После начала СВО Россия оказалась под беспрецедентным санкционным давлением коллективного Запада, и одним из важнейших направлений санкционных атак стала нефтегазовая отрасль. Мы решили проинвентаризировать промежуточные итоги санкций.
Потребление нефти в странах ЕС в начале 2000-х находилось на отметке порядка 630 млн тонн в год (17% мирового спроса), однако затем стало плавно снижаться вслед за поступательным внедрением различного рода экологических инициатив. К 2021 году оно достигло 489 млн тонн, по итогам 2023-го — 494 млн тонн (11% мирового потребления).
ЕС все еще остается крупнейшим в мире импортером нефти, хотя его доля в мировом импорте снижается. В начале 2000-х она достигала 26%, сейчас упала до 19% мирового импорта.
По данным на 2021 год в Европу было импортировано 467,7 млн тонн нефти. Крупнейшим поставщиком традиционно выступала Россия — 138,7 млн тонн, или 29,6% всего физического объема импорта. Для России поставки в Европу формировали 52,6% всего физического объема экспорта нефти, это был главный рынок сбыта после внутреннего потребления.
Из США в 2021 году в Европу было поставлено 51,4 млн тонн нефти (11% всего импорта). Для самих США поставки в Европу формировали 37,1% всего физического объема экспорта нефти.
Замыкал тройку ведущих поставщиков нефти для Европы в 2021 году Ирак. Из этой страны было поставлено 47,5 млн тонн нефти. Это 10,2% всего физического объема европейского импорта и 27% всего физического объема иракского экспорта нефти.
Однако с началом СВО и недружественных действий стран ЕС по отношению к России в целом — и отечественной нефтянке в частности — ситуация радикально изменилась.
По итогам 2023 года общий физический объем импорта нефти в Европу сократился почти на 7% к уровню 2021 года, до 436 млн тонн. Из них на российские поставки пришлось всего 32,4 млн тонн. Таким образом, физический объем поставок нефти из России в Европу сократился более чем вчетверо, доля поставок из России в структуре европейского нефтяного импорта упала до 7,4% (в натуральном выражении), в структуре российского нефтяного экспорта — до 13,5%.
За счет выпавших с рынка объемов нарастили свое присутствие, сформировав новую лидирующую тройку поставщиков, США, Ирак и Саудовская Аравия.
Экспорт нефти из США в Европу в 2023 году составил 80,4 млн тонн — 18,4% всего европейского физического объема импорта нефти и 43% всего американского нефтяного экспорта (в натуральном измерении). Рост поставок в Европу позволил американским нефтяникам заметно нарастить объемы экспорта — со 138,5 млн тонн в 2021 году до 185 млн в 2023-м. Европа же стала для американских нефтяников основным рынком сбыта. Таким образом, для европейских потребителей произошел размен России на США.
Из Ирака в Европу в 2023 году было поставлено 49,2 млн тонн нефти — это 11,3% всего европейского импорта и 26,7% иракского экспорта. В общем, тут остались «при своих».
В свою очередь, Саудовская Аравия нарастила объемы экспортных поставок нефти в Европу с 28,5 млн тонн в 2021 году до 40,7 млн в 2023-м. По итогам 2023 года саудовцы забирали себе 9% всего европейского импорта, поставки в Европу формировали 11,7% всего их нефтяного экспорта (8,8% в 2021-м). Вместе с тем основными рынками сбыта нефти для них остались Китай и прочие страны Восточной Азии.
Здравствуй, Азия!
Высвободившиеся из Европы объемы нефти из России не покинули рынок вовсе, а были перенаправлены на другие рынки сбыта, крупнейшим из которых стала Индия.
В целом импорт нефти в этой стране несколько подрос — с 213,7 млн тонн в 2021 году до 231 млн тонн в 2023-м. Но куда более значительно выросли российские поставки. В 2021 году в Индию из России было поставлено 4,5 млн тонн нефти — это 2% индийского импорта и 1,7% российского экспорта. По сути, в обоих случаях — статистическая погрешность.
