ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Июнь 28, 2024

Уж лучше вы к нам на Колыму

Рейтинг: 0

Автор: Александр Киденис. Труд

21 человек погиб в результате террористической атаки на Махачкалу и Дербент. Но жертв могло быть втрое больше. На Кавказе в подобных случаях говорят: Аллах его знает, почему так случилось. И действительно: еще неделю назад активно обсуждались планы увеличения потока туристов со всей России, говорили про «новую нефть» Дагестана. Программы по созданию в республике туристической Мекки, презентации, доказывающие, что не надо ездить в Эмираты — у нас свой рай под боком: В 2023 году республика приняла 1,7 млн отдыхающих — на полмиллиона больше, чем годом ранее. И вот очередной удар по «громадью планов». В прошлый раз, когда погромщики разнесли аэропорт Махачкалы и искали евреев даже в турбине лайнера, все списали на происки Украины и Запада. А теперь на кого?

Ныне основной целью террористов оказались православные храмы и синагога в Махачкале (ее подожгли) и Дербенте, где за дубовыми дверями собора Покрова Пресвятой Богородицы успели укрыться около 40 прихожан. И православный священник отец Николай Котельников там погиб, попытавшись преградить террористам путь в церковь: вышел к ним навстречу и был убит на глазах у жены. Теперь турфирмы сообщают об аннуляциях заявок на поездки в Дагестан. Причина очевидна: в республике небезопасно.

Впрочем, у случившегося есть и другая сторона. Население Дагестана на 96% исповедует ислам, по большей части суннитский. В нынешнем году в республике надеются завершить строительство мечети имени пророка Мухаммада — одной из крупнейших в Европе, на 20 тысяч молящихся. Однако в минувшее воскресенье, 23 июня, из 21 погибшего при террористической атаке подавляющее большинство, 16 жертв, оказались мусульманами. Это полицейские, вступившие в бой и в конце концов ликвидировавшие боевиков.

То есть, когда председатель Совета имамов Махачкалы Абдула Ахалов сообщил при разборе трагедии, что «произошедшее сегодня никак не связано с религией ислам», он был в чем-то прав. Тогда с чем же? Исследователи вспоминают, как в 2015 году из Дагестана около 900 человек уехали в Сирию воевать на стороне тамошних боевиков. Цифру назвало МВД, а по неофициальным данным, уехавших было на порядок больше, и в большинстве молодежь. Попытки выяснить мотивы уперлись в социальную несправедливость. При опросах люди сразу начинали говорить не о Сирии, а о тех проблемах, которые есть в Дагестане: коррупция, стеклянный потолок, когда выше определенного уровня вырасти невозможно, бюрократия... При этом 80% уезжавших составляли дети чиновников, полицейских, бизнесменов, то есть вполне успешные граждане. Но они лучше видели ситуацию в республике, и улучшаться она не собиралась. Это наполняло молодежь протестными настроениями, чем пользовались вербовщики, которые вели работу преимущественно с представителями среднего класса.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни