Теперь мигранту из Средней Азии или Закавказья для легализации в России придётся прожить в браке минимум три года, отмечает общественник Кирилл Кабанов. «Однако этого мало, чтобы полностью решить проблему: необходимо обратиться к иностранному опыту, в частности схеме, которая применяется в США», – добавляет он. Собеседование с полицией, длительные проверки серьёзности намерений и лояльности – переймёт ли Россия этот опыт в рамках новой политической моды, которую задаёт Дональд Трамп?
Быть может, у России с Европой в самом деле больше различий, нежели сходства, но в кое-каких сюжетах всё как под копирку. На прошлой неделе в городском парке Ашаффенбурга – это в Баварии – 28-летний Инамулло из Афганистана зарезал 41-летнего мужчину и его двухлетнего сына и тяжело ранил ещё одного ребёнка с няней. Тем временем в Орехово-Зуеве 35-летний узбек Аброржон изнасиловал 11-летнюю школьницу в её же квартире. В британском Ротерхэме пакистанцы годами насиловали несовершеннолетних девочек, а диаспора «решала вопросы», покрывая преступников – и лишь недавно они угодили под суд. Приговоры – от 5 до 19 лет заключения. Определённо у Запада и Востока сегодня очень похожие проблемы. А Трамп, между тем, предлагает простое решение. Нет нелегальных мигрантов – нет и проблем.
По данным МВД, на конец осени в России официально проживали и работали 6 млн иностранцев, из них около 4 млн из бывших советских республик Средней Азии. По словам замминистра Горового, в нелегальной миграции лидируют граждане Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Армении и Азербайджана – но нелегалов не больше 9% от общего числа трудовых мигрантов (порядка 739 тыс. человек, если говорить предметнее). До сих пор нелегалов выдворяли, как правило, сотнями человек, в исключительных случаях – тысячами. С введением в действие электронного реестра число выдворяемых может значительно увеличиться.
Под новый год депутат Госдумы Владимир Васильев сделал неожиданное признание – оказывается, завоз в Россию «взрывоопасной молодёжной среды» из Средней Азии был организован осознанно. «Вопрос миграции. Тяжёлый вопрос. Он возникал как простое решение в сложной ситуации. Угрозы терроризма. Угрозы потери стабильности в государствах Средней Азии. Наш союзнический долг, братские отношения открыли двери для мигрантов. Чтобы они могли вот эту взрывоопасную молодёжную среду каким-то образом канализировать к нам». Васильев почему-то заговорил об этом именно сейчас, но хорошо, что он это вообще артикулировал, будет на кого сослаться. Отложим, однако, эти откровенные признания в сторону и поговорим о мигрантах как о данности.
Стерпится – слюбится!
Несмотря на все увещевания, даже в благословенном СССР декларированное братство народов было сомнительной данностью. Достаточно было попасть на срочную службу в Советскую армию, чтобы оценить, насколько реальность другая. При этом некорректно говорить о некоей укоренённой в обществе нетерпимости к «понаехам» с иным культурным кодом. Очень ёмко об этом высказался Кирилл Кабанов: то отношение к мигрантам, которое мы наблюдаем сегодня в обществе, «сформировалось как естественная ответная реакция на реальную значительную угрозу для граждан и национальной безопасности страны в результате массового бесконтрольного переселения в Россию выходцев из Средней Азии и Закавказья. Именно об этой угрозе официально и публично заявляет руководство ФСБ, СКР и Совбеза».
Отношение части граждан к мигрантам известно – «не тронь меня, а я тебя и сам не трону». До тех пор, пока местный не сталкивается с проявлением агрессии. Но чем больше приезжает мигрантов, тем больше становится этой агрессии, не так ли? Политики скользкую тему мигрантов большей частью обходят, а управленцы, похоже, слишком вовлечены в процессы налаживания взаимовыгодных контактов с национальными диаспорами. Экономисты тем временем доказывают: без мигрантов – никак. Казалось бы, нехватка рабочих рук должна подвести собственника к мысли об оптимизации, а может, и роботизации производства, но увы. Вместо этого теперь обсуждают, откуда бы ещё завезти новых мигрантов – так, чтобы и неконфликтные, и работящие, и чтобы довольствовались малым. Обещают заместить таджиков с киргизами корейцами и вьетнамцами – другой оптимизации как-то пока не видать.
А ещё есть крупный бизнес – застройщики, например. Владельцы сетей доставки. Их интересы, как показывает практика, чуть шире, чем интересы государства, тем паче общества. И они запросто решают любые организационные вопросы – на самом высоком уровне. Это сфера очень больших денег, знаете ли, а стремление потуже набить свой карман затмевает любой здравый расчёт. Треть жилплощади в новостройках выкуплена, остальная – не востребована. А ещё есть политики и управленцы, внимательно изучающие демографическую цифирь. Смертность растёт, рождаемость падает, местное население не желает плодиться и размножаться в условиях неподтверждённой стабильности. Мигрантам же такие условия, как правило, нипочём, у них дома намного хуже. И плодятся, и в кредитную кабалу влезают, и ничего ни от кого не требуют – золото, а не граждане. Ну и какой смысл содействовать рождаемости, если можно заселить территории «новыми россиянами» узбекского, таджикского или киргизского происхождения? «Британия в результате замещающей миграции, «изобретённой» в Европе, свою страну уже потеряла, это безвозвратно, – считает Сергей Колясников. – Не повторить бы нам этот путь. Потому что мы уже на грани. Программа замещающей миграции в России работает в полный рост».
Новый политический цикл
Есть такое предположение – Трамп высылает миллионы мигрантов, зачищая электоральную делянку своих политических оппонентов. Демократическая партия, как известно, всячески содействовала миграции, разыгрывая эту электоральную карту на выборах, в последние годы и вовсе по-шулерски (например, в округа завозили мексиканцев, у которых не было американских паспортов, но имелась возможность проголосовать «по праву проживания»). Теперь же Трамп восстановит статус-кво, лишив демократов немалой общественной поддержки – тех самых миллионов мексиканцев и пуэрториканцев.
Если бы в Германии мигранты голосовали за «Альтернативу для Германии», а во Франции – за «Национальное объединение», их бы давно массово выслали из страны как неблагонадёжных. Те, кому сегодня мигранты обеспечивают их политическую стабильность, – либералы и леваки. И ещё большой вопрос, а не взаимодействуют ли эти либералы и леваки с представителями национальных диаспор, обменивая политическую поддержку на лояльность каким-нибудь пакистанским сластолюбцам. Но тренд, хотят того европейцы или нет, уже задан – американцами, Трампом. В следующем политическом цикле на Западе мы едва ли увидим, как миллионы понаехавших голосуют за ту или иную политическую силу. Как не увидим и попыток выдвинуться в России на местных выборах представителей национальных закавказских и среднеазиатских диаспор. А ведь совсем недавно мы наблюдали такие попытки – их едва успевали купировать постфактум.
Прошлым летом глава СКР Александр Бастрыкин в ходе своей заочной полемики с депутатами Госдумы предложил изменить принципиальный подход к проблеме миграции. Проанализировать реальные потребности экономики в трудовых мигрантах и установить их допустимую численность, не идущую вразрез с государственной безопасностью, сформировать дорожную карту по замещению трудовых мигрантов из Средней Азии гражданами России, обеспечив им достойный уровень социально-трудовых гарантий. Возложить на работодателей персональную ответственность за соблюдение иностранными гражданами требований миграционного законодательства. Полгода прошло – воз и ныне там.