А в 2023 году из России в Индию было поставлено уже 81,8 млн тонн нефти, почти в 20 раз больше. Доля российских поставок составила 35,4% всего физического объема нефти в Индии, в нашем нефтяном экспорте на эту страну пришлось 34%.
Расширение российского присутствия на индийском рынке нефти происходило за счет вытеснения отсюда США (объемы поставок снизились с 20,5 до 11,3 млн тонн), ОАЭ (с 23 до 13,2 млн тонн), Нигерии и прочих стран Черной Африки (с 26,2 до 9,4 млн тонн), а также сжатия долей иных поставщиков.
Другим крупным направлением переориентации некогда направленных на рынки Европы потоков нефти из России стал Китай. Эта страна играла важную роль в российском нефтяном экспорте уже в 2021 году, когда сюда было поставлено 79,6 млн тонн — 15% всего китайского импорта и 30% российского нефтяного экспорта. В 2023 году объем поставок нефти увеличился в физическом измерении на 35%, до 107 млн тонн. Это 19% китайского нефтяного импорта и 44% российского нефтяного экспорта в натуральном измерении. Таким образом, можно говорить об усилении взаимной зависимости между двумя странами.
При этом в отличие от Индии наращивание российского присутствия на китайском рынке нефти происходило не столько за счет вытеснения кого-то, сколько благодаря физическому росту самого импорта нефти в Китае.
Интересно отметить феномен превращения России в импортера нефти… из Южной Америки. По данным EI, в 2023 году из этого региона в Россию было поставлено 7,6 млн тонн нефти, хотя еще в 2021-м сколько-нибудь значимых поставок по этому маршруту не было.
По всей видимости, речь идет о нарастающих объемах поставок нефти из Венесуэлы.
Как полагает заведующий лабораторией прогнозирования ТЭК Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Валерий Семикашев, речь может идти о какой-то форме реэкспорта венесуэльской нефти в соответствии с ранее достигнутыми договоренностями:
«Венесуэльская нефть тяжелая, тяжелее, чем наша Urals, и самой нашей экономике эта нефть не нужна. Но раньше, еще до всех этих санкционных потоков, мы начали помогать Венесуэле сбывать ее нефть, там присутствовала “Роснефть”. Сейчас, возможно, осуществляются формальные закупки нефти из Венесуэлы российскими юрлицами, скорее всего как-то связанными с крупными нефтяными компаниями. Эти юрлица перепродают венесуэльскую нефть, чтобы формально это не было российской нефтью, для обхода санкций. В числе возможных конечных точек можно предположить Индию, там у “Роснефти” участие в крупном НПЗ. Можно предположить другие направления. Например, в Мьянме был переворот, нужно было наладить поставки нефти туда и не попасть под санкции. Что-то могло поставляться в Сирию, своей нефти им не хватало. Вообще, простейшую установку по переработке нефти не в высококачественный бензин, а в мазут или СУГи для бытового потребления соорудить не так сложно, это можно сделать в любом месте».
Нефтепродукты
Российский экспорт нефтепродуктов за период с 2021 года испытал радикальное сокращение — более чем на треть в натуральном выражении. Если по итогам 2021-го этот показатель оценивался в 140,7 млн тонн, то в 2023 году всего в 90,9 млн тонн.
Главными источниками сокращения объемов экспорта нефтепродуктов стали поставки в Европу и США. Так, в 2021 году в Европу было поставлено 75,9 млн тонн российских нефтепродуктов, что составляло 38% всего импорта Европы и 54% всего экспорта России. В 2023 году на рынки Европы из России было направлено 37,5 млн тонн нефтепродуктов, вдвое меньше в физическом измерении. Этот объем составлял 19% импорта Европы и 41% экспорта России.
