У зарубежных брендов одежды возникнут серьёзные сложности, если они захотят вернуться в российские торговые центры, рассказали "Известиям" в профильных объединениях бизнеса. Все качественные и центральные места в ТЦ уже заняты отечественными компаниями, договоры аренды заключены на пять-десять лет. Вакантных площадей осталось около 5-6%. Более того, зарубежным брендам в прямом смысле придётся заплатить за обратный "входной билет", уверяют российские центры. Размеры этого дополнительного взноса уже обсуждают в отрасли.
Крупные иностранные бренды одежды, покинувшие страну в 2022-2023 годах, вернулись к неофициальному диалогу с отечественными торговыми центрами. Речь идёт о европейском бизнесе - например, холдинге Inditex (развивает такие торговые марки, как Zara, Bershka, Pull & Bear, Stradivarius и Massimo Dutti). Пока никаких конкретных условий стороны не обсуждают, но уже понятно, что возвращение на отечественный рынок будет долгим и сложным, рассказали "Известиям" в Российском совете торговых центров (РСТЦ) и Союзе торговых центров.
Россия - серьёзный рынок сбыта, в структуре мировых продаж зарубежных брендов доля нашей страны составляла от 3 до 15% в зависимости от компании, это шестое-восьмое место в иностранных рейтингах, сказал "Известиям" член президиума РСТЦ Дмитрий Томилин. По его словам, европейский бизнес не хотел и не хочет терять такую площадку.
- Сегодня окно возможностей постепенно открывается, политические события предвещают оттепель в отношениях с США, поэтому зарубежные бренды действительно начали выходить на связь - речь идёт о таких именах, как Zara и Bershka, Pull & Bear, Stradivarius, и других, - добавил эксперт. - Никаких конкретных шагов компании пока не делали. Но, когда придёт время для конкретного диалога, иностранцы столкнутся с тем, что возвращаться особо некуда и за это ещё нужно серьёзно заплатить.
Прежде всего места европейцев в ТЦ уже заняты: центральные площадки забрали такие отечественные компании, как Lime, Stockmann, Gloria Jeans, Melon Fashion Group (бренды Zarina, Befree, Love Republic и другие), - только в 2023-м они заняли 400 точек, оценивали сами компании.
Часть площадок забрали иностранцы, например из Ливана: это Maag, Ecru и Dub. Эти торговые сети в 2022-2023 годах подписали договоры аренды на пять-десять лет. Поэтому быстро вернуться будет некуда, объяснил эксперт.
Конечно, часть торговых центров может отказаться от неэффективных арендаторов, отдав их площадки под иностранных партнёров с "хорошими цифрами", но даже это будет нелегко сделать - текущие продавцы как минимум должны нарушить действующие договоры, например задержать арендную плату, считает Дмитрий Томилин. По его оценкам, весь процесс возвращения может растянуться минимум на 6-12 месяцев.
- Если в будущем Inditex сочтёт, что новые обстоятельства позволят вернуть бренды группы на российский рынок, у компании и Daher Group (Maag, Ecru, Dub) есть возможность потенциального сотрудничества в рамках соглашения о франчайзинге, - сказали "Известиям" в испанском холдинге в ответ на запрос издания. Ранее, в октябре 2022 года, Inditex продала бизнес в РФ группе компаний Daher, что включало передачу большинства договоров аренды, связанных с магазинами.
Действительно, в большинстве случаев российские бренды подписывали долгосрочные договоры аренды - от пяти лет, а основанием для их расторжения могут стать лишь серьёзные нарушения со стороны этих компаний. Есть и другой вариант, более мягкий, - нашим брендам выплатят отступные, пояснил "Известиям" вице-президент Союза торговых центров Павел Люлин. По его словам, на неофициальный разговор с торговыми центрами сейчас вышел холдинг Inditex.
- Сейчас в ТЦ дефицит свободных площадей, это 5-6%, поэтому за локации будет сильная конкуренция. И потеснить российские и турецкие бренды может быть сложно и дорого. Хотя торговые центры уже заявили, что готовы предлагать варианты - от свободных площадок до ротации арендаторов. Западные бренды раньше занимали лучшие площадки, - рассказал эксперт.
Также зарубежным торговым сетям придётся оплатить обратный "входной билет", это будут существенные деньги, добавил Павел Люлин. Сумма будет учитывать инвестиции в российскую экономику, более высокую арендную плату по сравнению с нашими брендами и дополнительные отчисления. По словам эксперта, в отрасли уже обсуждают разные варианты такого подхода. Например, если раньше торговые центры готовы были компенсировать затраты на ремонт на объекте, то сейчас таких преференций не будет, пояснил Дмитрий Томилин.
"Известия" направили запросы в ключевые столичные ТЦ - "Европейский", "Авиапарк", "Охотный ряд" и "Атриум". Например, в "Афимолле" сейчас нет свободных площадок для иностранцев, сказали "Известиям" в пресс-службе AFI Development.
Пока конкретных разговоров с брокерами торговой недвижимости иностранцы не ведут, отметили в NF Group. Но в случае возвращения им как минимум придётся уплатить штрафы девелоперам за внезапное расторжение договоров с текущими арендаторами, уточнила региональный директор департамента торговой недвижимости компании Евгения Хагбердиева. Сумма может начинаться от 5-10 млн рублей.
По её словам, в крупных торговых центрах в Москве и Петербурге почти не осталось вакантных помещений, которые могли бы быть оперативно предложены иностранным брендам. В регионах ситуация более вариативна, однако качественные объекты с высокой посещаемостью также уже сформировали пул арендаторов, добавила Хагбердиева. "Известия" направили запросы отечественным арендаторам, чтобы понять, готовы ли они освободить некоторые площадки: в Lime, Stockmann, Gloria Jeans, Melon Fashion Group на момент публикации не ответили. В управляющей компании Rmixed (развивает бренды Maag, Dub, Ecru) редакции сказали, что поддерживают и приветствует "здоровую конкуренцию: увеличение предложений на рынке идёт на пользу покупателям".