Стоит отметить, что общий объем импорта нефтепродуктов в Европу при этом сократился, но не катастрофически: в 2021 году этот показатель составлял 197,5 млн тонн, в 2023-м — 193,4 млн тонн. Выпавшие объемы из России были замещены за счет изменения географии товарных потоков нефтепродуктов в международной торговле.
Главным выгодоприобретателем этой переориентации потоков стали поставщики из Индии. В 2021 году экспорт нефтепродуктов из Индии в Европу составлял 8,3 млн тонн, то есть чуть меньше 12% всего индийского экспорта и жалкие 4% европейского импорта. А вот в 2023 году уже 29,8 млн тонн, в 3,6 раза больше. Соответственно перераспределились и рынки: теперь это уже 15% европейского импорта и 32% индийского экспорта.
Европейский рынок вообще позволил индийским НПЗ существенно нарастить объемы экспортных поставок нефтепродуктов: с 69,3 млн тонн в 2021 году до 93,3 млн тонн в 2023-м. Причем не тайна, что основой для этого роста стала российская же нефть. Фактически реальным изменением стало то, что в экспортных поставках российской нефти для Европы звено нефтепереработки было перемещено с отечественных НПЗ на индийские. Неприятно, конечно, терять добавленную стоимость, но имеем что имеем.
На вытеснении из Европы российских нефтепродуктов смогли также нарастить свои поставки США (с 26,4 до 37 млн тонн), какую-то копейку перехватили Саудовская Аравия (13,3 млн тонн в 2023 году и 10,9 млн тонн в 2021-м), Кувейт (11 и 2,3 млн тонн соответственно), ОАЭ (9 и 6,4 млн тонн), Ирак (5 и 1,4 млн тонн).
Поставки нефтепродуктов из России в США составляли 22,6 млн тонн в 2021 году, то есть 20% всего американского импорта и 16% российского экспорта. В 2023 году прямые поставки практически прекратились. Однако общий объем импорта нефтепродуктов в США за это время сократился со 112,9 млн до 97,5 млн тонн, то есть несколько меньше, чем выбывшие российские объемы. Разница была компенсирована за счет увеличения поставок из Ирака и (да, это даже смешно) Индии.
Можно ли, в свою очередь, говорить о переориентации экспортных поставок отечественных нефтепродуктов на альтернативные рынки?
С одной стороны — да. По итогам 2023 года объем поставок российских нефтепродуктов в Китай составил 16,2 млн тонн, 14% всего китайского импорта и 17,8% российского экспорта. В то время как еще в 2021 году на китайский рынок из России было отправлено 3,2 млн тонн, незначительная величина как в нашем экспорте, так и в китайском импорте. Китай в принципе увеличил объем своего импорта на величины, сравнимые с приростом поставок из России.
На индийском направлении также можно отметить некоторые успехи. В 2021 году сюда было поставлено из России 2,1 млн тонн нефтепродуктов (опять-таки незначительная величина для обеих сторон). А по итогам 2023-го уже 8,7 млн тонн — это уже 16% индийского импорта и 9,6% российского экспорта.
Однако весь выпавший с западного направления объем экспортных поставок нефтепродуктов по итогам 2023 года перенаправить все же не удалось, отсюда и такое снижение общего объема экспортных поставок из России.
Поэтому приходится констатировать, что полностью «сменить полярность» экспортных поставок нефтепродуктов еще не удалось.
Есть ли потенциал такого замещения? Теоретически — да, в мире есть крупные макрорегионы, не настроенные враждебно к России и при этом являющиеся крупными импортерами нефтепродуктов. Например, в 2023 году Африка импортировала 133 млн тонн нефтепродуктов, Латинская Америка — 105,9 млн, Ближний Восток — 69,7 млн (да, не у всех там есть нефть, а тем более адекватная нефтепереработка).
СПГ
Мировой газовый рынок за период с 2021 года пережил радикальные преобразования. Главным, поистине революционным изменением стал коллапс трубопроводных поставок газа из России в Европу. В 2021 году их объем составил 167 млрд кубометров, в 2023-м — 49,8 млрд. Отчасти падение было компенсировано наращиванием экспортных поставок в Китай: с 7,6 млрд кубометров в 2021 году до 21,3 млрд в 2023-м. Однако, как можно заметить, это лишь малая доля потерянных на западном направлении объемов. Так что общий объем трубопроводного экспорта газа из России за 2021‒2023 годы сократился с 201,7 до 95,4 млрд кубометров.
Выпадающие объемы на мировом газовом рынке, как следовало бы ожидать, должны были замещаться поставки сжиженного природного газа (СПГ).
И действительно, тенденции к росту в этом сегменте были. Мировой объем экспорта СПГ в 2021 году составлял 515,9 млрд кубометров в эквиваленте, а по итогам 2023 года уже 549,2 млрд кубометров. Этот прирост совсем не покрывает выпавшие с мирового рынка российские «трубопроводные» объемы.
Сама Россия смогла воспользоваться ростом спроса на сжиженный газ лишь в малой степени. Объем экспортных поставок СПГ из России увеличился с 39,5 млрд кубометров в 2021 году до 42,7 млрд в 2023-м.
Главными выгодоприобретателями роста спроса на СПГ стали США, нарастившие объемы поставок с 94,5 млрд кубометров в 2021 году до 114 млрд кубометров в 2023-м. Несколько меньше преуспели Норвегия (рост с 0,2 до 5,5 млрд кубометров), Алжир (с 15,6 до 19 млрд кубометров), Малайзия (с 33,6 до 38,3 млрд кубометров), Индонезия (с 14,6 до 16,1 млрд кубометров). Что интересно, некоторые традиционные поставщики СПГ (Нигерия, Бруней) снижали объемы поставок, несмотря на растущий рынок, ряд традиционных поставщиков поддерживали существующий уровень поставок (Катар, ОАЭ, Тринидад и Тобаго, Австралия).
Главным источником роста спроса на СПГ в 2021‒2023 годах предсказуемо стала Европа. Импорт СПГ там вырос со 107,5 до 169,1 млрд кубометров в эквиваленте, доля Европы в мировом импорте СПГ — с 20 до 30%.
Строго говоря, именно Европа и обеспечила практически весь рост спроса на СПГ в мире, в то время как другие крупнейшие рынки (Китай, Япония, Индия, Южная Корея) стагнировали или даже снижали импорт в рассматриваемый период. Европа же «съела» рост поставок СПГ из США (в 2021 году импортировалось 30,8 млрд кубометров, или 32% всего американского экспорта, в 2023-м — 76,2 млрд кубометров, или 67% всего американского экспорта).
А вот в географии экспортных потоков СПГ из России принципиальных изменений не произошло. В 2021 году из 39,6 млрд кубометров всего экспорта 22,2 млрд (56%) шло в Азиатско-Тихоокеанский регион (главным образом в Японию и Китай), 17,4 млрд (44%) — в Европу (Франция, Испания, Бельгия). В 2023 году из 42,7 млрд кубометров всего экспорта 23,1 млрд кубометров (54%) шло в Азиатско-Тихоокеанский регион (в том числе 11 млрд — в Китай, 8,4 млрд — в Японию), 19,4 млрд кубометров (45%) — в Европу (в том числе в Испанию — 6,5 млрд, во Францию — 4,8 млрд, в Бельгию — 3,9 млрд).
Можно ли увеличить объемы поставок СПГ из России и диверсифицировать рынки сбыта? В теории — да. По прогнозу нефтяного картеля ОПЕК, до 2045 года мировой спрос на газ вырастет до 5,39 трлн кубометров (для сравнения: в 2023 году он составлял порядка 4 трлн кубометров), причем источниками роста станут Китай, Индия и прочие рынки глобального Юга (что означает отсутствие политически обусловленных ограничений для отечественных экспортеров).
Однако на практике потенциальный рост экспортных поставок СПГ из России упирается в ограничения инфраструктурного характера — мощности заводов по сжижению газа и флота танкеров-газовозов.
В марте 2021 года правительство России утвердило долгосрочную программу развития производства сжиженного природного газа. Документ очень амбициозный, его целевые показатели по выпуску СПГ предполагали уже в 2024 году выйти на производство в размере 46‒65 млн тонн — при общей мощности действовавших на начало 2021 года СПГ-заводов 27,7 млн тонн. Целевые показатели на 2030 год составляли 63‒102,5 млн тонн, на 2035-й — 80‒140 млн тонн.
Впрочем, сама же долгосрочная стратегия констатировала, что огромное количество потребного технологического оборудования в России не производится, многих технологий нет и реализация проектов развития СПГ-отрасли требует привлечения иностранных партнеров.
Однако эти партнеры, как показала последующая практика, оказались представителями недружественных стран, сотрудничество с ними было прекращено по их же инициативе. Более того, США начали практиковать адресное санкционирование (через включение в так называемый SDN-лист) даже конкретных СПГ-проектов на территории России. Например, особого внимания удостоился «Арктик СПГ — 2»: в ноябре 2023 года помощник госсекретаря США по вопросам энергетики Джеффри Пайетт прямо пообещал «убить этот проект».
Впрочем, есть основания полагать, что господину Пайетту придется много печалиться и негодовать.
В отрасли отмечают, что у отечественных компаний есть четкое понимание, как преодолеть технологические санкции, освоить технологии и импортозаместить необходимое оборудование. И в качестве примера называется все тот же «Арктик СПГ — 2».
Проблема газовозов тоже решается. Так, буквально в последних числах прошлого декабря танкер-газовоз ледового класса Arc7 «Алексей Косыгин» отошел от верфи «Звезда» для проведения ходовых испытаний. Строительство судна было начато в конце 2020 года, но его завершение серьезно затянулось из-за санкций. В частности, помешали ограничения в отношении сложных мембранных систем для резервуаров хранения СПГ, которые производились только во Франции. Однако отечественные аналоги уже разработаны, в первом полугодии 2025 года ожидается передача «Алексея Косыгина» заказчику, а затем и тиражирование на всей серии судов этого класса (до 15 единиц как минимум).
Конечно, необходимо также создание новых платежных маршрутов, независимых от западных стран: валюты, платежные системы и т. д. А это уже лежит в области финансовой и политической, но не узко отраслевой.
Глобальная нефтяная доска
Мы попытались максимально укрупненно отразить ключевые международные потоки сырой нефти и нефтепродуктов, опираясь на последние официальные данные обзора Energy Institute Statistical Report of World Energy 2024 за 2023 год. И, сравнив с потоками за последний довоенный 2021 год (тогда база предоставлялась компанией BP), подытожить ключевые сдвиги в конфигурации потоков.
Итак, начнем с нефти (см. карту 1). Укрупненно мы имеем шесть ключевых стран или регионов, являющихся нетто-экспортерами сырья. Это лидирующий с большим отрывом Ближний Восток (860 млн тонн, здесь и далее округляем до целых, или 46% мирового экспорта нефти), далее почти равновеликие по объему нетто-экспорта Россия (241 млн тонн) с примкнувшими к ней петрогосударствами СНГ (Казахстан, Азербайджан, Туркменистан), которые мы выделяем как отдельного игрока, и Африка (6 из 13 членов ОПЕК — представители Черного континента, общий африканский экспорт — 233 млн тонн). И два игрока в Западном полушарии — это Центральная и Южная Америка (сюда же мы отнесли Мексику), а также мощный и агрессивно ведущий себя на рынке, совсем недавно превратившийся в нетто-экспортера нефти североамериканский игрок (США + Канада; ввиду значительной инфраструктурной и экономической связанности нефтяного комплекса этих стран мы в целях данной статьи рассматриваем их как единое целое).
Теперь перечислим импортеров. Крупнейший из них — Китай (526 млн тонн импорта, стягивает на себя 30% глобальных нефтяных поставок), далее следует ненамного уступающая Китаю по объему брутто-импорта Европа (437 млн тонн). Вслед за ней идет группа индустриально развитых азиатских стран с мощной собственной нефтепереработкой и нефтехимией — Южная Корея, Тайвань, Малайзия, Индонезия, Таиланд, Сингапур и ряд других, которые мы рассматриваем как одного игрока — «прочий АТР» (брутто-импорт — 323 млн тонн). Ну и замыкают список нетто-импортеров еще два представителя Азии — Индия (231 млн тонн) и Япония (126 млн тонн).
Совокупный глобальный брутто-экспорт сырой нефти в такой группировке игроков (подчеркнем, именно в такой группировке — мы не учитывали трансграничные поставки внутри Африки, между США и Канадой, между ближневосточными государствами и внутри других региональных блоков) равен брутто-импорту и составлял в 2023 году 1,88 млрд тонн, а общий объем глобальной торговли нефтью вырос на 1,6%.
Если сопоставить эту карту потоков с картой довоенного 2021 года (мы проводили расчеты и рисовали ее в материале «Приключения русского дизеля» в № 7 журнала «Эксперт» за 2023 год), то основные сдвиги таковы. Россию выкинули санкциями полностью с североамериканского рынка (−10 млн тонн) и вынудили на три четверти сократить поставки сырой нефти в Европу (−106 млн тонн). Однако эти поставки в существенной степени удалось заместить увеличением потоков в Китай (+27 млн тонн) и особенно в Индию (+77 млн тонн). Оговоримся, что эти цифры учитывают только прямые поставки, без реэкспорта нефти. А на этой ниве за последние годы расцвели удивительные игроки, самый яркий — Малайзия. По данным китайской таможенной статистики, поставки нефти из Малайзии в Китай выросли с 18,6 млн тонн в 2021 году до 54,8 млн тонн в 2023-м и совершенно невероятных 70,3 млн тонн в 2024-м, что вдвое превышает собственную добычу. Прямых свидетельств нет, но логично предположить, что Малайзия превратилась в перевалочный хаб санкционной нефти из Ирана, Венесуэлы и России.
Неявные санкции в виде снижения поставок нефти от Запада и его союзников испытал Китай: сократили поставки сюда США + Канада (−36 млн тонн за два года) и их сателлиты — Латинская Америка (−4 млн тонн) и Африка (−15 млн тонн). Однако голодного пайка не получилось: подсуетились другие экспортеры — Россия (+27 млн), «прочий АТР» (включая упомянутую Малайзию, +36 млн), чуть увеличились поставки нефти в КНР с Ближнего Востока (+3 млн тонн). За счет этих и других компенсационных мер Китаю не только не пришлось сокращать импорт нефти, но удалось даже увеличить импорт за два года на 37 млн тонн. А по деньгам Китай даже выиграл — в своей корзине ввозной нефти он заместил дорогую американскую и африканскую на торговавшуюся с дисконтами российскую и, как можно предположить, совсем дешевый реэкспортный малайзийский микс, «очищенный» от санкций.
У санкционной атаки на Россию оказался еще один бенефициар — Индия. Она заместила дорогую ближневосточную нефть (−22 млн тонн) дисконтной российской (+77 млн тонн), общий импорт нефти Индии вырос на 17 млн тонн, что транслировалось в прирост экспорта нефтепродуктов (+24 млн тонн, из них 22 пошло в Европу).
Не сидели сложа руки и европейцы. Выпавшие российские нефтяные поставки (−106 млн тонн) были компенсированы поставками из Северной Америки (+32 млн), с Ближнего Востока (+24 млн) и по мелочи из Латинской Америки, «прочего СНГ» и Африки (в общей сложности +17 млн), пришлось поджать и общий импорт (на 23 млн тонн, около 7%).
Что касается конфигурации глобального рынка нефтепродуктов, то здесь несколько более запутанная картина (см. карту 2). Большинство значимых игроков одновременно и ввозят, и вывозят крупные объемы нефтепродуктов. Причин такого формально странного положения две. Первая — продуктовая: нефтепродукты — довольно разнообразная по потребительским свойствам группа товаров, производство одних может быть в стране избыточным относительно ее потребностей, других — недостаточным. Например, на экспорт могут идти темные нефтепродукты (мазут), а импортироваться более сложные светлые (бензин, дизельное топливо). Или наоборот.
Вторая причина — географическая. Нефтепродукты, в отличие от нефти, как правило, имеют ограниченное сухопутное плечо доставки, и в досанкционную эпоху чаще оказывалось проще и выгоднее доставить топливо морем из зарубежья, чем из другой части своей страны по железной дороге или автотранспортом.
Распределение стран/регионов в качестве нетто-экспортеров и нетто-импортеров для нефтепродуктов несколько иное, чем по нефти (см. карту 2). Центральная и Южная Америка, будучи чистым экспортером сырой нефти, не в состоянии полностью обеспечить себя нефтепродуктами — регион их больше ввозит, чем вывозит. Более или менее мощной нефтепереработкой в этой группе стран обладают лишь Бразилия и Мексика. Сравнительно крупная по установленной мощности венесуэльская нефтепереработка за годы американских санкций пришла в упадок и работает в разы слабее потенциала. Таким образом, крупнейший международный экспортный рукав нефтепродуктов идет из Северной Америки на юг континента: США и Канада в совокупности вывозят сюда 131 млн тонн. Весьма крупные экспортные рукава нефтепродуктов из Северной Америки направляются также в Европу (38 млн тонн), «прочий АТР» (19 млн тонн) и Японию (13 млн тонн). И немудрено, ведь именно США обладают крупнейшей нефтеперерабатывающей промышленностью мира.
Аналогичный «кульбит» — из нетто-экспортера нефти в нетто-импортера нефтепродуктов — совершает Африка: она получает крупные объемы моторных топлив с Ближнего Востока (41 млн тонн) и из Европы (41 млн тонн); впрочем, некоторый объем нефтепродуктов идет и навстречу — из Африки в Европу (13 млн тонн). Но главным поставщиком нефтепродуктов в Старый Свет до конфликта на Украине и начала санкционной войны оставалась Россия: в 2021 году в Европу направлялось более половины нашего экспорта (76 из 141 млн тонн, и вдобавок 14 млн тонн шло в Европу из петрогосударств бывшего СССР). Еще 23 млн тонн Россия отгружала в Северную Америку. Санкции обнулили поставки российских нефтепродуктов в США и Канаду, а поставки в Европу снизились наполовину — с 76 до 38 млн тонн. Несмотря на частичную переориентацию поставок нефтепродуктов на дружественные рынки, общее снижение экспорта нефтепродуктов из России за два года (2023-й к 2021-му) снизилось примерно на треть (на 50 млн тонн).
А вот Индия, будучи нетто-импортером сырой нефти, располагает нефтеперерабатывающим комплексом, превышающим внутренние потребности (установленная мощность НПЗ — четвертая в мире после США, Китая и России) и выступает нетто-экспортером моторных и печных топлив. Крупнейшими покупателями индийских нефтепродуктов были в 2023 году Ближний Восток (19 млн тонн; впрочем, встречный поток оттуда зримо больше, 30 млн тонн) и страны АТР (тоже 19 млн тонн).
Объем же брутто-импорта нефтепродуктов в Китай сравнительно невелик, всего 114 млн тонн. Почти наполовину он покрывается поставками от соседей по АТР. Они же, наряду с Ближним Востоком и Северной Америкой, снабжают Японию, нефтеперерабатывающие мощности которой, работающие исключительно на импортной нефти, несмотря на внушительный масштаб (шестое место в мире), не покрывают внутренний спрос.
Без паники
По итогам 2023 года совокупную выручку России от экспортных поставок нефти и нефтепродуктов можно оценить в 121,1 млрд долларов (на 8,7% больше чем в 2021 году). Но при этом в структуре экспортных поставок в 2023 году доля Китая подросла до 49,6% (60,1 млрд долларов), Индии — до 40,2% (48,6 млрд долларов), доля ЕС упала до 8% (10 млрд долларов, главным образом, за счет Болгарии, Венгрии и Словакии), Япония в принципе покинула число значимых импортеров российской нефти.
Итоги 2024 года еще не представлены в более или менее заслуживающей внимания детализации. В укрупненном виде объемы добычи нефти и конденсата в России по итогам 2024 года вице-премьер Александр Новак предварительно оценил в 518‒521 млн тонн, на 2025 год он ожидает аналогичных объемов. Такого же обвального падения, какое наблюдалось в газовом секторе, отечественная нефтяная отрасль благодаря оперативной перестройке географии торговых потоков (здесь нет такой зависимости от экспортной трубы) не переживала.
В 2025 году отечественная нефтянка может столкнуться с двумя вызовами. Первый — это угроза стремительного роста добычи нефти в США, что чревато разбалансировкой мирового рынка нефти или вытеснением американцами иных игроков.
Так, согласно прогнозу американской EIA, прирост потребления нефти в мире в 2025 году может составить 0,9 млн баррелей в сутки, главным образом за счет Индии. ОПЕК прогнозирует прирост мирового потребления в 2025 году на 1,45 млн баррелей в сутки.
А новоизбранный президент США Дональд Трамп уже объявил, что рассчитывает поднять добычу нефти в своей стране еще на 3‒4 млн баррелей в сутки (на 15‒20% к показателю 2023 года).
В свое время для удержания цен, обвалившихся от чрезмерных амбиций американских нефтяников, рядом стран был сформирован формат ОПЕК+, который действует и сейчас. Не далее как 5 декабря этого года страны ОПЕК+ продлили условия соглашения, принятые на 2025 год, еще и на 2026-й. По этим условиям, напомним, участники соглашения планируют добывать в 2025 году 39,7 млн баррелей в сутки (по сравнению с 40,5 млн в 2024-м), в том числе Россия получила квоту в 9,95 млн баррелей в сутки.
Прыть американцев может поставить ОПЕК+ перед выбором: еще больше сокращать добычу (но это будет означать сдачу своих позиций на рынке), или все же вступить в борьбу за рынок (что чревато снижением цен).
Впрочем, для новых буровых платформ в США называют точку безубыточности в интервале 59‒70 долларов за баррель WTI. И если это правда, то возможности для маневра в ближайшей перспективе у американских поставщиков невелики: растущая Индия будет требовать у поставщиков больших скидок, Китай тоже не горит желанием радовать откровенно враждебную ему администрацию Трампа. А цены уже близки к этим отметкам.
Другое дело, что европейские «партнеры» закусили удила и чуть ли не собрались поднимать пиратский флаг. Так, в понедельник 16 декабря ЕС утвердил новый пакет санкций против России. Пакет фактически направлен против флота судов, используемых Россией для обхода введенных коллективным Западом эмбарго и «ценовых потолков».
Как сообщает Bloomberg со ссылкой на чиновников ЕС, страны Евросоюза намерены проверять страховки танкеров при подозрении на их причастность к «теневому российскому флоту». Мера затронет суда, перевозящие российскую нефть и проходящие через Датские проливы, Финский залив и воды между Швецией и Данией.
У этой идеи есть сильные стороны: потенциальная «сортировка» судов, проходящих через Датские проливы, фактически полностью исключит из экспортных поставок все наши порты Балтийской акватории. А ведь именно там расположены два из трех крупнейших наших нефтеэкспортных портов — Приморск и Усть-Луга. Но эта лихая идея нереализуема законными методами, без пиратских набегов на торговый флот, следующий под различными флагами.